6319

Прекрасная маркиза. Как Мишель Мерсье вышла из тени своей Анжелики

"Аргументы и факты" в Беларуси № 3. Приготовьте ваши деньги! 19/01/2021
С Робером Оссейном изображали бурную страсть только на экране.
С Робером Оссейном изображали бурную страсть только на экране. Кадр из фильма

Снявшись в экранизации романов про «маркизу ангелов», Мишель Мерсье и впрямь в каком-то смысле стала «Анжеликой навсегда» - пусть и против своей воли. Образ прекрасной авантюристки приклеился к актрисе так прочно, что в конце концов сослужил ей дурную службу, поставив крест не только на ее карьере, но и на личной жизни.

Впрочем, не зря же говорят: все, что нас не убивает, делает сильнее. Вот и Мерсье научилась не пасовать перед собственной блистательной героиней, так же как и та - перед многочисленными ударами судьбы, выпавшими на ее долю.

Приключения в массы

Приключений, как мы знаем, хватало с избытком - причем не только у самой книжной маркизы, созданной воображением Анн и Сержа Голон, но и у ее экранного воплощения. По иронии судьбы французские фильмы про Анжелику, завоевавшие бешеную популярность во всем мире, больше всего лиха хлебнули в Советском Союзе. Для неискушенной отечественной публики зрелище оказалось шокирующим и волнующим одновременно, и советская цензура добросовестно «почикала» все более-менее откровенные сцены - в результате пределом непристойности на экране оказалась обнаженная спина Анжелики. Тем не менее кино вызвало в СССР настоящую бурю негодования: критики обвиняли создателей фильма в непристойности, оторванности от вкусов широких масс, бездуховности…

Стоит ли говорить, что сами «широкие массы», о моральных устоях которых пеклись цензоры, наоборот, пришли в полный восторг от заграничной новинки? У кинотеатров выстраивались километровые очереди, на сеансы ходили по нескольку раз. Публику не смущало даже то, что в Союзе фильмы о прекрасной маркизе показывали не по порядку, а вразнобой: сначала, в 1968 году, - третью часть, затем - первую... Только в годы перестройки вышла вторая серия, а четвертую и пятую и вовсе объединили в одну и сократили. Зато в фильмах было все, что нужно для киноманского счастья: пышные костюмы и декорации, лихо закрученный сюжет, а главное - умопомрачительная история любви.

Настоящей красавице любой наряд к лицу!
Настоящей красавице любой наряд к лицу! Фото: Public domain

Лакомый кусочек

Главным же магнитом для зрителей, советских и не только, стала сама Анжелика в исполнении Мишель Мерсье - златокудрая красавица с точеной фигурой и глазами размером с пол-Франции. Казалось бы, не образ, а лакомый кусочек для любой актрисы. К примеру, Брижит Бардо очень жалела, что отказалась от этой роли (хотя, может, и правильно сделала, что отказалась). Сыграть Анжелику мечтали многие неотразимые блондинки - Катрин Денев, Джейн Фонда, Марина Влади, но в конце концов роль «уплыла» к темноволосой Мерсье, которую ради такого дела снабдили дюжиной белокурых париков.

Историческая киносага и впрямь принесла Мишель мировую славу, но при этом превратила ее в заложницу одной роли. А ведь у актрисы к тому времени имелся солидный «послужной список» - она снималась у Трюффо, работала с Бельмондо и Габеном… Однако избавиться от прилипчивого титула «маркизы ангелов» оказалось невозможно.

Более того - знаменитая роль отняла у Мерсье не только карьеру, но и счастье в любви. Мужчины путали живую, реальную девушку с экранной обольстительницей - а что творилось на душе у настоящей Мишель, их не слишком интересовало. «Ничего хорошего Анжелика мне как женщине не принесла», - вспоминала актриса.

Впрочем, если говорить начистоту, в личной жизни Мерсье не везло хронически, с юности. Первой ее любовью стал актер Джани Эспозито, звезда фильма «Отверженные». Настоящий романтик, он читал возлюбленной стихи, приглашал на прогулки верхом. Однако вскоре увлекся мистицизмом и восточной философией и начал вести себя, мягко говоря, странно: то заставлял Мишель сжечь ночную рубашку и детские игрушки, чтобы избавиться от груза прошлого, то исчезал на целые месяцы «в поисках себя»…

Мишель безропотно дожидалась возвращения избранника в реальный мир и не обращала внимания на других поклонников, в коих не было недостатка. Не приглянулся ей даже иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви, заваливавший красавицу драгоценностями и намекавший на совместное будущее, - здесь Мерсье оказалась солидарна со своей Анжеликой, отвергшей самого султана ради настоящего чувства.

«Эту девушку, несомненно, поцеловала богиня любви. Но она сама пока этого не понимает. У нее впереди ослепительное будущее», - заявил огорченный отказом, но не утративший восточной изысканности Пехлеви.

Конец идиллии

Роман с Эспозито, впрочем, все равно закончился расставанием. Однако тоску Мишель сумел развеять Андре Смагги, помощник режиссера. Вскоре они поженились. В отношениях царила полная идиллия, пока Андре брал молодую супругу с собой на съемки, но потом он с головой ушел в работу, и девушке пришлось тосковать в одиночестве. Как нередко бывает в таких случаях, дело закончилось тривиально: «Я погибала в вечном ожидании писем и телефонных звонков от мужа, находящегося на другом конце света, - вспоминала Мерсье, - и, не выдержав разлуки, изменила ему с одним из коллег по съемкам».

Актриса сразу же призналась в неверности мужу, однако распался брак вовсе не из-за этого. После выхода первого фильма об Анжелике Мишель проснулась знаменитой, а вот Андре обозвал картину полной глупостью. Он закатывал жене скандалы, ругал ее роли, и Мишель еще легко отделалась, оставив Смагги почти все имущество после долгого и тягостного развода.

Клод Бурило залечил одну сердечную рану и нанес новую.
Клод Бурило залечил одну сердечную рану и нанес новую. Фото: Кадр из фильма

Залечить сердечные раны актриса попыталась в отношениях с автогонщиком Клодом Бурило. Новый брак быстро разочаровал звезду: второй супруг оказался не лучше первого - тоже устраивал ей сцены ревности прямо на съемочной площадке. Разругавшись в пух и прах, влюбленные разъехались. Мишель отправилась в США, где попробовала себя в роли продюсера, а Клод в это время жил за ее счет и водил в дом других женщин. Когда выяснилось, что Бурило еще и воровал деньги актрисы, она без дальнейших разговоров побросала его пожитки в пакет для мусора и выставила за дверь.

Изменял ей и политик Ален Рено, а вот с американским бизнесменом Адрианом Янко Мерсье почувствовала себя по-настоящему счастливой - ее избранник давно овдовел и воспитывал двоих сыновей, к которым Мишель привязалась, как к родным. Но судьба в очередной раз оказалась к ней жестока - у Адриана обнаружили рак, а после его смерти Мерсье снова осталась ни с чем: даже не имела права видеться с детьми, которых искренне полюбила.

Мир и покой

Чтобы оправиться от потери, Мишель попыталась было погрузиться в работу. Увы, все ее роли после «Анжелики» представляли собой жалкое зрелище - и Мерсье это понимала. «Я не могла с благоговением думать о той, что захватила и отравила всю мою жизнь», - признавалась актриса в книге мемуаров с красноречивым названием «Я не Анжелика».

Мужчины, тем не менее, продолжали ухаживать за Мишель, а та по-прежнему искала прекрасного принца. И даже нашла - самого настоящего. «Мой последний ухажер был итальянским аристократом. Мы должны были обвенчаться, но он вдруг резко порвал со мной. Так что ничего хорошего от мужчин я не видела. А в какой-то момент я решила, что лучше быть одной, чем вместе с кем попало», - вынесла вердикт актриса.

С тех пор Мерсье принятому решению не изменяла. Большого богатства она не нажила (даже за съемки в «Анжелике» получила сущие гроши), любви на всю жизнь тоже не обрела. Тем не менее, уверяет актриса, несмотря ни на что, в ее душе царят мир и покой. А еще - надежда: «Я уверена, что где-то там, далеко, за тучами, всегда прячется солнце».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно