aif.ru counter
2396

Золотой голос. Как любовь «поселила» Владимира Мулявина в Минске

"Аргументы и факты" в Беларуси № 2. Что важно знать о вакцинации 12/01/2021
«Мулявин никогда бы не остался один! Он бы женился через 15 секунд после развода».
«Мулявин никогда бы не остался один! Он бы женился через 15 секунд после развода». © / Public domain

На просторах Интернета уже не одно десятилетие гуляет легенда о том, что знаменитые «The Beatles» в свое время мечтали выступить вместе с нашими «Песнярами». Якобы Пол Маккартни не скрывал восхищения лидером ансамбля Владимиром Мулявиным: «Мне бы такой голос», Джон Леннон признавался, что ничего лучше не слышал, а Джордж Харрисон уверял: «Песняры» поют как боги, а играют как дети!».

Дружба народов

Что говорил о белорусских музыкантах последний участник «ливерпульской четверки» Ринго Старр (да и говорил ли вообще), наверное, навсегда останется покрыто мраком тайны. Впрочем, правда это или нет – не так уж и важно: история в любом случае красивая. А главное, она вполне могла бы произойти на самом деле. «Песняров» в зените славы и впрямь постоянно сравнивали с «битлами» - оно и понятно: и те и другие - талантливые, самобытные, кумиры миллионов, любимцы женщин… Наши артисты стали первым советским музыкальным коллективом, совершившим гастрольное турне по США (было это в 1976 году), - кстати, контракт на выступления им предложил не кто иной, как продюсер «The Beatles». За океаном ансамбль имел шумный успех: местная публика аплодировала «Песнярам» стоя и увлеченно подпевала про Яся, даже не понимая ни слова на белорусском языке.

Хотя, разумеется, нигде «Песняры» не купались в таком обожании, как на родине, в Советском Союзе. С кем ни сравнивай – все-таки они были такие одни, единственные и неповторимые. Ну и, чего греха таить, львиной долей популярности ансамбль был обязан невероятному обаянию Владимира Мулявина. Во всех уголках огромной страны он мгновенно становился своим, родным.

Пожалуй, лучше всех феномен главного национального «песняра» определил белорусский поэт Аркадий Кулешов: «Знаете, что такое интернационализм в действии? Это когда простой уральский паренек Володя Мулявин влюбился в белорусскую песню и сделал ее узнаваемой во всем мире».

«Гитарист не нужен»

Действительно, несмотря на то что по духу Владимир Мулявин – истинный белорус, родом он из Свердловска, нынешнего Екатеринбурга (к слову, 12 января нынешнего года ему исполнилось бы 80 лет). Из местного музыкального училища он вылетел «за преклонение перед западной музыкой» - и сразу же уехал из города: как гласит очередная легенда, в грузовом отсеке под вагоном поезда, поскольку денег на билет у него просто не было. Работал в филармониях разных городов, нигде, впрочем, надолго не задерживаясь: Тюмень, Кузбасс, Оренбург, Петрозаводск…

Во время своих скитаний Мулявин познакомился с будущей женой Лидией Кармальской – артисткой эстрады, выступавшей в редчайшем жанре художественного свиста. На весь Советский Союз таких, как она, умельцев, способных высвистывать вальсы Штрауса, произведения Грига и Дунаевского, насчитывались всего пара человек! Лидия была старше Мулявина на три года, а тот – беден как церковная мышь: денег не наскребалось даже на то, чтобы купить избраннице букетик цветов. Поэтому на свиданиях он просто пел, чем и покорил сердце красавицы. Мулявин стал гитаристом-аккомпаниатором в им же созданном музыкальном коллективе – и дальше они колесили по стране уже вместе. Причем отнюдь не Лидия следовала за мужем, словно жена декабриста, - все получалось с точностью до наоборот. Это Кармальская, известная и востребованная артистка, всюду была нарасхват, а вот Владимир Георгиевич слышал одно и то же: «Гитаристы нам не нужны». Даже в Минскую филармонию в 1963 году – к тому времени у супругов уже подрастала дочь Марина – его приняли только «в довесок» к жене.

Лидия, впрочем, уже тогда знала цену своему одаренному мужу. Она первой разглядела искру его таланта – и принялась терпеливо ее раздувать. Всячески подстегивала Владимира Георгиевича к работе, полностью оградила от домашних хлопот – даже тяжести не разрешала поднимать (музыканту надо беречь руки!). Кстати, за то, что семья поселилась именно в Минске, тоже нужно благодарить Кармальскую: она полюбила нашу страну с первого взгляда, а следом за ней – и Мулявин.

Звездный час

Звездный час ансамбля – тогда он еще назывался «Лявоны» - настал в 1970 году: в Москве тогда проходил Всесоюзный конкурс артистов эстрады всех жанров - от певцов до фокусников. Филармония делала ставку на выступление Кармальской, а вот коллектив Мулявина поехал просто «за компанию»: особых чудес от него никто не ждал. Но чудо все-таки произошло: Лидию жюри даже не допустило к участию, придравшись к ее возрасту, а вот «Лявоны» с народной песней «Ты мне весною приснилась» произвели подлинный фурор. После конкурса о них мигом узнала вся страна. Наши песни заслушивали до дыр, печатали в песенных сборниках, крутили по радио, а истинные ценители даже взялись учить белорусский язык, чтобы быть ближе к творчеству любимых исполнителей.

Лидия и сама пела, да еще как – могла насвистеть Штрауса и Грига.
Лидия и сама пела, да еще как – могла насвистеть Штрауса и Грига. Фото: Фото из семейного архива

 

Вместе с Владимиром Георгиевичем Лидия проработала 16 лет, из них пять - в «Песнярах». В те годы еще не было таких слов, как «пиарщик» и «менеджер», но Кармальская понимала, насколько важна для музыканта грамотная «раскрутка». Она выбивала ему публикации в газетах, устраивала эфиры на телевидении и концерты… Но брак это не спасло, как и рождение в 1973 году сына Володи. У Мулявина появилась другая женщина, ставшая впоследствии его второй женой, - актриса Светлана Слизская, родившая ему дочь Ольгу. Правда, новая семья продержалась всего несколько лет и тоже распалась – зато с Лидией Владимир Георгиевич поддерживал отношения до самой смерти. Говорят, впоследствии он сам жалел о разводе: в конце концов, именно Лидия помогла ему прославиться и сделала человеком-легендой…

Хождение по мукам

Третьей – и последней - женой «песняра» стала актриса Светлана Пенкина, та самая красавица Катя Булавина из «Хождения по мукам». Мулявин вообще с трудом переносил одиночество и всю жизнь тянулся к домашнему очагу, ну а недостатка в женщинах, готовых ему этот самый очаг обеспечить, не наблюдалось. Валерий Дайнеко, участник коллектива, вспоминал: «Мулявин никогда бы не остался один! Он бы женился через 15 секунд после развода, он просто околдовывал женщин».

Ради семьи Светлана Пенкина отказалась от многообещающей карьеры.
Ради семьи Светлана Пенкина отказалась от многообещающей карьеры. Фото: Фото из семейного архива

 

Пенкина была с Владимиром Георгиевичем до конца его жизни, родила сына Валерия, даже оставила ради семьи многообещающую актерскую карьеру. Мулявин же искренне любил свою «Пеночку» - в отличие от прочих музыкантов: по их мнению, Светлана слишком уж настойчиво вмешивалась в дела ансамбля, и ее появление в жизни Мулявина стало началом конца «Песняров». Ее даже сравнивали с Йоко Оно, женой Джона Леннона, сыгравшей роковую роль в распаде «битлов», - вот вам и еще одна параллель…

Один за другим из группы начали уходить те, с кем Владимир Георгиевич начинал работать. Вначале покинул коллектив Леонид Борткевич, вслед за ним - Анатолий Кашепаров. Мулявин несколько лет старался спасти любимое детище, но тщетно... А в 2002 году певец попал в автомобильную аварию, в результате которой получил тяжелейшие травмы. Врачи долго боролись за его жизнь, и все до последнего надеялись, что однажды он снова выйдет на сцену, однако через несколько месяцев «золотой голос» замолк навсегда.

Что касается Светланы, после смерти мужа она надолго пропала из поля зрения журналистов, знакомых, коллег... Последние годы жизни, проведенные в одиночестве, она тоже посвятила мужу – и его музею.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых