aif.ru counter
1648

Снежная королева Валентина Титова: «Моя слабость – гениальные мужчины»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 1. З Новым годам i Калядамi 05/01/2021

А вы знаете, что известная советская актриса Валентина Титова – еще и писательница? Ее перу принадлежит «Книга мудрости для женщин», в которой Валентина Антиповна делится с читательницами, например, такими мыслями: «Вы не обязаны всегда поступать разумно, логично и обоснованно уже потому, что вы, во-первых, человек, а во-вторых – женщина… Не позволяйте чужому мнению влиять на вас так сильно, чтобы вы отказались от своего». А вот следовала ли она сама собственным советам – другой вопрос.

Не по расписанию

Как только не превозносили Валентину Титову режиссеры, критики и поклонники: «богиня», «Снежная королева», «советская Одри Хепберн»… Она и впрямь подавала большие надежды на сцене. Снялась более чем в 120 фильмах (включая «Опасный поворот», «Щит и меч», «Дни Турбиных», «Отец Сергий»), работала с такими мэтрами, как Ростоцкий, Швейцер, Кулиджанов и Данелия (а чаще других ее снимал первый муж Владимир Басов). И все-таки осталась до обидного недооцененной в нашем кинематографе: чаще всего ей предлагали играть персонажей второго плана. Впрочем, сама актриса таких работ отнюдь не чуралась. Даже наоборот - полагала, что некоторые главные роли способны сослужить артисту плохую службу: не ровен час, еще станешь заложником одного образа! А вот эпизодические амплуа, по ее словам, позволяют раскрыть актерский потенциал со всех сторон.

Возможно, все дело в ее утонченном шарме и «несоветской» внешности: из-за них Валентина Титова была вечно обречена на роли «классово чуждых» героинь - аристократок, томных барышень и настоящих леди. Впрочем, говорили, что выйти в примы ей в самом романтическом смысле помешала любовь. Точнее, целых три романа – и все, как на подбор, страстные и безумные.

Титову называли «советской Одри Хепберн».
Титову называли «советской Одри Хепберн». Фото: Фото из открытых источников

По уверениям Валентины Антиповны, сама она никогда не жалела, что ее карьера получилась не такой блистательной, как могла бы: «Я счастливая женщина. Ведь главная моя слабость – гении. Талантливые мужчины - не автобусы: они не приходят по расписанию каждые десять минут. А мне везло на мужчин-гениев!»

Ход ва-банк

Кстати, «Снежная королева» - это не для красного словца. Титовой и впрямь однажды довелось сыграть эту роль – еще в детстве, в районном драмкружке. Впрочем, даже когда Валентина повзрослела, ей частенько приходилось примерять маску ледяной неприступной красавицы - особенно когда требовалось держать марку перед всем миром и ни в коем случае не показывать своих чувств, - и в конце концов этот образ прирос как влитой.

Первым гением, раз и навсегда определившим судьбу Титовой, стал великий актер Олег Стриженов, звезда «Овода». Правда, тогда он об этом еще не знал. Зато его портрет красовался на афишах всех кинотеатров Свердловска, где росла маленькая Валя, и она, сэкономив пару копеек на школьных пирожках, бегала туда любоваться на предмет обожания миллионов советских женщин и девчонок.

Она понимала, что прекрасный принц не прискачет за ней в Свердловск на белом коне и даже на поезде вряд ли приедет. Значит, надо действовать. Чтобы оказаться ближе к недосягаемой мечте, Валентина после школы попробовала свои силы в местном Театре юного зрителя, а следом решилась пойти ва-банк – ринулась покорять Ленинград. И тут в ее жизни начались настоящие чудеса: сначала Титову взял в свою школу-студию легендарный Товстоногов. А потом она отправилась на каникулы в Свердловск, и туда же приехал с гастролями театр Вахтангова, где в составе труппы был Вячеслав Шалевич. И эта встреча перевернула всю жизнь Титовой.

Валентину не смущало, что Шалевич старше на восемь лет, что он женат, живет в Москве, а она - в Ленинграде... Разве чувствам прикажешь? Роман развивался стремительно. «Мы два тупых человека, вот встретились, вытаращили глаза – и все, и летали друг к другу как ненормальные. Мы ни о чем не говорили, ничего не планировали», – поясняла актриса.

Разговоры у влюбленных, разумеется, все-таки были, но так и остались разговорами. Несмотря на клятвенные обещания, Шалевич никак не разводился с женой. Валентине потребовалось немало времени, чтобы снять розовые очки, но в конце концов она поняла, что с Вячеславом каши не сваришь. К тому же, порхая между городами на крыльях любви, она совсем забросила репетиции и едва не потеряла место в студии Товстоногова. Хотя брак Шалевича держался на честном слове, это уже не имело никакого значения.

А в жизни Титовой появился актер и режиссер Владимир Басов. Да как появился!

Басов давал своей музе роли. Она ему – иллюзию счастливой семьи.
Басов давал своей музе роли. Она ему – иллюзию счастливой семьи. Фото: Фото из открытых источников

С одним чемоданом

Красавица с первого взгляда произвела на него неизгладимое впечатление. Басов не только безропотно утвердил ее на роль Марьи Гавриловны в экранизации пушкинской «Метели», но и сразу заявил друзьям: «Я женюсь!» (ему не помешало даже то, что сам он на тот момент был еще женат на Наталье Фатеевой).

Однако у Титовой от первой встречи с «длинным и ушастым» режиссером осталось совершенно противоположное впечатление. Долгое время она не относилась всерьез к своему новому ухажеру, к тому же Басов был старше на 18 лет. «Я вначале даже не поняла, что он за мной ухаживает, - вспоминала Титова. - Видела только, что происходит что-то странное. Он рассказывал анекдоты, всех передразнивал, жестикулировал, падал на пол... Я просто не понимала, зачем он все это делает».

Но Басов брал неприступную «крепость» штурмом: приезжал в Ленинград, ждал ее появления у дверей театра… И добился своего: дело закончилось-таки свадьбой. Правда, уже после рождения их первенца Александра…

С Басовым Титова прожила 14 лет, в браке появилась еще и дочь Елизавета. Идиллию разрушили пьянство, вспыльчивый характер и безудержная ревность режиссера, ни в коей мере не мешавшая ему изменять жене налево и направо. Она научилась скрывать свои эмоции, когда ей рассказывали о новых подругах мужа. Не повела и бровью, когда Басов опоздал на ее юбилей, а в качестве оправдания объяснил: был в ресторане с женщиной. Такие ситуации случались сплошь и рядом. Валентина Антиповна терпела и словно превратилась в ту самую Снежную королеву, которую сыграла когда-то в школьные годы… Она до последнего пыталась сохранить семью, но в итоге не выдержала и ушла «по-мужски», с одним чемоданом.

«Рерберг стал единственным, кто вторгся в мою жизнь и прилепился ко мне».
«Рерберг стал единственным, кто вторгся в мою жизнь и прилепился ко мне». Фото: Фото из открытых источников

Укрощение строптивого

После развода в жизни и сердце Титовой вновь появилось вакантное место, не терпевшее долгой пустоты. На этот раз ее избранником стал оператор Георгий Рерберг («12 стульев», «Мелодии белой ночи», «Сталкер», «Здравствуйте, я ваша тетя!»). И, хотя за Рербергом закрепилась слава жгучего сердцееда, рядом с красавицей Валентиной остепенился даже он. «Рерберг стал единственным мужчиной, который вторгся в мою жизнь и прилепился ко мне. А потом пришла любовь. Так случилось, что я, наверное, стала первой женщиной, которая создала ему дом. Он принял мои домашние устои, стал нежен, послушен. Частенько, правда, пытался порвать эти незримые цепи, но с невиданной страстью приковывал себя снова», – вспоминала актриса о своем втором муже.

Рерберг и Титова прожили вместе двадцать один год, вплоть до его смерти. И как признавалась сама артистка, это время было для нее самым счастливым.

После смерти супруга других романов в ее жизни не случалось. Титова так и говорила: «Мужчины, которые мне нравились, кончились».

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых