За плечами Валентины Титовой десятки ролей. Расцвет её творчества пришёлся на конец 60-х - 70-е годы, но зрители до сих пор прекрасно помнят её как Марью Гавриловну в «Метели», Нину в «Щите и мече», Елену Тальберг в «Днях Турбиных», Фреду Кэплен в «Опасном повороте».
Жизнь Титовой за кадром не менее интересна, чем сюжеты романтических фильмов, в которых она снималась. В неё влюблялись насмерть и безоглядно. Но экранный образ не вязался с реальным характером артистки - бескомпромиссная Титова, даже будучи женой легендарных личностей, оставалась собой. АиФ.ru вспоминает историю знаменитой актрисы, в жизни которой было много мужчин и одна любовь – кинематограф.
Ленинград-Москва
Валентина Титова родилась 6 февраля 1942 года в Московской области, однако детство будущей звезды прошло в Свердловске, куда в годы войны эвакуировали её семью.
Сразу после окончания школы Титова поступила в театральное училище Свердловска, и уже на втором курсе юная артистка в местном театре играла жену Пушкина Наталью Гончарову - роль, о которой мечтали самые опытные актрисы. Завистники красавицы не стали разбираться, почему режиссёр отдал предпочтение неопытной девушке, и по городу поползли слухи, будто лакомую роль Титова получила «через постель». Подобная клевета сильно огорчала артистку, но она не стала оправдываться, а просто сбежала из Свердловска, бросив друзей, учёбу и… злополучную роль.
В 1962 году вместе с подругой Титова приехала в Ленинград, чтобы поступить в драматическую студию при БДТ имени Горького. Актриса понимала, что именно там, в культурной столице, у неё больше возможностей проявить себя и добиться карьерных высот. Не зря Титову до сих пор упрекают в чрезмерной расчётливости, однако это её не смущает: «Когда меня попрекают, что я всё в своей жизни делаю по расчёту, меня это ни капельки не оскорбляет. Ни капельки! Я всем советую: перед тем как что-то сделать, рассчитывайте, думайте».
Но не всегда расчёт преобладал над чувствами. Во время одной из своих поездок домой на каникулы студентка познакомилась с популярным актёром Вячеславом Шалевичем, который оказался на гастролях в Свердловске с Театром имени Вахтангова.
Роман развивался стремительно. Чувства Титовой к Шалевичу оказались настолько сильны, что девушку не останавливал ни его статус женатого мужчины, ни то, что они проживали в разных городах. Влюблённые ежедневно писали друг другу письма и время от времени встречались на вокзалах. Талантливая студентка даже собиралась перевестись в московский вуз, чтобы быть ближе к любимому, из-за чего едва не была отчислена из студии, но, к счастью, одумалась. Тем не менее, когда знаменитый руководитель студии Георгий Товстоногов узнал, на каких «пробах» пропадает Титова, пропуская репетиции, снял её с роли в спектакле «104 страницы про любовь».
Понадобилось чуть больше года, чтобы с глаз расчётливой актрисы спала романтическая пелена. Когда она поняла, что её отношения с Шалевичем не имеют никаких перспектив, приняла твёрдое решение расстаться.
Брак самого Шалевича к этому времени уже был обречён.
Муза Басова
Личная жизнь Титовой неразрывно связана с её творчеством. Вслед за Шалевичем в жизни актрисы появился Владимир Басов, в фильме которого она сыграла свою первую серьёзную кинороль.
На знаменитого актёра и режиссёра красавица произвела впечатление с первого взгляда. Басов не только безропно утвердил её на роль Марьи Гавриловны в экранизации повести Пушкина «Метель», но сразу заявил друзьям: «Я женюсь!». Однако у Титовой от первой встречи с «длинным и ушастым режиссёром» были совершенно противоположные впечатления. Долгое время она не относилась всерьёз к своему новому ухажёру, к тому же молодую артистку беспокоило, что Басов старше её на 18 лет.
«Я вначале даже не поняла, что он за мной ухаживает, - вспоминает Титова, - Видела только, что происходит что-то странное. Со мной так иногда бывает - я не влюблена, просто встречаюсь с кем-то. И вдруг этот человек начинает передо мной прыгать, устраивать какие-то скачки, и я каждый раз думаю: “Боже мой, очередной безумец!”. И Басов вёл себя так. Он рассказывал анекдоты, всех передразнивал, жестикулировал, падал на пол... Мне всё это было совершенно не нужно, я просто не понимала, зачем он всё это делает».
Но Басов брал неприступную «крепость» штурмом: приезжал в Ленинград, сидел в машине напротив театра. Всё ради того, чтобы хотя бы на пятнадцать минут забрать возлюбленную и накормить обедом.
Со временем нелепый, но обаятельный Басов сумел покорить сердце красавицы, и дело закончилось свадьбой. О своём решении актриса вспоминает так: «Решающим аргументом при принятии решения для меня было желание иметь дом, семью. Я очень устала скитаться по углам, устала от бездомной жизни! И Басов это вычислил».
Басов и Титова были не просто супругами, они стали настоящими единомышленниками и партнёрами по съёмочной площадке. Киноработы в картинах мужа так и остались самыми яркими в фильмографии Титовой: «Щит и меч», «Возвращение к жизни», «Опасный поворот», «Дни Турбиных».
Тихое счастье
14 лет брака Басова и Титовой завершились разводом. «Да, мне развод с Басовым до сих пор инкриминируют как предательство. Всем нравится любить Басова после смерти. Любили бы так живым», - откровенничает актриса.
Жизнь приготовила для Титовой серьёзное испытание – Басов слишком любил выпить, из-за чего последние годы рядом с ним стали для актрисы невыносимыми: «Многие же до сих пор считают, что я бросила Басова. Но как можно бросить пятикомнатную квартиру в кремлёвском доме? Как можно бросить двоих детей? Когда меня спрашивали, как ты могла, я отвечала: “Я выбросилась из горящего танка!” Если человек 24 дня в запое… Умоляла, просила - двое же детей! Звонят люди: “Валечка, привезите его…”. А его везти нельзя».
После развода в жизни Титовой вновь появилось место для счастья. На этот раз её избранником стал оператор Георгий Рерберг («12 стульев», «Мелодии белой ночи», «Сталкер», «Здравствуйте, я ваша тётя!»). И хотя за Рербергом закрепилась слава жгучего сердцееда, рядом с такой красавицей остепенился даже он. «Рерберг стал единственным мужчиной, который вторгся в мою жизнь и прилепился ко мне. А потом пришла любовь. Так случилось, что я, наверное, стала первой женщиной, которая создала ему дом. Он принял мои домашние устои, стал нежен, послушен. Частенько, правда, пытался порвать эти незримые цепи, но с невиданной страстью приковывал себя снова», – вспоминает актриса о своём втором муже.
Рерберг и Титова прожили вместе двадцать один год, вплоть до его смерти. И как признавалась сама артистка, это время было для неё самым счастливым.
В последние годы знаменитая актриса нечасто появляется на экранах. Но даже сегодня, в 75 лет, она продолжает очаровывать зрителей красотой, неповторимой улыбкой и своим знаменитым робким взглядом из-под ресниц.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть