Недавно стало известно, что очередной жертвой пандемии в этом году пали венские балы, которые традиционно устраиваются в столице Австрии всю зиму. Не состоятся в нынешнем сезоне ни новогодний императорский бал, ни знаменитый оперный… Очень жаль - зрелище это поистине незабываемое: кавалеры во фраках, дамы в вечерних платьях, шик и блеск, а главное - вальсы до утра под романтичную музыку.
Писк моды
Это сегодня вальс кажется нам до того чинным и чопорным танцем, что дальше некуда. А ведь были времена, когда он считался крайне непристойным развлечением. Еще бы: если в жеманном менуэте партнеры подавали друг другу только два пальца, а в полонезе к тому же требовалось соблюдать очередность пар согласно социальному статусу, то в вальсе можно было позволить себе немыслимые прежде вольности. Кавалер прижимает к себе даму едва ли не вплотную, кружа ее по залу, и кто их разберет, что они там шепчут друг другу на ушко на очередном повороте… Этот «праздник фривольности» шокировал стариков, приводил в восторг молодежь и вообще стал настоящим прорывом в мире музыки - чем-то вроде «панк-революции» своего времени, только, пожалуй, с куда более ошеломительными последствиями.
Вальсы сочинял еще Моцарт, но танцевать их публично, да к тому же массово, в Вене стали лишь в начале XIX века. Тогда же открылись и первые танцевальные залы, куда пускали всех желающих. Если раньше балы устраивались только в богатых домах и дворцах знати, то теперь праздник наступил на улице и простых смертных - лавочников и маклеров, коммивояжеров и модисток... Ну а демократическая публика и танцев жаждала современных, «по последней моде». Тут-то особенно пришелся ко двору вальс. И с тех пор вот уже два века ни один уважающий себя бал не обходится без танцев под музыку на счет «раз-два-три».
Дележка лавров
Авторство самых узнаваемых мелодий - вроде «Сказок Венского леса» и «Весенних голосов» - принадлежит знаменитому австрийскому композитору, дирижеру и скрипачу Иоганну Штраусу-младшему. А сочиненный им вальс «На прекрасном голубом Дунае», к которому венцы относятся с особым трепетом, и вовсе удостоился звания неофициального гимна Австрии.
Справедливости ради, на новогодних концертах в Вене царит не одна только музыка «короля вальсов». Исполняют там также композиции Моцарта, Шуберта, Брамса, Иоганна Штрауса-старшего… Впрочем, последний вряд ли обрадовался бы подобному соседству с собственным отпрыском. Отношения у них были, мягко говоря, натянутые: младший Иоганн еще при жизни затмил славу отца, отняв у него титул любимца столичной публики. Штраус-старший, в свою очередь, заслужил неприязнь сына бесконечными изменами жене Анне, матери Иоганна, - дело закончилось разводом, а семья оказалась на грани нужды.
Анна, в отличие от мужа, всячески поощряла тягу первенца к музицированию. Несмотря на строгий запрет, она тайком подарила маленькому Иоганну скрипку - и Штраус-отец, отнюдь не желавший делить лавры даже с родным сыном, был взбешен, когда узнал, что мальчик весьма уверенно управляется с инструментом и даже сам занимается сочинительством. Именно матери 19-летний Иоганн посвятил один из своих вальсов на первом же публичном выступлении - и был потрясен обрушившимся на него успехом. Публика вызывала дебютанта на бис девятнадцать раз! Подобный триумф старшему Штраусу даже не снился…
Сердечки в кринолинах
В 50-х годах XIX века Иоганн-младший был на пике славы: его приглашали играть на балах при дворе австрийского императора, а зарубежные импресарио буквально рвали на части. Когда же ему предложили ангажемент на концерты в Павловске, живописном пригороде Петербурга, да еще и с огромным гонораром, он охотно согласился.
Петербургские меломаны пришли от Штрауса в полный восторг - высший свет наперебой приглашал заезжую знаменитость выступить в салонах, а публика попроще по-свойски переименовала его в «Ивана Страуса». И так продолжалось несколько лет, сезон за сезоном. Поклонников у композитора только прибавлялось, да и поклонниц тоже (в газетах не без оснований появилась карикатура: Штраус в окружении сердечек в кринолинах). Но сильнее всего его воображение будоражила таинственная обожательница, присылавшая после каждого концерта по букету белых роз с запиской: «Мэтру Жану в знак восхищения от незнакомки».
Штраус долго не мог узнать, кто она. Наконец ему представили Ольгу Смирнитскую, дочь отставного подполковника, снимавшего в Павловске дачу. Она страстно любила музыку и сама сочиняла романсы на стихи Пушкина и Лермонтова... Они стали переписываться. В парке неподалеку от Ольгиной дачи росло старое дерево, в дупле которого удобно было оставлять друг другу пылкие записки. Со свиданиями было сложнее, не говоря уже о браке. Штраус, правда, попросил руки Смирнитской у ее родителей, но нарвался на резкий отказ. Модного композитора-иностранца, может, и привечали в дворянском доме, но представить его членом семьи? Скандал, позор, мезальянс!
Влюбленные, правда, обсуждали фантастический план побега, похищения невесты и свадьбы где-нибудь в глуши… Однако разрыв был уже предрешен, особенно после того как композитор вернулся на родину, а Ольга в очередном письме призналась ему в своей помолвке с другим и призвала поскорее забыть «неверную проказницу». На том дело и кончилось.
Чет и нечет
Штраус недолго страдал от разбитого сердца. Кроме мимолетных похождений, у него были одновременно четырнадцать невест, каждая из которых надеялась, что он в конце концов предпочтет именно ее. Но женился маэстро, как всегда бывает в таких случаях, на пятнадцатой - ею оказалась бывшая оперная певица Генриетта Треффц на несколько лет старше Иоганна, имевшая семерых детей от разных мужчин и также славившаяся многочисленными романами. В прочность и долговременность этого союза не верил никто, однако брак оказался на удивление удачным: прежняя сердцеедка сделалась верной и заботливой женой, а также импресарио своего знаменитого мужа.
Эта идиллия продолжалась 16 лет - самых счастливых и спокойных в жизни Иоганна. Пока однажды он, вернувшись домой с прогулки, не нашел Генриетту бездыханной на полу. Она сжимала в руке письмо от одного из своих сыновей - оказывается, все это время тот шантажировал мать, вымогая у нее деньги. А она даже не решалась поделиться своими переживаниями с мужем…
Через пару месяцев после смерти супруги потрясенный Штраус… снова женился. На сей раз его избранницей стала молодая актриса Анжелика Дитрих, столь же эффектная, сколь и бездарная. Впрочем, она недолго обременяла его сердце и кошелек, сбежав от композитора с его же другом, директором театра, где шли оперетты Штрауса. Ситуация хоть и водевильная сама по себе, но для самолюбия автора болезненная.
Однако бог троицу любит, и маэстро все же рискнул жениться в третий раз - на однофамилице Адели Штраус, и эта «четная» история любви, в отличие от «нечетных», опять оказалась счастливой. Композитор даже посвятил жене один из лучших своих вальсов - «Вальс Адели»… Именно Адель после смерти мужа разыскала его письма к Ольге Смирнитской и сохранила их, пусть даже адресованы они были не ей. И, конечно, сберегла его сочинения, без которых не обходится ни один бал, даже в наше прозаичное время.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть