Настоящее чудо, как известно, случается внезапно, когда его и не думаешь ждать. За исключением новогодних сюрпризов: они-то как раз всегда приходят по расписанию, так что остается вдоволь времени подготовиться к ним на совесть и даже посмаковать ожидание. Ну и еще - написать для своего чуда какой-нибудь безумный, волшебный, фантастический сценарий: вдруг сбудется в самую сказочную ночь в году? А если, скажем, праздничное настроение до сих пор не нагрянуло или вдохновение подводит, можно просто пересмотреть один из тех любимых новогодних фильмов, сценарии к которым написал настоящий сказочник и кудесник - Григорий Горин.
Гроза тортиков
«Того самого Мюнхгаузена» показали по телевизору в первый день 1980 года, и удивительное дело - в кои-то веки недоеденным салатам и позабытым тортикам пришлось скучать на праздничных столах в одиночестве. Сотням тысяч советских зрителей было не до того: они дружно прильнули к экранам и, затаив дыхание, следили за похождениями знаменитого барона - романтика, выдумщика и авантюриста в исполнении Олега Янковского. А потом с увлечением принялись растаскивать фильм на цитаты - процесс этот длится уже 40 лет, и конца ему не видно. Вспомнить хотя бы бессмертное: «Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица». Или: «Сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить». Ну и на закуску: «Мы разучились делать маленькие глупости. Мы перестали лазать в окно к любимым женщинам!» И еще множество «вечно живых», отточенных до кинжальной остроты перлов, которые давно успели уйти в народ и накрепко впаяться в фольклор.

А ведь были еще «О бедном гусаре замолвите слово», «Формула любви», «Мой нежно любимый детектив», «Убить дракона»… По собственным подсчетам, совпадающим с подсчетами друзей и критиков, Горин написал 15 пьес, десять сценариев и десяток книг.
Писал он, кстати, с раннего детства. Как начал с семи лет, так и не мог остановиться. Правда, в отличие от остальных детей, первые свои «нетленки» маленький Гриша сочинял не про маму и солнышко, а про холодную войну - клеймил эпиграммами «толстосумов с Уолл-стрит» и «пособников империализма».
В девять лет руководительница литературного кружка, в который захаживал маленький Григорий, привела его к Самуилу Маршаку. Поэт послушал Гришкины стихи и вынес вердикт: «Мальчику надо писать. Он поразительно улавливает все штампы нашей пропаганды. Это ему пригодится. Если поумнеет - станет сатириком! - и добавил: - Впрочем, если станет, значит, поумнеет не до конца...»
Так и определился горинский жанр. Однако быть «просто сатириком» ему не хотелось. Как признавался сам Григорий Израилевич: «Недостатки общества от моей борьбы с ними только множились...»

Пчела в «Ленинке»
Оканчивая школу, Григорий твердо решил стать писателем. И поэтому… поступил в медицинский институт. Никакого противоречия здесь нет: не зря же многие врачи указывают на смех как на лекарство удивительной силы. Работая на «скорой», Горин продолжал писать рассказы и фельетоны - до того остроумные, что даже был принят в Союз писателей, а вот медицину пришлось оставить в покое. («Многие из недолеченных мною пациентов пишут мне благодарственные письма за этот мужественный поступок...») Тогда же он объявил друзьям, что ни за что и ни при каких обстоятельствах не женится. Правда, слова так и не сдержал.
Между прочим, в личной жизни Горину сыграли на руку оба увлечения: и литература, и медицина. Первая помогла ему завязать знакомство с будущей женой, а вторая - закрепить успех. Но обо всем по порядку.
Точнее будет сказать, что это будущая супруга, Любовь Кереселидзе, познакомилась с Григорием Израилевичем благодаря его сочинениям, причем еще до личной встречи. После окончания пединститута она работала в Ленинской библиотеке - раздолье для любителей читать запоем. Там ее внимание привлек «симпатичный рассказ» некоего Горина про собаку по имени Рекс. На этом дело могло бы и закончиться, если бы однажды девушке не довелось волей случая побывать в гостях у самого автора. Его жилище ее поразило: в скромной однокомнатной квартирке до самого потолка возвышался огромный шкаф, сверху донизу забитый книгами, - настоящий филиал «Ленинки»! Разумеется, после этого Люба не могла не проникнуться симпатией к молодому писателю.
Потом были прогулки, душевные посиделки на кухнях у друзей - Марка Захарова, Александра Ширвиндта, Андрея Миронова, Михаила Державина, - совместные набеги на Театр сатиры… Горин сочинял для возлюбленной трогательные письма, но, верный себе, неизменно сдабривал их щепоткой юмора: «У меня тоска и нежность! Вечером перед сном и каждое утро думаю только о Вас, Люба! Это чистая правда. И Вы должны знать, что в Москве ходит высокий толстый мужчина и бредит Вами». Хотя толстым он сроду не был. А вот высоким - да, чем, безусловно, привлекал к себе всеобщее внимание. «Гриша воспринимался прежде всего как сильный, спортивный, шикарный мужик, - рассказывал о нем друг и коллега Валентин Гафт. - Он хорошел год от года, становился по-настоящему красивым». А еще отличался недюжинным обаянием и самоиронией: «В одном из прошлых воплощений я был пчелой, отсюда имею привычку неожиданно налетать на собеседника и много жужжать, пока тот не начнет нервно отмахиваться».
Человек-праздник
Окончательно же Горин покорил Любу, когда спас на улице случайную прохожую, страдавшую эпилепсией: «Она упала перед нами на асфальт и начала биться в конвульсиях. И, пока не появилась скорая помощь, Гриша, врач по образованию, ни на минуту не отходил от больной, делая все, чтобы она не умерла. В тот день я и поняла, что влюбилась в него».
Спустя полгода после знакомства они стали мужем и женой. Свадьбу «как у всех» решили не устраивать - накрыли для друзей стол, а сами сбежали. «Нам не хотелось застолья, - вспоминала Любовь. - Мы решили, что это очень обычно. В Прибалтике у нас были знакомые, и мы отправились туда в свадебное путешествие».

С тех пор они не расставались: вместе путешествовали, вместе ездили на фестивали и на съемки фильмов по сценариям Горина... Но, если Григорию Израилевичу приходилось уехать одному, жена получала от него нежные письма: «Когда ты рядом - Люба и Люба, а нет тебя, и понимаешь - самый дорогой человек».
Любовь стала для мужа не только главным читателем, но и музой: образ Марты, возлюбленной барона из «Того самого Мюнхгаузена», он списал именно с нее. А некоторые ее фразы вкладывал в уста своих персонажей. «В пьесе «Страсти по Тилю» была сцена, когда Неле говорит Уленшпигелю: «Знаешь, какая я сильная? Я за тебя кому хочешь глазки выцарапаю!» - вспоминала Любовь. - А эту фразу я как-то сказала Грише на кухне. Еще у героини были такие слова: «Почему я все понимаю, но ничего не могу?». Это тоже Гриша взял из моего лексикона…»
Горина называли «человек-праздник», «человек-фейерверк». И все думали, что этот праздник будет всегда. А он ушел неожиданно, внезапно, как Мюнхгаузен на ядре, - всего в 60 лет от обширного инфаркта. Сам же, по воспоминаниям Любови, всегда говорил, что смерти нет, а душа вечна: «Сошлись атомы - разошлись атомы. Какое это имеет значение?»
Танцуют все! Кто правил бал в судьбе «короля вальсов» Иоганна Штрауса
Больше не папина дочка. История любви Лизы Арзамасовой и Ильи Авербуха
Струны не для скуки. Как супруги Никитины решали дилемму физиков и лириков
Мистер президент. Как Джон и Жаклин Кеннеди сделали Америку красивой
Две любви Вечера. Известный ученый был выслан из БССР по лживому обвинению
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть