77 лет назад, 13 марта 1944 г., наш и без того удивительный мир стал еще немного «чудесатее» (выражаясь словами Льюиса Кэрролла). Именно в этот день на свет появился знаменитый маг и кудесник, иллюзионист и фокусник Игорь Кио. Легендой он успел стать еще при жизни - после встречи с ним в волшебство начинали верить даже самые закоренелые скептики. Женщины уж точно - иначе, чем чарами, объяснить его воздействие на них просто невозможно.
Народная гордость
Игорь Эмильевич - это тот случай, когда сама личность иллюзиониста оказывается даже занимательнее, чем творимые им чудеса. Взять хотя бы его фамилию, точнее, псевдоним всей династии Кио. Каких только историй не сочиняли о его происхождении! Пожалуй, самая известная из них появилась с легкой руки Юрия Никулина: мол, отец семейства Эмиль Гиршфельд, тоже знаменитый чародей, когда-то на заре карьеры гулял по городу и вдохновился вывеской «КИНО», на которой перегорела буква «Н». Некоторые уверяют, будто это слово - не что иное, как акроним от «колдун из Осетии» (именно там родился Эмиль Теодорович). Другие читают в нем сокращенное «культура и отдых». Наконец, по самой изящной и остроумной версии, «Кио» расшифровывается просто: «Как интересно обманывать».
Наверное, она еще и ближе всего к истине - дурачить зрителей тот же Игорь Кио и вправду умел. Причем уверял, что чудес на самом деле не бывает: «Я утверждаю это как человек, который занимается их массовым производством». Собственно, и волшебником Кио себя не считал - скромно представлялся как «артист, способный сыграть волшебника по системе Станиславского». Но вот уж на это зрители не покупались: твердо знали, что Игорь Эмильевич, как и его отец, - самый настоящий маг, и точка. В конце концов, не зря ведь советский цирк многие годы был таким же предметом народной гордости, как полеты в космос или балет!
Пилил и пепелил
Между прочим, могло получиться так, что мир вовсе не увидел бы незабываемых иллюзий Игоря Эмильевича: в юности он не собирался связывать свою жизнь с цирком и даже метил в футболисты. На манеже вообще оказался случайно. Перед очередным представлением его отец сильно заболел, и один из главных номеров, гвоздь программы, оказался под угрозой срыва. Тогда Эмиль Теодорович доверил выполнять фокусы сыну. Тот моментально запомнил все секреты и через несколько дней блестяще выполнил трюки на манеже цирка.
Со временем иллюзионист стал звездой не только в СССР, но и за границей: сотрудничал с Аркадием Аркановым и Яном Арлазоровым, «поджигал» и заставлял «летать» Аллу Пугачеву… Вообще, как известно, признанный во всем мире шедевр «Сжигание женщины» достался Кио в наследство от отца, однако он и сам любил придумывать что-нибудь новенькое. Так, например, появились уникальные номера с аквариумом, парящим в воздухе роялем и женщиной, превращающейся во льва.
К слову, о женщинах. Чего только Игорь Эмильевич не делал на манеже с красавицами ассистентками, помимо испепеления и превращения в зверей: распиливал, пронзал прутьями, молниеносно менял на них наряды... Те были согласны на все - поговаривали, будто Кио способен одним взглядом загипнотизировать любую женщину и подчинить ее своей воле. Однако распыляться на обычных поклонниц иллюзионист и не думал - ему приглянулась ни много ни мало «кремлевская принцесса» Галина Брежнева.
С дочкой тогда еще будущего генсека Кио был знаком давно: она вышла замуж за эквилибриста Евгения Милаева и ездила с цирком на гастроли. Несмотря на разницу в возрасте и семейные узы, между Галиной и Игорем пробежала искра. Настолько яркая, что не ускользнула и от внимания Милаева - тот посоветовал юному сопернику держаться подальше от Брежневой, однако внушение не возымело действия.
Сбежавшая принцесса
Гастроли советского цирка в Японии расставили все по своим местам. Брежнева и Кио уже не прятались по углам, а ходили под ручку, как настоящая пара. Так они и были запечатлены на фотографиях, что легли прямиком на стол всесильного отца влюбленной Галины.
Брежнев рвал и метал, вызвал дочь «на ковер», требовал немедленно вернуться к мужу… Та же поступила с точностью до наоборот: подала на развод с Милаевым и сразу расписалась с Игорем. «На тот момент мне исполнилось 18, а вот Гале было уже 32 года. И, когда объявили, что мы стали мужем и женой, в зале, где мы находились, зазвучала песня «В жизни раз бывает 18 лет...» в исполнении Людмилы Зыкиной. Ну, не учли там всей тонкости нашей ситуации», - вспоминал Игорь Эмильевич.
Молодожены тешились своим счастьем ровно девять дней - на десятый Кио вручили телеграмму о том, что его брак с Галиной Брежневой признан недействительным. «Специально обученные люди» отвезли «блудную дочь» обратно к отцу, а у самого Игоря забрали паспорт. Когда документы вернули, штамп с отметкой о браке чудесным образом оттуда исчез: нетрудно догадаться, что эта «магия» была иного свойства, нежели фокусы иллюзиониста…
Свидания парочки, однако, с вынужденным разводом не закончились. Роман растянулся еще на несколько лет, пока в 1964-м после отставки Хрущева первым лицом государства не стал Леонид Брежнев: «В связи с этими переменами Галя позвонила и, проявив обо мне заботу, дала понять, что наши отношения лучше прекратить». Но и впоследствии Игорь Эмильевич называл свою первую любовь одной из самых замечательных женщин, которых он когда-либо знал.
«Кино» закончилось
А знавал Кио, прямо скажем, многих. Однажды едва не бросил работу из-за артистки, которой не на шутку увлекся, и родителям пришлось искать и отлавливать его по всей стране. Тогда Эмиль Теодорович решил самостоятельно заняться поисками подходящей жены для сына. Основатель династии намеренно пригласил в свою программу еще одну «потомственную» циркачку Иоланту Ольховикову, по-домашнему Елку, с которой Игорь дружил с детства. Хитрый замысел увенчался успехом: Кио-младший с Елкой в самом деле поженились, через пару лет у них родилась дочь Виктория. Брак протянул 11 лет - и распался после того, как Кио встретил «женщину, которая для него стала значить больше всех в жизни». Этой женщиной оказалась новая ассистентка Игоря Эмильевича, которую он искусно «распиливал» и «сжигал» на сцене. По иронии судьбы ее тоже звали Викторией, как и дочь иллюзиониста; с нею он прожил в браке до конца жизни.
Иоланта тяжело переживала предательство, однако в одиночестве оставалась недолго: оказалось, что старший брат Игоря давно испытывал к ней симпатию. В итоге Ольховикова вышла замуж за Эмиля Эмильевича, так и не покинув семейства Кио…
В девяностые годы всех прочих иллюзионистов затмил своей популярностью знаменитый Дэвид Копперфильд. Кио не завидовал его успеху - считал, что отечественные иллюзионисты ничем не хуже. Дело лишь в том, что им сложнее найти спонсоров, готовых вкладывать миллионы в эффектные трюки. Игорь Эмильевич даже повторил один из самых зрелищных копперфильдовских номеров: его заперли в сундуке, опоясанном цепями, а затем сбросили с вертолета в пруд. Немного погодя Кио появился на машине, приветствуя изумленных зрителей... Увы, спонсоров, желающих финансировать дорогостоящие фокусы, так и не нашлось.
А в 2006 году Кио и вовсе слег с тяжелой пневмонией. Чуда не случилось - спасти иллюзиониста не смогли. «КИНО» закончилось…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть