4071

Николай Расторгуев: «Был музыкантом, им и остался»

На концертах «Любэ» по-прежнему аншлаги.
На концертах «Любэ» по-прежнему аншлаги. / Максим Блинов / РИА Новости

«Моя мама сказала: „Старость только начинается в 80 лет“. Поэтому надеюсь, что все безумства у меня ещё впереди», — сказал в интервью «АиФ» лидер «Любэ» Николай Расторгуев, отмечающий 21 февраля 65-летие.

Владимир Полупанов, «АиФ»: На своей странице в Instagram ты выложил фрагмент записи концерта «Любэ» в Белгороде 9 сентября. Судя по полному залу, на ваших концертах по-прежнему аншлаги?

Николай Расторгуев: У нас не бывает провалов с точки зрения сборов, всегда полные залы. Другое дело, что концертная деятельность не восстановилась в полной мере. У каждого губернатора свои правила в регионе. Поэтому ситуация такая же, как и у моих коллег, — многие концерты переносятся. Но переносим их не мы, а организаторы, и не по нашей просьбе, не по нашей вине. Если вводят какой-то запрет, мы бессильны.

«„Конь“ — суперпесня»

— Концерты 22 и 23 февраля в «Крокусе» переносить не будете?

— Нет. Ждём всех на концертах «Любэ». Первое отделение будем играть вместе с симфоническим оркестром, второе — более традиционное. У нас много хороших песен, есть что играть и петь!

— Когда я спрашивал у Матвиенко, какую свою песню он считает главной, Игорь Игоревич ответил: «Конь». У клипа на неё в YouTube 28 млн просмотров. Следующая по популярности «Берёзы» — 24 млн. А что бы ты ответил на вопрос про главную песню?

— Соглашусь с Игорем: «Конь» — суперпесня. Её исполняют и за рубежом на разных языках. Мне время от времени присылают ссылки. «Берёзы» — замечательный, красивый романс, но по масштабу далеко не «Конь».

— А что такого в «Коне»? Красивая мелодия, русская народная, распевная?

— Ты всё правильно сказал.

— Песня про любовь к Родине?

— Нельзя песню препарировать, в ней всё важно: мелодия, мотив, аранжировка, текст. В «Коне» задействован ещё и большой хор. Поэтому она производит такое масштабное впечатление. А если цепляться к словам («что это означает?»), то, конечно, «выйду в поле с конём» покажется глупостью. К песне нельзя подходить рационально, тут важна эмоциональная составляющая.

— Судя по тому, что сейчас происходит в области политики, не кажется ли тебе, что самая актуальная песня «Любэ» — «Не валяй дурака, Америка»?

— Я на концертах так и говорю, что это самая актуальная песня всех времён. Такие отношения с Америкой у России были всегда. И такими останутся. Нас же никто не любит. Почему-то.

— А за что нас любить? Россия — самая большая страна в мире. Есть где с конём погулять.

— Так и есть.

— Матвиенко в последние годы стал вас редко баловать хорошими песнями. С чем это связано?

— Такие песни, как «Конь», рождаются раз в десятилетие. У всех исполнителей их не так много — одна-две. У нас чуть больше. Матвиенко не ставит себе задачу: «А вот сяду-ка я сейчас и напишу песню для «Любэ». Когда приходит вдохновение, тогда и рождаются шедевры. Много текстов у Игоря лежат «в столе», они должны отлежаться.

— В прошлом году вы с Игорем побывали на 800-летии Нижнего Новгорода. Есть фото, где вы любуетесь фейерверком вместе с бывшим гитаристом «Любэ» Александром Вайнбергом, который является членом Совета Федерации...

— Да, у него серьёзная партийная карьера.

— А у тебя почему не сложилась партийная карьера? Ведь ты член «Единой России», был депутатом Госдумы.

— Я пошёл в депутаты, но партийную карьеру не делал, не было такой задачи. У депутатов серьёзные полномочия — каждый, по сути, находится в ранге министра. Депутатский запрос не имеют право игнорировать. Приходит множество писем от граждан, и многие вещи удавалось решать.

— Но на второй срок ты не пошёл. Почему?

— Потому что почувствовал, что это не моё. У меня отсутствовало такое стремление и цель. Как был музыкантом, так им и остался. Занимаюсь музыкой много лет, и весьма успешно.

— 1 октября ты поздравлял своих поклонников с Днём пожилых людей и написал: «Прожили, пожили, дОжили».

— Это был прикол.

— Ты написал, что «вся ... (неприятности. — Ред.) уже почти позади». Откуда такая уверенность?

— Контрольное слово тут «почти». В 65 лет жизнь только начинается. Как моя мама сказала: «Старость только начинается в 80 лет». Поэтому надеюсь, что все безумства у меня ещё впереди.

— С 1980-го по 1985-й ты проработал в ансамбле «Лейся, песня», который, как я прочитал в Википедии, был расформирован за «невыполнение государственной программы». Можешь пояснить?

— Это чушь, Википедию надо править, руки не доходят. В 1985 г. в СССР была глобальная «чистка», государство боролось с ВИА (вокально-инструментальными ансамблями. — Ред.). Все коллективы должны были сдавать программу с 2–3 обязательными песнями, одна из которых была «Если бы парни всей Земли» (слова Е. Долматовского, музыка В. Соловьёва-Седого. — Ред.). Знаешь, сколько версий этой песни появилось в 1985-м? Десятки. Даже «Машина времени» пела её. По всей видимости, существовала квота на количество ВИА в стране (приказ Министерства культуры РСФСР № 361 от 25.07.1984 «О мерах по упорядочению деятельности в вокально-инструментальных ансамблях, повышению идейно-художественного уровня их репертуара». — Ред.). Мы сдавали программу в один с день с группой Александра Барыкина «Карнавал». Оба наши коллектива программы не сдали. И нас в итоге расформировали. Но позже название «Лейся, песня» кто-то подхватил. Группа существует до сих пор, правда, понятия не имею, кто и что в ней сегодня поёт.

— Твоя продюсерская компания выпустила цикл документальных фильмов «Кто нас нарисовал». Можешь рассказать, что за кино?

— О советских мультипликаторах. Вышло несколько серий, говорят, весьма успешных. Ведём переговоры с несколькими телеканалами, чтобы донести их до широкого зрителя.

— У тебя есть опыт работы и в качестве актёра, в частности, ты отметился в музыкальном фильме «На бойком месте», а ещё, помню, играл в антрепризном спектакле Андрея Максимова «Любовь в двух действиях». Почему дальше не стал продолжать актёрскую стезю?

— «На бойком месте» — мюзикл 1998 г. по мотивам пьесы Островского. Я в нём сыграл Вукола Ермолаевича Бессудного, содержателя трактира. Режиссёр Алексей Сахаров, ныне покойный, пошёл на определённую смелость, пригласив меня, Алексея Кортнева и Валдиса Пельша. Не скажу, что это был удачный опыт. Фильм не «выстрелил», к сожалению. А в спектакле Максимова я просуществовал год и отказался. Сложно совмещать работу в театре с концертами. Для меня каждый выход на сцену был премьерой. Это ужасные ощущения, и мне их приходилось испытывать на каждом спектакле. Я понял, что больше не хочу себя изводить. Либо одно, либо другое. Профессия актёра — очень тяжёлый труд, этому ремеслу надо учиться.

«За гимнастёркой ухаживают»

— Какова судьба знаменитой гимнастёрки, в которую тебя когда-то одела Пугачёва?

— Есть подозрения в том, что я её спалил? (Смеётся.)

— Ты говорил, что она тебе стала мала, ведь любая одежда со временем садится.

— Со временем действительно любая одежда садится. В прошлом году были съёмки новогодней ночи на Первом канале — «30 лет спустя». И по просьбе телевизионщиков петь «Комбата» я вышел в том образе, в котором эта песня и появилась в 1995 г. Гимнастёрка лежит у костюмеров. За нею ухаживают.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно