Рок-музыка в СССР долгое время не признавалась, хотя рок-группы, конечно, были. Александр Градский ещё в середине 1960-х собрал «Славян» и «Скоморохов», а в конце того десятилетия появился первый состав «Машины времени» Андрея Макаревича. Но формально все эти признаки влияния Запада были «любительскими» командами. А своеобразной заменой им на официальной сцене были достаточно многочисленные ВИА — вокально-инструментальные ансамбли, ставшие настоящей кузницей кадров для авторов хитов 80-х. Одним из таких был Александр Барыкин.
Барыкин (вернее, Бырыкин, букву в настоящей фамилии он поменял уже в конце 1970-х) родился 18 февраля 1952 года. В силу возраста увлекался рок-музыкой, занимался в музыкальной школе (правда, по классу домбры) и ещё школьником собрал свою первую рок-группу. Отслужил в армии, окончил вокальное отделение музыкального училища имени Гнесиных — и с 1973 года стал профессиональным музыкантом. В реалиях тех лет — вошел в число участников одного из тех самых ВИА.
Песня первая: «Приглашение к путешествию»
Барыкин сначала работал в малоизвестных «Москвичах» (они потом превратились в аккомпанирующий состав Валерия Ободзинского), а потом на три года оказался у Павла Слободкина в «Весёлых Ребятах». Там вокалиста приметил композитор Давид Тухманов, который предложил ему поучаствовать в странном сборнике под названием «По волне моей памяти». Песни для этого сборника Тухманов написал на стихи известных поэтов — среди них были произведения Максимилиана Волошина, Сапфо, Поля Верлена, Анны Ахматовой. Барыкину досталась песня «Приглашение к путешествию» на стихи французского поэта XIX века Шарля Бодлера — в переводе Ирины Озеровой. И, кстати, именно тогда он поменял букву в фамилии — в честь певицы Людмилы Барыкиной, работавшей над этим альбомом.
Песня вторая: «Мона Лиза»
Барыкин проработал в «Веселых ребятах» до 1976 года, затем перешел в именитые «Самоцветы», но в 1979-м ненадолго, всего на полгода, вернулся к Слободкину. Возвращение получилось весьма удачным — «Ребята» как раз записывали альбом «Музыкальный глобус». Это был сборник кавер-версий песен западных музыкантов, а исходным материалом были как хиты — от Boney M, Smokie, Baccara, Стиви Уандера, — так и не самые очевидные композиции. Барыкину как солисту достались две песни — «Что ты хочешь мне сказать» (в оригинале — «Take Me» Pussycat) и «Мона Лиза» — «Belladonna» с провального альбома британской хард-рок-группы UFO «No Heavy Petting». Как и в случае с тухмановским проектом, выданная Барыкину песня (у нас её назвали «Мона Лиза») стала «локомотивом» для всего альбома; он исполнял её и позже на сольных концертах. Любопытно, что музыканты из UFO долго не догадывались о том, что их композиция так популярна за «железным занавесом». Ну а фирма «Мелодия» постаралась, чтобы они узнали об этом как можно позже — автором числится некий «Д.Бове».
Песня третья: «Чудо-Остров»
После выхода «Музыкального глобуса» Барыкин окончательно прощается с ВИА и вместе со своим коллегой по «Самоцветам» Владимиром Кузьминым создает настоящую рок-группу «Карнавал». Правда, в таком составе группа просуществовала недолго, хотя и успела записать магнитоальбом «Супермен» с хитом «Внезапный тупик» и даже выпустить миньон на «Мелодии». Уже в 1981-м Кузьмин ушел со всеми музыкантами и создал «Динамик», а Барыкин набрал новый состав «Карнавала» и записал песню «Чудо-остров» — музыку к ней написал клавишник группы Руслан Горобец, а слова — поэт-песенник Михаил Танич.
Песня четвертая: «Программа передач»
Правда, быть рок-группой в те годы было не очень выгодно — власти вели целенаправленную кампанию против подпольных музыкантов. И Барыкин сменил жанр, превратившись в эстрадного исполнителя. Помог Тухманов — с его помощью в 1985-м был записан альбом «Ступени», который получил одобрение контролирующих органов, а «Карнавал» стал числиться в Грозненской филармонии. К этому времени относятся одни из самых известных хитов в исполнении Барыкина — «Аэропорт», «20.00» и, конечно, шуточная «Программа передач», которая и ознаменовала его поворот от рока к попу.
Песня пятая: «Букет»
Свой самый народный хит Барыкин сочинил в 1987 году — на самой вершине своей карьеры. И по прихоти судьбы, этим хитом стала песня, написанная на стихи поэта Николая Рубцова. Барыкин вспоминал, что когда ему в руки попал сборник Рубцова, это простое произведение так его поразило, что он очень торопился с музыкой, потому что боялся, что эта идея придет в голову кому-либо ещё. «Букет» выстрелил — это была одна из популярных композиций своего времени, Барыкина пригласили на фестиваль «Песня года», и позже он обязательно включал её в программу своих концертов. Правда, было и ещё одно следствие — из рядов рокеров его практически «вычеркнули».
После «Букета» Барыкин прошел примерно тот же путь, что и многие музыканты его поколения. Их потеснили зарубежные исполнители и новые ритмы, а они перешли в разряд «звезд 80-х». У Барыкина был ещё и перерыв в творчестве из-за больной щитовидки, но он вернулся на сцену, собрал новую группу и записывал с ней новый материал — в том числе своё любимое регги. Его не стало в 2011 году во время гастролей в Оренбурге, в возрасте 59 лет. Музыканта похоронили на Троекуровском кладбище.
Максим Леонидов: «Сердцу не прикажешь, вот полюбил актрису»
Львиная доля. Лев Лещенко – о чёрной полосе, дружбе и единственной женщине
Скрытные, как отец. Чем занимаются взрослые дети Сергея Шнурова
Роковые ноты Ободзинского. Советский Карузо работал сторожем на фабрике
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть