«Господа, вы звери, господа…» – все, наверное, помнят эти слова героини Елены Соловей из легендарного фильма «Раба любви». После выхода картины на экраны фраза стала крылатой, а Соловей – знаменитой на всю страну. Кроме этой роли, были еще ленты «Вам и не снилось», «Ищите женщину»... И везде ее персонажи – личности, про которых обычно говорят: не от мира сего.
«Ни убавить, ни прибавить»
За самой Еленой Яковлевной тоже до сих пор шлейфом тянется образ мечтательницы, далекой от соображений личной выгоды. К примеру, роковую Миледи в «Д`Артаньяне и трех мушкетерах» должна была играть не Терехова, а именно Соловей - а она взяла и отказалась от этой роли. В Малом театре специально под нее ставили «Чайку» - а она бестрепетно ушла со сцены. Коллегам это казалось странным - карьера сама плывет в руки, да еще такие роли! «Раба любви», «Вам и не снилось…», «Единожды солгав»… А как ее любили режиссеры! Никита Михалков задумал «Неоконченную пьесу для механического пианино» специально ради Соловей, а она объявила, что сниматься никак не может: только что родила дочку. Михалков попробовал было взять в оборот другую актрису, но скоро понял, что эта затея никуда не годится, и уговорил Елену приехать на съемки вместе с дочерью и всей семьей. С кем еще так носились на съемках?
«Лена - удивительное явление, - говорил о своей любимице Михалков. - Странная смесь, с одной стороны, профессионала, с другой - человека, который мог променять абсолютно любую роль на семью».
«Раба любви» - трагическая история о том, как звезда немого кино (ее прообразом послужила Вера Холодная) влюбляется в революционера-подпольщика и безуспешно пытается спасти его от белогвардейской контрразведки, - по-настоящему тронула публику и была удостоена призов на нескольких фестивалях. С тех пор образ Ольги Вознесенской стал визитной карточкой Елены Соловей, а сама актриса обрела «своего» режиссера, который затем дал ей не одну звездную роль.
«Однажды я все-таки решилась полностью посмотреть «Рабу любви», после чего сразу же сказала Никите (и это была правда!), что у нас получилась настоящая живая женщина, в которой ни убавить, ни прибавить ничего нельзя, и что никакой другой она просто не могла быть», - вспоминала Соловей.
Белые ночи
Киноактрисой Елена мечтала быть с детства. Во ВГИКе она попала на актерский факультет, в мастерскую знаменитого киношного Чапаева – Бориса Бабочкина.
О своем наставнике Елена вспоминала: «Был ли влюблен в меня Борис Андреевич? Нет, думаю, он был влюблен в других студенток. То есть определенно в других. В каких? Не скажу. Он, питая, видимо, слабость к женскому полу, набрал в мастерскую по преимуществу девушек, что вообще-то для ВГИКа нехарактерно. Но наш курс оказался замечательным…»
Со второго курса Соловей снималась в кино, а на третьем ее уже узнавали на улице. После окончания ВГИКа сам Смоктуновский написал ей рекомендацию в Малый театр. Елена была зачислена в труппу, а когда «обжилась» на новом месте, главный режиссер задумался о том, чтобы специально для нее поставить «Чайку». Но спектакль так и не появился на подмостках: внезапно для всех Елена вышла замуж и упорхнула в Ленинград!
Именно там, на съемках «Драмы из старинной жизни», она познакомилась с художником-декоратором Юрием Пугачом, и это знакомство переросло в любовь. Впрочем, не сразу – Елена, по ее признанию, редко принимала участие в общих посиделках группы, а отработав, сразу уезжала к себе - учить роль и готовиться к новому съемочному дню. И потому долго не замечала взглядов, которые бросал на нее Юрий: «А когда снимали последние летние сцены в парках Ленинграда, между нами что-то произошло. Наверное, волшебство белых ночей было тому причиной. Они сыграли свою мистическую роль в нашей жизни. Мы были очень молоды и быстро влюблялись. Юра - удивительный человек. Он негромкий, сам в себе. Но очень талантливый, образованный, остроумный. У него притягательная личность».
Под абажуром
Вскоре влюбленные поженились, и Соловей перебралась в Ленинград. Там у нее родилась дочь Ира. Причем страха погубить едва начавшуюся карьеру, как часто случается у молодых актрис, Соловей не испытывала - чувствовала, что роли никуда от нее не денутся. Ей было тогда двадцать три года, Юрию – двадцать пять… Поначалу новоиспеченные супруги ютились в «коммуналке», но, поскольку Елена стала актрисой «Ленфильма», а Юрий - штатным художником-постановщиком, молодым специалистам по ходатайству студии дали отдельную квартиру.
Обставлял жилье Юрий - купил разномастную мебель, руководствуясь единственным принципом: чтобы было удобно. По воспоминаниям Елены, единственной ценной вещью в их доме был абажур - сложное сооружение начала двадцатого века в стиле ар-нуво. Актриса мечтала о том, чтобы обеденный стол, за которым собирается вся семья, освещала лампа с абажуром, и муж ее мечту исполнил: «Он вообще был ко мне очень внимателен. Часто что-то дарил. До сих пор мое любимое украшение - старинная подвеска с хризолитами, которую Юра отреставрировал и преподнес мне на день рождения...»
После роли Ольги Вознесенской в «Рабе любви» Елена Яковлевна – кстати, в год выхода фильма на экраны она родила сына Павла - была нарасхват у режиссеров, но могла с легкостью отказаться от самого заманчивого предложения, если требовалось остаться рядом с близкими. А вот Юрий часто уезжал в киноэкспедиции, месяцами отсутствовал дома. Впрочем, их брак выдержал испытание на прочность: Юрий никогда не ревновал жену к успеху в кино, а Елена признавалась, что самым большим счастьем для нее было работать вместе с мужем на съемках «Жизни Клима Самгина», «Открытой книги» - она доверяла его вкусу, видению мира и искусства.
Интересно, что «Раба любви» еще и предсказала дальнейшую судьбу Елены Соловей: помните финальный эпизод, когда ее героиня уезжает на трамвае «в никуда»? Так в конце концов случилось и с самой актрисой.
Параллельные прямые
В 1991 году семья перебралась в США: Ирине к тому времени исполнилось 19 лет, а Павлу - 15. Что же до Елены Яковлевны, она прекрасно понимала, что на чужбине с актерской профессией ей придется проститься: «Я сознавала: счастливый этап моей жизни как актрисы, где были успех, аплодисменты, признание поклонников, закончился».
В Америке Юрий устроился дизайнером в ювелирную компанию, а Елене пришлось стать домохозяйкой. Впрочем, прежняя профессия из ее жизни не исчезла - иногда она играла в русскоязычном театре, вела программу на радио, открыла детскую студию, где преподавала актерское ремесло и русский язык. Время от времени ее даже приглашали сыграть в кино - правда, в основном в маленьких, эпизодических ролях. Супруги прожили вместе 48 лет; Юрий мечтал дожить до золотой свадьбы, но в прошлом году ушел из жизни из-за серьезного заболевания.
Что же до роли в «Рабе любви», Елена Яковлевна и сейчас, вспоминая о своих киноработах, удивляется, как крепко к ней приклеился этот образ: «Она была необыкновенной, ни на кого не похожей. Неужели это я? Нет, не может быть! То, что происходило со мной в кино и на сцене, всегда существовало параллельно с моей реальной жизнью и никак с ней не пересекалось...»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть