Однажды, приехав с визитом в Беларусь и давая интервью, актриса и режиссер Наталья Бондарчук рассказала: несмотря на то что, по ее собственным словам, она очень любит юмор и никогда не упускает возможности «пошкодить», все почему-то считают ее необыкновенно серьезной дамой, прямо-таки «космической» - а все из-за прославивших ее ролей в кино. Впрочем, доля истины в этом есть - невозможно сыграть настолько искренне, буквально на разрыв, если не вкладываешь в образ частичку себя.
Подарок судьбы
Взять хотя бы самую знаменитую роль Натальи Сергеевны – красавицы Хари в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Порождение загадочного инопланетного Океана, воплощение совести главного героя, именно Хари благодаря своей способности любить становится наиболее живым, человечным персонажем. В ответ на уничижительную фразу: «Вы не женщина и не человек, поймите вы… Хари нет, а вы только ее механическое повторение, копия!» она говорит: «Может быть, но я становлюсь человеком, и чувствую я нисколько не меньше, чем вы», и возразить здесь нечего. А чего стоит сцена, где Хари буквально голыми руками разносит на куски металлическую дверь, пытаясь прорваться к любимому!
После «Соляриса» Бондарчук была нарасхват, но, взяв в юности такую планку, уже не могла позволить себе сниматься где попало. Именно поэтому в послужном списке Натальи Сергеевны нет сотен фильмов, зато есть роли Марии Волконской в картине «Звезда пленительного счастья», царевны Софьи в «Юности Петра» и «В начале славных дел», госпожи де Реналь в «Красном и черном». Но чаще всего актриса вспоминает, конечно, о «Солярисе».
Кстати, фантастический роман Станислава Лема, по которому был снят фильм, Наталья Бондарчук прочитала еще школьницей, а потом отдала книгу незнакомому молодому человеку, приятелю своей соседки. Его звали Андрей Тарковский – впрочем, тогда это имя еще никому не было известно. А спустя несколько лет они встретились на съемках.
Правда, на главную роль режиссер утвердил Наталью не сразу – ей тогда было 20, а ее партнеру по фильму Донатасу Банионису – под 50, и Тарковскому показалось, что актриса слишком молода для этой роли. Бондарчук он вручил в качестве подарка своей знакомой Ларисе Шепитько для съемок ленты «Ты и я». Сам тем временем безуспешно продолжал искать свою героиню; в конце концов, увидев изумительную игру Натальи в фильме Шепитько, решил забрать «подарок» обратно и отдал роль Хари ей.
Родственные души
Тарковский стал для Натальи и наставником, и кумиром, и почти небожителем. «Для меня, так же как для многих его любимых актеров, Тарковский был центром мироздания… Андрей вообще очень любил на меня смотреть. Я для него была подобием картины, он постоянно решал, куда еще положить мазок, чтобы довести образ до совершенства. Прикажи он броситься в огонь – бросилась бы не раздумывая», – рассказывала Наталья.
Между актрисой и режиссером завязался роман, хотя оба понимали, что о совместном будущем не может быть и речи. Бондарчук к тому времени уже успела выскочить (не выйти, а именно выскочить, подчеркивала она) замуж за оператора Элизбара Караваева: «Мне казалось, что я люблю своего мужа, что мы будем жить долго и счастливо… Однако с появлением Тарковского я открыла новый чувственный мир, возможно, поэтому моя Хари и получилась настолько сложной – ее внутренняя борьба совпала с моей».
Дело осложнялось тем, что и сам Тарковский был семейным человеком. Он уже пережил развод с первой супругой Ирмой Рауш, с которой остался его сын Арсений, и пытался построить семью со второй женой Ларисой, родившей ему сына Андрея.
Уводить любимого из семьи Наталья не хотела – ее собственный отец, знаменитый режиссер Сергей Бондарчук, тоже бросил их с матерью, а ведь Наталья с ранних лет считала свою семью идеальной. «Отец 10 лет носил маму на руках», – говорила она. Тем большим ударом стала новость о том, что он ушел к другой женщине – актрисе Ирине Скобцевой.
Наверное, потому-то она и завязала отношения с Тарковским – из-за детской травмы, полученной после развода родителей: «Мы с ним были родственные души – «одинакового моря рыбы», так писала о подобном состоянии Марина Цветаева. Я напоминала ему младшую сестру – Марину Тарковскую. А я, потерявшая связь с отцом, когда мне было 8 лет, очень нуждалась в опеке духовно зрелого мужчины, каким и был для меня Тарковский».
Все или ничего
Однако оставаться только любовницей Наталья не могла – ей нужно было либо все, либо ничего. Она пыталась убить в себе чувства к Тарковскому, а когда это не получилось, решила убить себя, вскрыв вены. В больницу ее отвез Андрей Арсеньевич. Вернувшись домой, она узнала, что муж нашел ее дневник и прочитал о страсти к женатому режиссеру. Это был конец семейной жизни. Брак Бондарчук рухнул, а вот Тарковский от законной супруги уходить не спешил.
Тем временем «Солярис» принес создателям признание не только в СССР, но и за рубежом – фильм был отобран для участия в конкурсном показе Каннского кинофестиваля, где получил Большой специальный приз жюри. В Канны влюбленные отправились вместе и там практически не расставались, хотя Наталья понимала: когда они вернутся в Москву, роман закончится. В аэропорту Тарковского встречали жена Лариса с сыном Андреем… В тот момент Бондарчук окончательно поняла, что ее любовь – тупик, и вскоре разорвала отношения с режиссером. Однако чувства к нему не угасли.
«Чем больше я отхожу от пространства, в котором мы были вместе, тем больше понимаю, что мы с ним останемся навсегда», - говорила Наталья Бондарчук годы спустя.
Приземление
После того как «Солярис» вышел на экраны, на звезду фильма обратил внимание актер Николай Бурляев, сразу решивший, что Наталья станет его женой (собственно, так в конце концов и произошло). Отношения у них завязались на съемках фильма «Как закалялась сталь», где оба исполняли главные роли. Когда режиссер решил заменить Бурляева на Конкина, Наталья в знак солидарности тоже ушла из картины.
Их союз оказался сложным, бурным, но веселым предприятием. Сами себя Наталья и Николай называли «Бурбонами» - по первым слогам фамилий «Бурляев» и «Бондарчук». В браке родились двое детей – сын Иван и дочь Мария. А через 17 лет пара развелась – без попреков и скандалов.
«Инициатором развода стала я, когда поняла, что Николай Петрович перешел ту грань, после которой любовь приземляется. А я так жить не хотела», - признавалась Бондарчук. Впрочем, бывшим супругам удалось сохранить добрые отношения, а когда Наталья сняла фильм о Тютчеве, то Николай с новой женой Ингой Шатовой сыграли в нем главные роли.
Со своим третьим мужем Игорем Днестрянским Наталья Сергеевна познакомилась тоже на работе. Он помогал ей ставить спектакли для детского театра «Бэмби», который Бондарчук создала после выхода одноименного фильма, - и, кстати, тоже сыграл у нее в нескольких ролях.
Хотя Игорь моложе Натальи на 14 лет, именно его она считает своей поддержкой и опорой: «Птица на одном крыле не летает. Женщина - одно крыло, мужчина - другое. Настоящий мужчина дает ощущение безопасности, и всегда заметно, есть рядом такой человек или нет. Настоящему мужчине можно поплакаться в жилетку, и он утешит и поддержит – совсем как отец».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть