2090

Редкий мастер. Бутафора любят сравнивать с волшебником

№ 20 от 17 мая 2016 года 17/05/2016

В Национальном академическом драматическом театре имени Горького, где уже 54 года работает Иван Константинович, недавно выпустили новый спектакль, поэтому сейчас, когда закончился предпремьерный аврал, самое время «подлатать» то, что износилось. За этой работой мы и застали недавнего юбиляра, отметившего 75-летие.

«Нужно подкрасить немного, - быстро и легко орудует кистью бутафор, «оживляя» расцветку фруктов на подносе и закрашивая места, где облупилась краска. - Но, конечно, это не самая сложная задача, поставленная передо мной. (Смеется.) Например, над спектаклем «Двенадцатая ночь» пришлось основательно потрудиться! В нем артисты во время сцены бури забираются наверх по веревочным лестницам и раскачиваются. Изначально, когда проходили репетиции, артистам предложили забираться на обычные купленные в магазине веревочные лестницы, но оказалось, что это неудобно и опасно. Тогда мы включили смекалку: взяли канат, ремни, черенки для лопаты и сделали удобную конструкцию со страховочными петлями с учетом роста артистов. Да-да! Мы произвели необходимые замеры, чтобы перекладины расположить с учетом длины шага, и теперь на эту лестницу легко забираться даже актрисам в длинных платьях».

Бутафора в театре любят сравнивать с волшебником: этот мастер тяжелые предметы делает «пушинками». Например, во время спектакля «Проделки Ханумы» на сцену выкатывается громоздкая арба, которая сооружена из… пенопласта. Бутафор, словно кудесник, из суперлегкого материала создает «золоченые» канделябры, «мраморные» статуи, «кованые» ворота… Правда, к кованому трону из спектакля «Пане Коханку» Иван Константинович отношения не имеет: по замыслу художника массивный, с витыми украшениями предмет мебели весом пятьдесят килограммов отлили на заказ, и рабочим сцены приходится при его установке по-настоящему попыхтеть.

Бывает, один предмет «играет» в нескольких спектаклях. Но, по признанию бутафора, нежелательно, чтобы реквизит из одного спектакля был задействован в другом: мол, зрители могут заметить. Да и портятся, изнашиваются такие предметы быстрее, поэтому в театре стараются в каждой постановке использовать индивидуальное оформление.

Театр на все времена

Сложно поверить в то, что Иван Константинович Витько - самоучка. В конце 50-х юношу привел в театр имени Купалы учеником в декораторский цех муж сестры, работавший там охранником. Через два года Витько «переманили» в кукольный театр бутафором-механизатором кукол. «Профессия бутафора уникальная - в Беларуси этому мастерству в институтах специально не обучают, - рассказывает мастер. - В театре знания впитывались благодаря наблюдениям, а я схватывал очень хорошо, и, когда мне доверили самостоятельно выпустить спектакль, я, конечно, немного боялся, но справился». А в 1962 году Иван Константинович пришел в театр имени Горького, где учился у художника Юрия Тура, и повышал мастерство на различных курсах. «Я посещал скульптурную студию, где освоил лепку, - демонстрирует Иван Константинович успешно выполненное одно из первых заданий - гипсовый нос, затем указывает на гипсовые маски, развешанные на стенах мастерской, которые он лепил для спектакля с артистов Ивана Мацкевича, Анны Маланкиной, Алексея Шедько. - Артисты были в горизонтальном положении, я нанес на их лица вазелин и залил гипс - было несложно. Узнаете кого-нибудь? Еще учился на 4-годичных курсах рисования при театрально-художественном институте, с отличием окончил курсы художника-оформителя. Помню, директор театра спросил меня, не уйду ли я из театра после курсов. Как я мог: конечно, нет!»

За время работы в театре Иван Константинович был свидетелем его успехов, падений, поисков. «Все зависит от того, насколько режиссер талантлив, - замечает собеседник. - А про работу бутафора могу сказать, что в 80-х годах стало намного легче благодаря появлению нового легкого материала - пенопласта. Раньше все приходилось делать из папье-маше - изготовление одного объекта могло занимать неделю. Сейчас можно и за день управиться».

О чем жаль

Иван Константинович с удовольствием вспоминает времена до перестройки: «Тогда театр много гастролировал по всему Союзу, и я иногда ездил с труппой. Мне запомнились гастроли в Томске: была весна, в Минске уже все зацвело, а в Томске в это время только начал таять снег. Из аэропорта до города мы ехали в сопровождении «мигалок», а в гостинице нас встречали с шампанским…»

«А у вас есть ученики, последователи?» - «Приходят к нам молодые ребята после реставрационного или художественного училищ, но быстро убегают: зарплата маленькая. Эту профессию любить надо, потому что она и грязная бывает, а не каждому возиться хочется, и, повторюсь, денег не приносит. Кроме того, бутафор должен быть одновременно и столяром, и слесарем, и художником, и инженером, уметь работать с деревом, железом, массой других материалов… Порой, когда готовится премьера, до ночи приходится работать. Но я люблю то, что делаю, и каждый день иду на работу как на праздник».

О чем бутафор Витько искренне жалеет, так это только о том, что сейчас не устраивают дневных предпремьерных сдач спектаклей: «Раньше на подобных просмотрах собирался весь театральный мир: приходили режиссеры, актеры, художники, общались, обменивались мнениями. Сейчас, к сожалению, люди сами по себе, после работы - быстрее домой. Нет общения - этого действительно не хватает…»

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно