7491

«Я и ему теперь жена». Как Лиля Брик владела всем и осталась ни с чем

Лиля Брик в конце 1920-х годов.
Лиля Брик в конце 1920-х годов. / Фото Осипа Брика / Public domain

Лиля Брик родилась 11 ноября 1891 года в Москве. Она была хозяйкой литературного салона, «светской тусовщицей», но в русской культуре больше всего известна как муза Владимира Маяковского, которой поэт посвящал поэму и стихотворения.

Все, кто знал Брик, говорили: будучи совершенно не красавицей, она обладала удивительной харизмой, притягательностью для мужчин. Это сработало и на Маяковском. Его не смущало, что вообще-то Лиля замужем за литературным критиком Осипом Бриком, что сам он ухаживает за её младшей сестрой Эльзой и уже представлен родителям в качестве жениха. На саму Лилю Маяковский при знакомстве не произвел никакого впечатления. Наоборот, ее беспокоило, что Эльза «ночью ходит с каким-то футуристом».

Путь к сердцу через «Облако»

Лиля не замечала великого Маяковского как мужчину ровно до того момента, как он прочел друзьям-литераторам «Облако в штанах» и спросил, не против ли Лиля, что он посвятит поэму ей. По воспоминаниям коллег, в тот момент воцарилась тишина и все поняли: «произошло нечто очень важное».

К слову, именно критик Осип Брик на собственные деньги издал в 1915 году знаменитую сегодня поэму, в то время как «Облако в штанах» отказались печатать все издательства.

Как напишет позже Лиля, со стороны Маяковского чувство к ней не было просто влюбленностью, скорее, «это было нападение». На два с половиной года он заполонил собой в ее жизни всё, у Лили не осталось «ни одной свободной минуты — буквально. Меня пугала его напористость, рост, его громада, неуёмная, необузданная страсть. Любовь его была безмерна».

Муж и сестра приняли эту страсть. Перед отъездом в Европу Эльза пришла проститься со старшей сестрой. Лиля рассказала о том, что будет жить с двумя мужчинами под одной крышей — мужем Осипом и возлюбленным Владимиром. «Эльзочка, — сказала Лиля, — не делай такие страшные глаза. Просто я сказала Осе, что мое чувство к Володе проверено, прочно, и что я ему теперь жена. И Ося согласен».

Такое положение вещей устраивало и Осипа, который, по воспоминаниям коллег, очень ценил Маяковского. А вот поэт страдал, что любимая женщина принадлежит не ему одному. Сохранились многочисленные письма Маяковского к Лиле. В них видно, как страсть сменяется гневом, сомнениями. «Любишь ли ты меня? Для тебя, должно быть, это странный вопрос — конечно любишь. Но любишь ли ты меня? Любишь ли ты так, чтоб это мной постоянно чувствовалось? Нет. Я уже говорил Осе. У тебя не любовь ко мне, у тебя — вообще ко всему любовь».

Отдохнуть от любви

Зимой 1922 года Лиле наскучил их «старенький, старенький бытик» и она на 2 месяца предложила Маяковскому расстаться. Но отдохнуть от страстного возлюбленного не удалось — «он днём и ночью ходит под моими окнами, нигде не бывает и написал лирическую поэму в 1300 строк».

Поэма «Про это», посвященная Лиле, по мнению исследователей творчества поэта, считается одним из самых сложных произведений Маяковского.

Чувствуя неудовлетворенность, футурист стал искать утешения у других женщин. Но Лиля была «собакой на сене». Когда у такой страстной поэтической натуры вдруг «случались увлечения», она каждый раз то уговорами, то шантажом возвращала его обратно.

О Брик ходили самые разные слухи, вплоть до того, что она — агент и даже любовница чекистов. Сторонники теории заговора верят, что «статус агент, подтверждает отчасти и то, что она и Осип сумели получить разрешение на выезд в Европу. Якобы это говорит о «спецзадании». После самоубийства Маяковского Лиля получила права на его творческое наследие наравне с матерью и сестрами поэта.

Майя Плисецкая писала о Брик: «Денег у нее водилось видимо-невидимо. Она сорила ими направо и налево. Не вела счету. Когда звала меня в гости, оплачивала такси. Так со всеми друзьями. Обеденный стол, уютно прислонившийся к стене, на которой один к другому красовались оригиналы Шагала, Малевича, Леже, Пиросмани, живописные работы самого Маяковского, — всегда полон был яств. Икра, лососина, балык, окорок, соленые грибы, ледяная водка, настоенная по весне на почках черной смородины. А с французской оказией — свежие устрицы, мули, пахучие сыры...»

Но в один прекрасный день Лиля оказалась нищей. Это произошло, когда Никита Хрущев решил прекратить выплаты наследникам известных литераторов.

«Лиля внезапно оказалась на мели, — писала балерина. — Стала распродавать вещи. Беззлобно итожила: первую часть жизни покупаем, вторую — продаем... И даже тогда Лиля делала царские подарки. Именно в ее безденежные годы она подарила мне бриллиантовые серьги, которые и сегодня со мной...»

В 1978 году Брик сломала шейку бедра. Она уже не могла вести привычный активный образ жизни и вскоре покончила с собой. «Литературная газета» опубликовала небольшой некролог в связи с ее смертью. А вот в иностранных СМИ последовала лавина публикаций. Так, японская газета написала об уходе «музы русского авангарда»: «Если эта женщина вызывала к себе такую любовь, ненависть и зависть — она не зря прожила свою жизнь».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно