93

Свои пять миллионов «копеек». Как ВАЗ-2101 изменил всю страну

"Аргументы и факты" в Беларуси № 16. Дорогие выпускники! 22/04/2025
Триада благополучия советского человека: квартира, дача и «Жигули».
Триада благополучия советского человека: квартира, дача и «Жигули». / Валентин Шияновский / РИА Новости

55 лет назад, 19 апреля 1970 года — к столетию Владимира Ленина, — с конвейера завода ВАЗ в Тольятти сошёл первый автомобиль ВАЗ-2101, прозванный в народе «копейкой».

О грандиозной роли «копеечного» дела в жизни страны рассказывает старший научный сотрудник Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН Александр Петров.

Все надежды на ВАЗ

Алексей Дуэль, АиФ: Завод в Тольятти построили в очень сжатые сроки. Так остро стоял автомобильный вопрос?

Александр Петров: Идея строительства ВАЗа возникла как ответ на всеобщую автомобилизацию. В США машин уже было столько, сколько лошадей у ковбоев. Европейцы, оправившись от последствий войны, тоже массово обзавелись автомобилями. А у нас в 1960-е за год собирали всего 150 тысяч легковушек на весь Союз. Вот и решили: отставать больше нельзя. К тому же Брежнев был фанатом автомобилей, идея пересадить на колёса советских граждан ему очень понравилась.

— Страна была готова выпускать массовую легковушку?

— Контракт потому и заключили с итальянцами (Fiat. — Ред.), что они единственные предложили поставить нам технологию, документацию и организовать производство всех компонентов в Союзе. Альтернативы были, но везде шла речь о крупноузловой сборке. А тут сразу возникло строительство завода проектной мощностью 600–650 тысяч машин в год на 120–130 тысяч рабочих мест. Рядом вырос целый город — Тольятти. Вокруг стали строить предприятия по производству компонентов для ВАЗа. Появилась отдельная отрасль автохимии, а на нефтеперерабатывающих заводах начали делать особый бензин — АИ-93. До этого легковушки «ели» А-76, но для ВАЗа у него было слишком низкое октановое число. Так или иначе, «жигули» — огромный проект, чтобы его реализовать, многое потребовалось создать с нуля.

— Это со стороны производства. А что со спросом?

— Завод на полную мощность заработал только в 1974 году. А в 1970-м выпуск составил лишь порядка 20 тысяч машин. Их раскупали, но ажиотажного спроса ещё не было. Триада благополучия советского человека — кооперативная квартира, дача и машина — оформилась чуть позже. На селе тогда в основном гоняли на мотоцикле с коляской или грузовике. В городах обходились общественным транспортом. Но когда первые «копейки» появились на улицах, к ним резко вырос интерес. Машина технологичная, рукояткой заводить не надо, шофёр машинным маслом не перепачкан... Кататься на авто стало видом досуга. Сам видел в середине 1970-х, как в городке Урай (ХМАО) летними вечерами по улице Ленина из конца в конец дефилировало несколько «Жигулей»: те, кто смог их купить, так проводили время.

С правым рулём

— А многие ли могли купить? Машина, если не ошибаюсь, стоила 5,5 тысячи.

— Да, потом цену подняли ещё на тысячу. При средней зарплате в начале 1970-х годов 120–130 рублей такая покупка кажется невозможной. Но, например, профессор в институте Академии наук СССР с хорошей должностью, если ещё успевал читать лекции студентам, в месяц мог заработать рублей 800. В стройотрядах за месяц-полтора можно было спокойно получить тысячу. Или, например, репетиторы, работающие с абитуриентами, — они за занятие брали по 10–15 рублей, а за одну вступительную кампанию выручали до 10 тысяч. Были и другие варианты заработка, которые государство не пресекало. Более того, в середине 1970-х на производстве начали внедрять методы материального стимулирования лучших работников — их доходы тоже выросли. Так что люди с деньгами в стране имелись.

— А очереди, талоны?

— Да, был дефицит. Поэтому квоты распределяли по организациям, там уже составляли списки. Сейчас бы в такой ситуации повысили отпускные цены, но тогда власти старались к такому инструменту особо не прибегать. Это вылилось в то, что подержанный ВАЗ-2101 после года-двух эксплуатации можно было продать за десятку. Для тех, кому хватало «административного ресурса», чтобы опять оказаться в начале очереди на новый автомобиль, это стало способом заработка.

— Больше производить не получалось?

— Нет. Кроме того, значительная часть автомобилей шла на экспорт. Кстати, специально для Великобритании выпускали ВАЗ-2101 с правым рулём. По европейским меркам машина стоила совсем недорого, к тому же неприхотливая. СССР, в свою очередь, выручал валюту, да ещё и престиж страны рос.

Тень «жигулей»

— С дорогами-то в стране дела обстояли не лучшим образом. Далеко ли человек мог уехать на своей «копейке»?

— Да, заднеприводная машина с низким клиренсом могла пройти далеко не везде. К тому же заправки надо было поискать — многие из них были рассчитаны только на топливо для грузовиков. Шиномонтаж тоже был проблемой. Поэтому основной километраж первые «жигули» наматывали не слишком далеко от дома.

— Насколько дорого и хлопотно было содержать ВАЗ-2101 первым владельцам?

— С точки зрения расходов на бензин машина была вполне доступным транспортным средством. Трудности начинались, если надо было пройти ТО или достать какие-то запчасти (считай, дефицит). А ещё автомобили быстро ржавели, и для владельцев было важно защитить кузов. На официальных сервисах — очереди на месяцы вперёд... Зато в гаражах тут же нашлись «народные умельцы», готовые за некоторое вознаграждение провести все работы. Кто-то из них доставал ещё и детали, расходники. Кроме того, в СССР не выпускали оплётки на рули, чехлы для сидений, резиновые коврики — только импортные, за которыми тоже надо было гоняться. Так вокруг «жигулей» возник мир теневой экономики.

— Какие ещё нелегальные заработки породил автомобилизм в СССР?

— Машины угоняли. Если удавалось вывезти автомобиль в Среднюю Азию или на Кавказ, там он просто пропадал. Милиция, конечно, с этим боролась, но без энтузиазма. Диски, шины, дворники, боковые зеркала — всё это могли украсть. Поэтому появились болты с секретками. Дворники водители старались не оставлять на припаркованной машине. 

Отдельная мафия возникла вокруг авторынков. Там обирали в первую очередь покупателей, которые приехали с деньгами издалека.

 

— Какой вклад теневая экономика, возникшая вокруг «Жигулей», внесла в развал планового хозяйства и всей страны?

— Вклад был, но не решающий. К 1990 году, по данным Госкомстата, в стране имелось 16,4 миллиона личных авто, то есть на 100 граждан — 7,6 машины (для сравнения: в США в то же время в 10 раз больше). Слишком мала была доля автовладельцев в СССР, чтобы нанести решающий урон. Другое дело — антиалкогольная кампания в 1980-е. Она породила теневой рынок куда большего размаха — водка ведь нужна была практически всем, а не только сумевшим купить машину. Чтобы решить насущные проблемы, люди внедряли в развитой социализм элементы рыночной экономики. И эти ростки быстро развалили монолит планового хозяйства и всего Союза.

Факты

Самая массовая

  • ВАЗ-2101 — самая массовая LADA. За 18 лет (1970–1988) выпустили 4,8 миллиона всех модификаций первой модели.
  • Первые машины отправились на экспорт в 1971 году — в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. Так, «копейка» стала первой машиной пилота «Формулы-1» Кими Райкконена.
  • В европейском ралли «Тур Европы» (14 000 км) 1971 года советская команда на ВАЗ-2101 выиграла серебряный кубок.
  • В 2000 году по итогам опроса журнала «За рулём» ВАЗ-2101 назван «Российским автомобилем XX века».
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно