55 лет назад, 19 апреля 1970 года — к столетию Владимира Ленина, — с конвейера завода ВАЗ в Тольятти сошёл первый автомобиль ВАЗ-2101, прозванный в народе «копейкой».
О грандиозной роли «копеечного» дела в жизни страны рассказывает старший научный сотрудник Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН Александр Петров.
Все надежды на ВАЗ
Алексей Дуэль, АиФ: Завод в Тольятти построили в очень сжатые сроки. Так остро стоял автомобильный вопрос?
Александр Петров: Идея строительства ВАЗа возникла как ответ на всеобщую автомобилизацию. В США машин уже было столько, сколько лошадей у ковбоев. Европейцы, оправившись от последствий войны, тоже массово обзавелись автомобилями. А у нас в 1960-е за год собирали всего 150 тысяч легковушек на весь Союз. Вот и решили: отставать больше нельзя. К тому же Брежнев был фанатом автомобилей, идея пересадить на колёса советских граждан ему очень понравилась.
— Страна была готова выпускать массовую легковушку?
— Контракт потому и заключили с итальянцами (Fiat. — Ред.), что они единственные предложили поставить нам технологию, документацию и организовать производство всех компонентов в Союзе. Альтернативы были, но везде шла речь о крупноузловой сборке. А тут сразу возникло строительство завода проектной мощностью 600–650 тысяч машин в год на 120–130 тысяч рабочих мест. Рядом вырос целый город — Тольятти. Вокруг стали строить предприятия по производству компонентов для ВАЗа. Появилась отдельная отрасль автохимии, а на нефтеперерабатывающих заводах начали делать особый бензин — АИ-93. До этого легковушки «ели» А-76, но для ВАЗа у него было слишком низкое октановое число. Так или иначе, «жигули» — огромный проект, чтобы его реализовать, многое потребовалось создать с нуля.
— Это со стороны производства. А что со спросом?
— Завод на полную мощность заработал только в 1974 году. А в 1970-м выпуск составил лишь порядка 20 тысяч машин. Их раскупали, но ажиотажного спроса ещё не было. Триада благополучия советского человека — кооперативная квартира, дача и машина — оформилась чуть позже. На селе тогда в основном гоняли на мотоцикле с коляской или грузовике. В городах обходились общественным транспортом. Но когда первые «копейки» появились на улицах, к ним резко вырос интерес. Машина технологичная, рукояткой заводить не надо, шофёр машинным маслом не перепачкан... Кататься на авто стало видом досуга. Сам видел в середине 1970-х, как в городке Урай (ХМАО) летними вечерами по улице Ленина из конца в конец дефилировало несколько «Жигулей»: те, кто смог их купить, так проводили время.
С правым рулём
— А многие ли могли купить? Машина, если не ошибаюсь, стоила 5,5 тысячи.
— Да, потом цену подняли ещё на тысячу. При средней зарплате в начале 1970-х годов 120–130 рублей такая покупка кажется невозможной. Но, например, профессор в институте Академии наук СССР с хорошей должностью, если ещё успевал читать лекции студентам, в месяц мог заработать рублей 800. В стройотрядах за месяц-полтора можно было спокойно получить тысячу. Или, например, репетиторы, работающие с абитуриентами, — они за занятие брали по 10–15 рублей, а за одну вступительную кампанию выручали до 10 тысяч. Были и другие варианты заработка, которые государство не пресекало. Более того, в середине 1970-х на производстве начали внедрять методы материального стимулирования лучших работников — их доходы тоже выросли. Так что люди с деньгами в стране имелись.
— А очереди, талоны?
— Да, был дефицит. Поэтому квоты распределяли по организациям, там уже составляли списки. Сейчас бы в такой ситуации повысили отпускные цены, но тогда власти старались к такому инструменту особо не прибегать. Это вылилось в то, что подержанный ВАЗ-2101 после года-двух эксплуатации можно было продать за десятку. Для тех, кому хватало «административного ресурса», чтобы опять оказаться в начале очереди на новый автомобиль, это стало способом заработка.
— Больше производить не получалось?
— Нет. Кроме того, значительная часть автомобилей шла на экспорт. Кстати, специально для Великобритании выпускали ВАЗ-2101 с правым рулём. По европейским меркам машина стоила совсем недорого, к тому же неприхотливая. СССР, в свою очередь, выручал валюту, да ещё и престиж страны рос.
Тень «жигулей»
— С дорогами-то в стране дела обстояли не лучшим образом. Далеко ли человек мог уехать на своей «копейке»?
— Да, заднеприводная машина с низким клиренсом могла пройти далеко не везде. К тому же заправки надо было поискать — многие из них были рассчитаны только на топливо для грузовиков. Шиномонтаж тоже был проблемой. Поэтому основной километраж первые «жигули» наматывали не слишком далеко от дома.
— Насколько дорого и хлопотно было содержать ВАЗ-2101 первым владельцам?
— С точки зрения расходов на бензин машина была вполне доступным транспортным средством. Трудности начинались, если надо было пройти ТО или достать какие-то запчасти (считай, дефицит). А ещё автомобили быстро ржавели, и для владельцев было важно защитить кузов. На официальных сервисах — очереди на месяцы вперёд... Зато в гаражах тут же нашлись «народные умельцы», готовые за некоторое вознаграждение провести все работы. Кто-то из них доставал ещё и детали, расходники. Кроме того, в СССР не выпускали оплётки на рули, чехлы для сидений, резиновые коврики — только импортные, за которыми тоже надо было гоняться. Так вокруг «жигулей» возник мир теневой экономики.
— Какие ещё нелегальные заработки породил автомобилизм в СССР?
— Машины угоняли. Если удавалось вывезти автомобиль в Среднюю Азию или на Кавказ, там он просто пропадал. Милиция, конечно, с этим боролась, но без энтузиазма. Диски, шины, дворники, боковые зеркала — всё это могли украсть. Поэтому появились болты с секретками. Дворники водители старались не оставлять на припаркованной машине.
Отдельная мафия возникла вокруг авторынков. Там обирали в первую очередь покупателей, которые приехали с деньгами издалека.
От «копейки» до наших дней: эволюция легковых автомобилей «АвтоВАЗа»












От «копейки» до наших дней: эволюция легковых автомобилей «АвтоВАЗа»












— Какой вклад теневая экономика, возникшая вокруг «Жигулей», внесла в развал планового хозяйства и всей страны?
— Вклад был, но не решающий. К 1990 году, по данным Госкомстата, в стране имелось 16,4 миллиона личных авто, то есть на 100 граждан — 7,6 машины (для сравнения: в США в то же время в 10 раз больше). Слишком мала была доля автовладельцев в СССР, чтобы нанести решающий урон. Другое дело — антиалкогольная кампания в 1980-е. Она породила теневой рынок куда большего размаха — водка ведь нужна была практически всем, а не только сумевшим купить машину. Чтобы решить насущные проблемы, люди внедряли в развитой социализм элементы рыночной экономики. И эти ростки быстро развалили монолит планового хозяйства и всего Союза.
Факты
Самая массовая
- ВАЗ-2101 — самая массовая LADA. За 18 лет (1970–1988) выпустили 4,8 миллиона всех модификаций первой модели.
- Первые машины отправились на экспорт в 1971 году — в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. Так, «копейка» стала первой машиной пилота «Формулы-1» Кими Райкконена.
- В европейском ралли «Тур Европы» (14 000 км) 1971 года советская команда на ВАЗ-2101 выиграла серебряный кубок.
- В 2000 году по итогам опроса журнала «За рулём» ВАЗ-2101 назван «Российским автомобилем XX века».
Военные предпо-чтения. В Великую Отечественную бойцы любили читать
«Сбросить с корабля современности». Как Маяковский повторил путь Пушкина
Дорога к победе. Как начиналась война для капитана Шафранского…
Смерть, которая потрясла мир. Почему погиб Юрий Гагарин?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть