1235

Там, где расцветают таланты. Чем живет белорусский театр детей?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 19. История по-честному... 11/05/2021
Фото из архива героини. / АиФ

«Мне достаточно один раз взглянуть на ребёнка – и я уже всё о нем знаю. К каждому маленькому актеру у меня свой подход, свой способ раскрыть его талант и потенциал», – говорит руководительница театра детей «Ронд» Ирина Васильевна МАРКОВА. Её студия стала первой площадкой для любительских детских спектаклей в Беларуси, а среди учеников были известные сейчас актёры, режиссёры и даже музыкальный дуэт «Би-2».

Ирина МАРКОВА

Многие таланты заметила и раскрыла именно Ирина Васильевна.

«АиФ» расспросил преподавательницу о том, с чего начался её театр и как занятия в нём помогают раскрыть в детях личность. 

«У меня двое детей – дочка и студия «Ронд»

– Ирина Васильевна, как появился театр детей «Ронд»?

– Я всегда любила театральное искусство, но не мечтала руководить детской театральной студией. Всё сложилось будто само собой. После института и замужества я искала работу, в итоге решила открыть кружок в старом здании Дома пионеров.  

Так в 1983 году появился детский театр «Ронд». В этот же год у меня родилась дочка Алеся, которая впоследствии стала художественным руководителем театра танца «Менада». У меня двое детей – дочка и театральная студия.

Причем мы втроем родились в год Свиньи. И нам часто дарили салфетки, кружки и другие вещи с тремя поросятами. В «Ронде» даже был спектакль «Три поросёнка», к которому написал музыку композитор Михаил Карасёв – дядя того самого Шуры «Би-2». Лёва и Шура как раз в «Ронде» и познакомились. Главного поросёнка сыграл Рома Подоляко, который потом стал известным актером и режиссером Купаловского театра.

Ещё одна моя ученица – Марина Коняшкина, которую можно сейчас увидеть во многих российских сериалах. Алеса Качер, которая регулярно попадает в топы самых красивых актрис, тоже начинала в «Ронде». А у некоторых детей из первого набора студии уже появились свои внуки...

Фото из архива героини.

– Вы поддерживаете с ними связь?

– К сожалению, с бывшими учениками мы мало общаемся. Я больше ценю людей, которым «Ронд» небезразличен даже после выпуска. Например, я уже больше 10 лет работаю с Антоном и Яной, моими помощниками и настоящими членами семьи. С теплотой вспоминаю ученицу Марину, которая стала психологом в «SOS-Детской деревне» в Боровлянах. Мне важно, чтобы в общении был взаимный интерес.

– Я слышала, что особенность вашей театральной студии не только в том, что дети смогли выступить на большой сцене впервые в Беларуси. Но и в том, что вы в обучении применяете особую авторскую методику.

– Да, в «Ронде» дети развиваются по авторской методике интенсивного творческого прорыва. Они учатся актерскому мастерству, пластике, музыкальной грамотности, развивают речь и дикцию. Главная задача этой методики – раскрыть личность и её способности, помочь ребёнку определиться с призванием.

Фото из архива героини.

Дети каждый спектакль меняются ролями и никогда не играют одного и того же персонажа. Я хочу, чтобы ребёнок мог попробовать всё. Знаю, каково это – когда хочешь играть главную роль, а тебе дают маленькие, эпизодические. На всю жизнь остается внутренняя неудовлетворенность. Поэтому я привнесла в «Ронд» то, чего мне самой никогда не хватало.

Дети, занимающиеся в театре, начинают видеть в окружающем мире то, чего раньше не замечали. У них развивается критическое мышление, пробуждается сознательность.

– Меняется характер?

– Безусловно. Например, у меня сейчас учится мальчик лет 12, который раньше был молчаливым и зажатым. Не отвечал ни на один вопрос. А однажды он получил роль грозного Волка в спектакле «Красная шапочка», и у него так повысилась самооценка! Теперь палец в рот не клади. Может за себя постоять.  

– Как вы считаете, что самое важное в профессии актера?

– В этой профессии нельзя быть созерцателем. Если ты равнодушен, тебе нечего делать в театре. Актер – это тот человек, в которого вонзается игла с белой ниткой, а выходит с красной. То есть кровью пропитанная, страданием и эмоциями.

Это судьба!

– Как же вас всё-таки затянуло в мир кулис и декораций?

– Я такой человек: мне всё в жизни интересно. «Всего хочу: с душой цыгана», как писала Цветаева. В школе я была отличницей и активисткой, посетила за всё время 18 кружков. Чтобы всё успеть, мне приходилось вставать в 4 утра!

Когда я была в третьем классе, увидела объявление о наборе в театральную студию. Пошла на конкурс, прочитала стих – и меня взяли.  

– После школы вы сразу поступили на театральную специальность?

– Нет, не сразу. Я три раза пыталась поступить на актерскую специальность в Москве, но у меня не получалось. В то же время училась на биофаке – всегда любила биологию и природу в целом. Но ушла спустя два года: меня «добила» химия со строгой преподавательницей. Сейчас я ей благодарна за свое решение об отчислении.

После третьей попытки поступить в Москве я вернулась в Минск и поступила на режиссуру в БГУКИ, о чем не жалею.

Фото из архива героини.

– А чем сейчас живет «Ронд»?

– Из-за пандемии у меня не было работы какое-то время, но сейчас дети потихоньку возвращаются. Что только с «Рондом» не происходило – он даже закрывался за свою жизнь несколько раз, но неизменно воскресал. 

Я знаю, что работаю по призванию. Когда находишь свое дело, у тебя словно появляются сверхсилы. Но мне не хватает людей, которые горели бы этим делом вместе со мной. Хотелось бы поднять детский театр на новый уровень... 

«АиФ»-СПРАВКА

Студия-театр «Ронд» всегда рада новым актерам – детям в возрасте от 4 до 17 лет.

Контактные данные:

Ирина Васильевна Маркова +375 (44) 717-10-93, +375 (29) 897-39-06.

Сайт – kinoshkola.by

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно