Анастасии Ложниковой 21 год, и она балерина Большого театра Беларуси. Сколько часов работы кроется за красивой картинкой на сцене? «АиФ» узнал у Анастасии несколько закулисных фактов о балете и получил рекомендации, какие спектакли посетить в первую очередь.
Танцы на пальцах
– Вы мечтали стать балериной в детстве? Как давно работаете в Большом театре?
– Мне было 10 лет, когда я связала свою жизнь с балетом. В Большом театре я работаю уже четвертый год.
С раннего детства я занималась художественной гимнастикой и тогда о балете ничего не слышала. Но запомнила, как наш педагог рассказывала про хореографическую гимназию-колледж, в которой можно многому научиться.
Когда я была в четвертом классе, к нам на занятия пришли люди, которые искали потенциальных учеников для этого колледжа. Они заметили мои способности. Я сказала родителям, что хочу попробовать поступить, но они сначала не поняли, почему я хочу бросить гимнастику. Ведь они учили меня, что нужно доводить дело до конца, развивать силу воли, не сдаваться, когда трудно. Но я ясно ощущала, что больше не хочу заниматься гимнастикой и готова пробовать себя в чем-то новом.
Благодаря отличным данным я поступила в колледж, и там узнала про балет. Для меня всё было огромным открытием: пуанты, пачка... Первое время я не могла поверить, что танцевать нужно на пальцах! Думала: как? Это же невозможно! Фантастика! Но начала учиться и поняла, что к чему. Мне всё время было интересно, и за 8 лет учёбы я очень полюбила балет.
– Как проходит ваш день балерины?
– В неделю у нас шесть рабочих дней – со вторника по воскресенье. На отдых у нас есть полтора дня в неделю. Стандартный рабочий день состоит из двух вызовов: утреннего – с 10 до 14 и вечернего – с 18 до 21.
Каждое утро начинается с часового балетного классического урока. Это неизменно, даже когда вызов к 16.00. Первый час всегда занимает класс – или урок, как мы его называем. Классический урок состоит из разогрева, определенных упражнений у станка. Затем – на середине зала, дальше – прыжки. В женском классе могут быть ещё упражнения в пальцевой обуви.
После урока у нас репетиции. В зависимости от предстоящих спектаклей по репертуару можем репетировать от одного до трех спектаклей. Балетных спектаклей у нас от трех до четырех в неделю, но между ними можем участвовать и в некоторых операх.
– Расскажите об одежде балерины и пуантах. Правда ли, что сейчас пуанты стали делать из удобного материала, более мягкого?
– В рабочей репетиционной одежде у нас много разнообразия. Есть стандартный вариант: балетный купальник, трико, шифоновая юбка на запах или шорты. В целом каждый выбирает для себя то, в чем чувствует себя комфортно – в рамках балетной одежды, разумеется. Также у нас есть специальная одежда для разогрева, различные комбинезоны, кофточки, штаны и «разогревочная» обувь. Её называют по-разному: валенки, чуни, сапожки, тапочки.
Пуанты, или, как мы их называем между собой, «пальцы», сейчас действительно изготавливаются из других материалов. Стельки и коробочки пуантов сделаны из термопластических эластомеров – синтетических материалов, обладающих прочностью и гибкостью.
Внутренняя поверхность пуантов выполнена с использованием пенополиуретана, который обеспечивает более высокий комфорт и поглощает шум, снижает силу удара при прыжке.
Жёсткость стельки можно выбрать в зависимости от подъёма и силы стопы балерины. Дополнительно мы приобретаем специальные удобные вкладыши в пуанты, а свои потенциальные места мозолей на стопах заранее заклеиваем пластырями. Танцевать балет теперь не так болезненно, как раньше.
Выход к зрителю
– Что вы чувствуете до, во время и после спектакля?
– Всегда присутствует лёгкое волнение. Образ, настроение, точность исполнения хореографии – всё должно быть в порядке. Я каждый раз чувствую ответственность перед зрителями.
До спектакля я настраиваюсь на то, что впереди – работа, хоть и любимая. Вместе с тем я испытываю приятное предвкушение. Во время спектакля я чувствую в основном максимальное удовольствие. Чем увереннее я в своих действиях на сцене, тем лучше.
После спектакля – особенно в момент поклонов и завершающих аплодисментов – это непередаваемое ощущение счастья, радости, благодарности и любви. Здорово, когда в зале много зрителей, и им всё понравилось.
– А какая сейчас обстановка в театре на фоне последних новостей?
– Могу сказать только, что театр функционирует в рабочем режиме. Репетиции идут, репертуар готовится.
– В каких спектаклях вы играете? И на какие постановки рекомендуете попасть зрителям?
– Я занята в 90% репертуара. Образ, в котором я чувствую себя максимально комфортно, это, как бы смешно ни звучало – ребенок на новогоднем празднике в постановке Александры Тихомировой «Щелкунчик, или Ещё одна рождественская история». К сожалению, сейчас этого спектакля нет в репертуаре, но в нем я по-настоящему проживаю каждый момент.
Александра Владимировна наполняет души артистов любовью и пониманием своей профессиональной ценности. Она умеет зажечь искру вдохновения в каждом участнике спектакля – от артистов кордебалета до ведущих солистов. С этой искрой мы выходим к зрителям и передаем свой внутренний свет. Для меня такая работа – настоящее искусство.
Что бы я порекомендовала посетить? Пожалуй, новую оперу «Виллисы. Фатум», а из балетов: «Анна Каренина», «Маленький принц», «Анюта», «Корсар», «Жизель», «Эсмеральда», «Дон Кихот», «Спартак», «Сотворение мира»... Приходите, будем ждать!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть