За более чем три десятка лет, прошедших с момента катастрофы в Чернобыле, не было снято ни одной картины, которую можно было бы назвать серьезным рассказом об этой трагедии.
Режиссеры с удовольствием используют Чернобыль в качестве места действия для мистических и приключенческих историй, для «ужастиков», но не для взрослого рассказа о том, что случилось.
Новую попытку предприняли американский канал HBO и британская телесеть Sky, выпустившие мини-сериал «Чернобыль».
«Клюква» — наше все
Премьера первой серии состоялась 6 мая 2019 года и вызвала большой интерес зрителей. Пока «Чернобыль» имеет очень высокий рейтинг. Приступая к съемкам, авторы заявляли о намерении поведать «истинную историю одной из худших техногенных катастроф в истории» и рассказать «о храбрых мужчинах и женщинах, которые пожертвовали собой, чтобы спасти Европу от невообразимой катастрофы».
Сценарий к мини-сериалу написал Крейг Мазин, известный по работе над «Мальчишником в Вегасе» и двумя частями «Очень страшного кино», а пост режиссера доверили шведу Юхану Ренку. Для съемок собрали довольно крепкую команду актеров, в которую вошли Джаред Харрис, Стеллан Скарсгард, Эмили Уотсон, Пол Риттер, Джесси Бакли и другие.
Основные съёмки проходили в Литве и в Киеве. Большая часть натурных съёмок энергоблоков Чернобыля происходила на Игналинской АЭС, имеющей реакторы чернобыльского типа.
Серьезный подход должен был дать серьезный результат, и, судя по реакции критиков и зрителей, у создателей все получилось. Проблема в одном: заявляя о «правдивости» повествования, авторы «Чернобыля» нередко ей пренебрегают. И одно дело, когда это касается вымышленных персонажей, подобных женщине-физику Ульяне Хомюк, и совсем другое — когда так представляют людей реальных, таких как академик Валерий Легасов и заместитель председателя Совета Министров СССР Борис Щербина.
Главное, чего не смогли сделать авторы сериала, — это уйти от «клюквенных» представлений о Советском Союзе с типичными мрачными агентами КГБ, стереотипными партаппаратчиками и такими же военными. Кажется, что создатели «Чернобыля» опасались показать советских людей в непривычных образах. Ведь каждому западному обывателю известно, что советские люди были либо партаппаратчиками или агентами спецслужб, либо жертвами системы. Третьего не дано.
Топографический кретинизм
Нам демонстрируют, как в городе атомщиков Припяти жители ночью от мала до велика выходят полюбоваться на пожар на АЭС, попивая при этом водку из жестяных кружек. Затем показывают, как местные жители утром штурмуют больницу, оцепленную милицией, где десятки людей мучаются от радиоактивных ожогов, а медики мечутся в ужасе. Между тем в действительности Припять спала и никаких пострадавших среди обычных жителей в ту ночь не было. В медсанчасть доставляли пожарных и сотрудников АЭС, действительно получивших колоссальные дозы облучения, но никаких детей, как показано в «Чернобыле», там не было.
Есть еще одна проблема, которая стала уже хронической для западного кино. Почему-то там полагают, что Чернобыль — это где-то неподалеку от Москвы. Герои фильмов доезжают из столицы на машине за пару-тройку часов либо путешествуют на вертолетах. Между тем район катастрофы от Москвы отделяют 850 километров, и члены государственной комиссии летели к месту трагедии на самолете. На самолетах в Москву увозили пострадавших пожарных.
Одна из героинь картины, жена пожарного Игнатенко, бросает фразу: «Но нас не выпускают!» Никаких ограничений на перемещение жителей Припяти в действительности не вводилось. Единственное место, куда их не пускали в первые часы, — это АЭС. По вполне понятным причинам.
Реальный герой и экранная карикатура
Но все это мелочи по сравнению с тем, как в «Чернобыле» показаны взаимоотношения Бориса Щербины и академика Легасова. Серьезное отношение к сериалу практически пропадает после сцен в вертолете. Заместитель главы правительства СССР и академик летят к месту катастрофы, и Щербина (по замыслу авторов — безграмотный партийный аппаратчик) требует: «Академик, расскажите мне, как устроен реактор! Вы думаете, я слишком глуп, чтобы понять, как устроен реактор? Если вы мне сейчас не скажете, как устроен реактор, солдат выбросит вас из вертолета!» Два солдата, которые сидят с каменными лицами по обе стороны от академика Легасова, готовы выполнить команду Щербины. Далее же товарищ Щербина желает, несмотря на протесты академика, пролететь прямо над разрушенным реактором и обещает расстрелять вертолетчика, если тот не подчинится.
Реальный Борис Евдокимович Щербина курировал строительство Иркутской и Братской ГЭС, участвовал в закладке города Ангарска, запуске Ангарского нефтехимического комбината. Он считается одним из создателей нефтегазового комплекса в Западной Сибири. До 1984 года он занимал пост министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. При нем протяжённость трубопроводов для экспорта нефти и газа увеличилась вдвое, учёные России, Украины и Белоруссии были привлечены к решению технологических проблем, возникающих при строительстве в условиях тайги, непроходимых болот, вечной мерзлоты. Началась автоматизация промыслов и их обслуживание вахтовым методом. Годовые темпы обустройства нефтяных и газовых месторождений возросли многократно, что вывело СССР на первое место в мире по добыче углеводородов.
Собственно, сегодняшняя экономика России держится на том, что когда-то создавал Борис Щербина. Став заместителем председателя Совета Министров СССР, он курировал всю энергетическую отрасль.
Именно то, что Щербина хорошо владел темой, и определило его назначение на должность главы правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Не было у Щербины никаких колебаний относительно эвакуации города Припяти, как это показано в «Чернобыле». Подготовка к эвакуации, сосредоточение автобусов, поездов были начаты уже вечером 26 апреля. Когда же от ученых были получены более точные сведения о ситуации, эвакуация началась незамедлительно. Вклад Щербины в то, что последствия катастрофы в Чернобыле не стали более страшными, огромен.
А через два года он взвалит на себя еще одну непосильную ношу: возглавит комиссию по ликвидации последствий разрушительного землетрясения в Армении. Председатель Госстроя Армянской ССР Вардкес Арцруни вспоминал: «Борис Щербина — настоящий герой. Оказывается, возглавляя правительственную делегацию чернобыльской аварии, он хлебнул там радиации. Здесь на второй день смотрю: он начинает кашлять, кашлять… Иммунитета нет: в холоде в этом, голоде заболел. Ну ему ничего не стоило вылететь в Москву… Он месяц сидел с нами рядом! С каждым днем чувствовал себя все хуже и хуже, но не уезжал».
И что общего у этого, без преувеличения, выдающегося государственного деятеля, человека, не жалеющего себя, с аппаратчиком из «Чернобыля»?
Они не умеют иначе?
Да, перед нами художественный фильм, но с претензией на «правдивость». Но разве такое изложение является правдой, а не карикатурой?
Даже в героических портретах пожарных и рядовых сотрудников АЭС есть подленькие штрихи. Такими подленькими штрихами в западных картинах о войне рисуют наших солдат: вроде как и герои, но больше от безысходности, ибо за их спинами стоят «комиссары», посылающие их на убой под угрозой расстрела.
Нет, «Чернобыль» не задуман как лживая картина, авторы и актеры действительно стараются. Вот только преодолеть привычные рамки «клюквы» о России и СССР создатели «Чернобыля» не смогли. А жаль.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть