28904

«В субботу»: Авторское кино о катастрофе на ЧАЭС

№ 18 от 4 мая 2011 года 04/05/2011

Сразу было выдвинуто множество версий, почему это могло случиться, однако сегодня ворошить прошлое не имеет смысла, потому что фильм все-таки дошел до белорусского зрителя. Другой вопрос, насколько аудитория охотно откликнулась на премьеру, поскольку не секрет, что сложный киноязык известного сценариста, а теперь и режиссера Миндадзе способен понять не каждый.

Сам автор прекрасно осознает, что «В субботу» - кино не для всех, хотя, на его взгляд, сложного в фильме ничего нет. «Люди не хотят никаких болезненных размышлений, сомнений, не хотят вопросов без ответов. Они хотят видеть то, что им понятно и комфортно, - размышляет в одном из своих интервью Миндадзе. - И если ты начинаешь приспосабливаться к их вкусам, вообще к каким-либо вкусам – это предвестие печали и неудачи...»

Среди стран, которые приняли участие в создании картины, - Россия, Украина и Германия. Александр Миндадзе, снимавший в Беларуси свой первый фильм «Отрыв», планировал провести съемки фильма «В субботу» также на базе киностудии «Беларусьфильм», но не сложилось.

Жизнь в опасности

… Одной из версий отмены проката картины в Беларуси была следующая: искажение исторических событий, которые могли бы расстроить ликвидаторов. Однако драму Александра Миндадзе не стоит рассматривать буквально как реконструкцию событий трагического дня 26 апреля 1986 года. Авария на ЧАЭС стала фоном человеческой истории и желанием разобраться в сложной и трагической славянской душе, в таком пренебрежительном отношении к своей жизни. Режиссер задает вопрос, на который не находит ответа: «Почему люди не бежали из города, который начал их медленно убивать?»

По сюжету Валик (Антон Шагин), молодой партийный активист, инструктор горкома, случайно оказывается на АЭС и становится невольным свидетелем катастрофы. Узнав всю правду о трагедии, он встает перед моральным выбором: спасти людей или выполнить приказ «сверху» и не сеять панику. Валик в ужасе бросается в город, откуда столь же неистово пытается сбежать с любимой девушкой (Светлана Смирнова-Марцинкевич), но город его не отпускает…

«Этот фильм о конце света»

«АиФ» обратился к белорусскому кинокритику Антону СИДОРЕНКО с вопросом: «Cмотреть картину или не смотреть?»

- Однозначно: смотреть. «В субботу» - неординарный фильм, и не только потому, что в нем затронута трагическая для белорусов тема Чернобыльской катастрофы. Это пример авторского кино на большом экране, в то время как «кино не для всех» практически покинуло наши кинотеатры.

Я бы не называл этот фильм историческим в классическом понимании. Фильм «В субботу», скорее, не о конкретной катастрофе, а о конце света, конце целого мира советского человека. В последнее время режиссеры авторского кино достаточно часто обращаются к теме глобальной катастрофы, к теме настроений в современном обществе, ожидающем какого-то апокалипсиса. В этом фильме апокалипсис, внешних примет которого мы почти не видим, передан с позиции конкретного человека – молодого инструктора горкома. Только в самом начале фильма показан взорванный реактор, а потом – мирный город, в котором люди веселятся, отдыхают, справляют свадьбы, и на фоне этого происходит планетная катастрофа.

Авторское кино сложно для восприятия, и зрители, ожидающие увидеть привычную драму о Чернобыльской трагедии, не понимают, почему дрожит камера, почему нерезкое изображение, почему плохой звук. Все-таки фильм «В субботу» рассчитан на интеллектуального зрителя, немассового. Правильно ли это?

- Фильм отличает оригинальная работа оператора Олега Муту. Пригласив для съемок этого румынского профессионала, очень известного в мире после работы с каннским лауреатом Кристианом  Мунжиу и победителем кинофестиваля «Лiстапад-2010» Сергеем Лозницей, Александр Миндадзе пошел на режиссерский эксперимент, что характерно именно для авторского кино. Размытое, скачущее изображение и звуковой фон из обрывков фраз, - все выдержано в духе экспрессионизма и оправдано с художественной точки зрения. Главным для режиссера было создать определенный эмоциональный настрой, ощущение неуверенности, приближающейся катастрофы не только техногенной, но и социальной… «В субботу» - это не кино-развлечение, а эмоциональная нагрузка.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно