19842

Как снимали и придумывали сериал «Чернобыль. Зона отчуждения»

Фильмы в жанре фантастического и мистического триллера для нашего кинопроизводства большая редкость, исключение из правил. Таким исключением стал мини-сериал «Чернобыль. Зона отчуждения», показ которого на канале ТНТ в самом разгаре. Как признаются сами создатели, интерес зрителей превзошёл самые смелые их ожидания. Рейтинги сериала зашкаливают. Более того, проект высоко оценили придирчивые кинокритики.

Для тех, кто не видел ни одной серии

Пятеро молодых людей прыгают в старую «Волгу» и отправляются на поиски вора, часом ранее укравшего из квартиры родителей главного героя восемь миллионов рублей. Грабитель — обычный московский айтишник, который вместо того, чтобы «залечь на дно», тут же записывает видеоотчёт, в котором сообщает, что финальная точка его путешествия — Чернобыльская АЭС и город Припять. С каждым километром путешествие героев становится всё опаснее и запутаннее. Зона отчуждения — не просто место действия, а ключевой герой сериала. Она может менять внешность и голоса, пугать или приходить на помощь. Но главное — у неё тоже есть план.

Сериал «Чернобыль. Зона отчуждения». Кадр из сериала

С чего всё началось

«Мы со сценаристом Ильёй Куликовым (автор сценария сериала «Глухарь» — ред.) придумали эту историю больше восьми лет назад, — рассказал «АиФ» продюсер и сосценарист «Чернобыля» Евгений Никишов. — Изначально мы хотели снять что-то вроде "Ведьмы из Блэр". Историю о том, как пятеро молодых людей едут в Чернобыль. Друг Ильи дал нам 10 000 долларов, и мы даже сняли "пилот". И ходили с ним по всем каналам.

В то время мы не имели никакого отношения к ТНТ, но "пилот" на канал тоже заслали. На что нам сказали, что актёры, конечно, неплохие, но в целом всё это выглядит ужасно. К тому же, тогда это был вообще не формат канала. Пришлось ждать много лет, пока не придёт Валера Федорович. Он прочёл историю, ему понравилось, и он взялся за неё как креативный продюсер. Но, правда, нас заставили полностью переписать сценарий».

Сериал «Чернобыль. Зона отчуждения». Кадр из сериала

Достоверность исторических фактов

«Названия улиц в фильме реальные, хронология катастрофы и предшествующих событий — тоже реальные, — уверяет Никишов, — Мы с Куликовым посмотрели тонны видео, посвящённого чернобыльской катастрофе, и нашли там кучу всего, что в 86-м году в новости, естественно, не попало. Например, интервью с сотрудниками станции, атомщиками, которые с первых же минут понимали, насколько всё серьёзно. А люди в городе как раз привыкли к разным мелким авариям, и эту тоже не восприняли как что-то особенное. Вывалили на улицы смотреть на пожар… И вот есть кадры, где люди стоят на мосту, а на них падают тонны радиоактивного топлива.

В квартирах Припяти сейчас действительно можно найти вещи, которые там лежат с 86-го года. Наша героиня в фильме находит тетрадь своей младшей сестры. И это реальная история. Мы в Припяти на фотографиях увидели школьный класс, на полу которого были разбросаны старые школьные тетради. Вещи в квартирах, фотографии — всё это осталось до сих пор. Потому что мародёров интересовали только батареи центрального отопления. Когда город опустел, они пришли и посрывали батареи изо всех квартир».

Кто это снимал

«Мне позвонили с канала ТНТ и сказали, что у них есть проект, который может меня заинтересовать, — говорит известный шведский режиссёр Андерс Банке. — Продюсеры решили, что сериалу нужен "иностранный взгляд" на проект. Сценарий "Чернобыля" показался мне действительно мощным. Он оригинальный. В нём сочетаются все мои любимые жанры, приправленные великолепным сдержанным русским чёрным юмором. Я жанровый режиссёр, я люблю работать в разных жанрах. В мире большого коммерческого кино менять жанры считается очень опасным. Но я люблю опасные вещи. И от обычного "кино о подростках" это тоже отличается, потому что это сериал про молодёжь, но при этом не тупой. Я в первый же съёмочный день сказал группе, что снимаем не сериал, а кино, только очень длинное. Так мы все к этому процессу и относились».

Сериал «Чернобыль. Зона отчуждения». Кадр из сериала

Почему решили снимать

«С самого начала сценарий мне показался необычным и ни на что не похожим, — поделился с «АиФ» генпродюсер ТНТ Александр Дулерайн. — В «Чернобыле» есть и мистика, и фантастика, но, что самое важное, его герои — это очень реальные молодые люди с откровенно показанными конфликтами и отношениями. Фантастика и мистика не существуют в условном, не имеющем отношения к реальности мире. В этом сериале очень неожиданная развязка. И представить себе, куда идёт история, в начале просто невозможно. Для канала это сериал экспериментальный, но на самом деле, по сути, эти эксперименты — наша попытка делать какие-то выдающиеся сериалы, которые бы жили долго-долго, которые бы люди пересматривали. Я сам фанат таких западных сериалов, и мне бы хотелось их делать тоже. В нашем фильме абсолютно непредсказуемый сюжет — представить себе, куда вырулит история, просто невозможно. Сценарий "Чернобыля" не похож вообще ни на что. Это, с одной стороны, молодёжная история про любовь, секс и отношения. А с другой — большой и серьёзный жанр. И одно не противоречит другому».

Вопрос-ответ

 

Истории со съёмок

«Больше всего мне, наверное, запомнилась ночная смена, когда мы записывали подкаст у границы c Украиной, где я по сюжету сбил человека, — говорит исполнитель роли главного злодея в сериале (Игоря) актёр Илья Щербинин. — Шёл ливень, было очень холодно. Человек, которого я "убил", сидел в актёрском вагоне и доброжелательно улыбался. Мы снимаем, снимаем, и тут я перевожу взгляд на актёра в вагончике, а вижу размазанное по асфальту лицо, будто наяву я убил человека. В это мгновение я потерял нить, связывающую меня с реальностью, меня поглотили переживания персонажа. Это было довольно жуткое ощущение. Подкасты, которые записывает герой, было вообще очень интересно снимать. Ведь это не я, Илья Щербинин, работаю на камеру, а Игорь, чувак, который не особо-то знает, как себя перед камерой вести. И постепенно из-за того, что происходит вокруг, этот глазок камеры становится для него единственным собеседником. Единственной связью с внешним миром. А ещё с мотоциклом забавная история вышла… У моего героя в сериале сначала мопед "Рига" с педалями. Точно такой же мопед перешёл мне в наследство от моего деда. Дед ездил на нём сено косить. А мы с пацанами, когда мне было лет 12, рассекали по деревенским улицам, перед девчонками понтовались и всё такое. И вот, представьте моё удивление, когда мне на съёмках показывают это чудо, которому сорок, если не пятьдесят лет. Я думал, таких на ходу не осталось совсем! Ностальгия прямо».

Сериал «Чернобыль. Зона отчуждения». Кадр из сериала

Сюрпризы

Одним из ключевых героев в картине выступает персонаж в исполнении Евгения Стычкина.

«Мне предложили роль, от которой оказываться странно, — признался «АиФ» Стычкин. — Возможность встретиться с самим собой в кадре — удовольствие, которое чаще предлагает артистам Голливуд, а не отечественное кино. Да, я играю сотрудника КГБ. Но артист, играя любого героя, должен хотя бы пытаться его оправдать. И чем страшнее и ужаснее персонаж, тем интереснее искать его правду. Она всегда есть. Самые чудовищные поступки совершаются людьми, уверенными в своей правоте. Особенной радостью для меня будет, если зрители в какой-то момент встанут на мою сторону и потом сами этому ужаснутся. Я не думаю, что авария на ЧАЭС могла кардинально повлиять на ход истории. Всё, что произошло с нашей страной, — результат коллективного разума. Он такой, потому что мы такие. Это не хорошо, не плохо. Просто если нам что-то не нравится вокруг, это значит, что нужно начинать чинить себя, а не электростанцию. Мне кажется, главное — нужно научиться осознавать историю. Показать в натуральном виде, изваять памятник, нарисовать комикс и сочинить анекдот. Тогда можно будет идти дальше. Мы не очень умеем продолжать путь, мы виснем на своих победах и ошибках. В этом наша большая проблема…».

Сергей Грачев

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно