930

Наталья Гвоздикова: «Природа даёт мне энергию»

Наталья Гвоздикова.
Наталья Гвоздикова. / Валерий Левитин / РИА Новости

Народная артистка РФ, лауреат Государственной премии СССР Наталья Гвоздикова, полюбившаяся зрителям по фильмам «Большая перемена», «Рождённая революцией», ответила на вопросы корреспондента «АиФ. Здоровье».

«Не чувствую себя старой»

 Ольга Шаблинская, «АиФ»: - Наталья Фёдоровна, недавно вы были почётным гостем фестиваля патриотического кино «Малая Земля». А ещё снимаетесь, проводите творческие встречи. Где черпаете энергию, чтобы всё успевать?

Наталья Гвоздикова:  - Жизнь одна, и нужно уметь всё совмещать. У меня в этом плане были прекрасные учителя – во ВГИКе я училась у великих Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Фёдоровны Макаровой. Сколько общественных должностей занимал Герасимов! И никогда я не видела его в президиуме разных организаций не то что спящим, но даже дремлющим. То, что достаточно часто бывало с другими руководителями Союза кинематографистов, «Мосфильма», студии Горького.

Если у меня были какие-то важные вопросы, я шла не к Тамаре Фёдоровне Макаровой, а именно к Сергею Аполлинариевичу. Например, когда я начала сниматься и ещё училась во ВГИКе, Тамара Фёдоровна настаивала: «Наташа, может, тебе взять академический отпуск?» Я поговорила с Сергеем Аполлинариевичем, и он сказал: «Нет, моя дорогая. Это твоя жизнь начинается, твоя профессия. Поэтому учись, пока ты ещё в институте, тому, что тебе предстоит в жизни». Днём я училась, а вечером снималась. Мне было очень трудно. Но тем не менее благодаря поддержке Сергея Аполлинариевича я это выдержала. И поняла: если хочешь чего-то добиться, надо постараться.

Что же касается энергии, то мне её даёт природа. Я живу рядом с Воронцовским парком в Москве, обожаю гулять там. Ещё одна моя отдушина – это дача. Земля даёт очень много сил человеку, нужно только не отдаляться от неё. И, конечно, очень важно больше двигаться. Я в молодости занималась и балетом, и спортивной гимнастикой. Тело должно быть в тонусе.

– Многие актрисы драматично воспринимают переход на возрастные роли. А вы?

– Недавно я согласилась сыграть женщину, которая намного старше меня по возрасту. Но я не играю старушенцию! Да я себя такой и не чувствую. Женщина всегда должна оставаться женщиной. И снова хочу сказать спасибо моим педагогам. Тамара Фёдоровна Макарова учила нас, девочек: «Держите спину». У неё была удивительная осанка, потрясающая стать. Все мы знали, что сначала в аудиторию входит грудь, а потом сама Тамара Фёдоровна. И ещё она нам говорила: «Никогда не курите!» Сама она бросила курить в то время, когда учила нас. А ещё я всегда наблюдала, как у Макаровой прибраны волосы, нанесён макияж. Всё это уроки жизни от моей гениальной учительницы – великой актрисы Тамары Макаровой.

Во время учёбы лепила пельмени

– Раз уж мы заговорили о ваших педагогах… Режиссёр Аким Салбиев рассказал мне про Герасимова: «Наш Учитель был для нас небожителем, даже когда лепил пельмени и учил меня этому – джигита, выросшего на шашлыках и осетинских пирогах. Пельмени Герасимова покорили даже Федерико Феллини. Пельменная «А‑ля Герасимофф», открытая Феллини в его городе детства Римини, много лет верой и правдой обогащала итальянского коллегу».

– Аким Салбиев учился намного позже, чем мы. Сергей Аполлинариевич нас всех учил лепить пельмени. И даже тех, кто умел это делать. Герасимов всё равно вносил свои коррективы. Все мы лепили у него дома пельмени, потом с удовольствием их ели.

А благодаря Тамаре Фёдоровне я в первый раз в жизни попробовала фруктовый суп. Я помню, что там была смородина. А ещё помню свои впечатления. Мне казалось, что я ем компот. (Смеётся.)

С режиссёром Акимом Салбиевым, кстати, мы делали два вечера, посвящённых Тамаре Фёдоровне Макаровой. И, конечно, много говорили о Сергее Аполлинариевиче. Для меня они нераздельны. Что бы там ни было, как бы там ни было, она всегда была рядом с ним, всегда была его поддержкой. Тамара Фёдоровна, кстати, и меня тоже очень поддерживала. Когда я снялась в «Большой перемене» на «Мосфильме», написала очень добрые слова, ­похвалила меня.

Наталья Гвоздикова. «Большая перемена» (1972-1973).
Наталья Гвоздикова. «Большая перемена» (1972-1973).  Кадр из фильма

  Фильм «Большая перемена» популярен несколько десятков лет. В чём секрет?

– Фильм добрый. Плюс там столько прекрасных актёров. Четыре поколения. Самое старшее – Михаил Яншин, Валентина Сперантова. Анастасия Георгиевская. Потом Людмила Касаткина, Валентина Талызина, Евгений Леонов, Ролан Быков и др. Дальше Миша Кононов, Савелий Крамаров, Юра Кузьменков. А потом уже шли мы: Нина Маслова и Ирина Азер – мои однокурсницы по ВГИКу, Витя Проскурин, Света Крючкова.

Когда я узнала, что буду играть несколько сцен с народным артистом СССР Михаилом Яншиным – он играл профессора Волосюка, – у меня были и радость, и волнение одновременно. Я обожала этого актёра, но не знала, как с ним буду общаться, он же легенда! Тем более что познакомились мы уже на съёмочной площадке. Михаил Михайлович оказался таким позитивным! Он был великолепный рассказчик. Когда свет устанавливали, рассказывал смешные истории и даже иной раз просил меня закрыть уши – считал, что я совсем молоденькая и кое-что мне совсем необязательно слышать, – все постановщики были мужчины. Я честно пыталась зат­кнуть уши, но потом понимала, что всё это не совсем честно по отношению ко мне. В итоге я начинала смеяться первая, и Яншин понимал, что я всё слышала.

С Роланом Быковым на съёмках «Большой перемены» у меня тоже сложились прекрасные отношения, мы общались до конца его жизни. И, конечно, я запомнила замечательного гримёра «Мосфильма» Ольгу Струнцову. Благодаря её усилиям я в этой картине очень убедительная брюнетка.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно