«В «Большой перемене» папа пробовал меня на роль Люськи - подружки любителя танцев Генки Ляпишева, - рассказала «АиФ. ТВ Гиду» Елена Коренева. - Но я отказалась. Во-первых, не считала себя комедийной актрисой, во-вторых, объект моей тогдашней любви ревновал к съёмкам и некоторым партнёрам. Папе я не говорила об этом. Рассказала о причинах отказа маме, и она меня поддержала. Сейчас понимаю, какой это был идиотизм с моей стороны. Надо было пойти навстречу папе и не обижать его».
Младшая дочь отказалась сниматься, зато старшая, Маша, участвовала в съёмках, хотя была не актрисой, а художником-графиком. У неё в фильме два больших эпизода. В первом она приходит в класс с грудным ребёнком, во втором отвечает на уроке истории. Чтобы ответ у доски звучал более правдоподобно, отец-режиссёр не предупредил дочь о том, какой вопрос задаст ей Нестор Петрович. Маше пришлось импровизировать.
Урок первый: характер Кононова
Главным претендентом на роль Нестора Петровича был Андрей Мягков. Но он выдвинул ультиматум: будет сниматься только с женой, актрисой Анастасией Вознесенской. Кореневотказался от услуг супружеской четы и утвердил Михаила Кононова. Последний не очень обрадовался. Он уже сыграл в «Начальнике Чукотки» и «Андрее Рублёве», а тут какая-то дурацкая комедия. Кононов потом признавался, что согласился на работу в «Большой перемене», чтобы проверить себя: «Если и это смогу преодолеть, тогда, наверное, я крепкий актёр». Он спорил с режиссёром, отказывался произносить глупые тексты и пару раз срывал съёмки… «У Кононова был такой приём. Чтобы разогреть себя, ему надо было с кем-то поругаться, - рассказал «АиФ.ТВ Гиду» автор книги и соавтор сценария Георгий Садовников. - Однажды он сильно обиделНаташу Богунову - жену Ганжи. Пришлось успокаивать её, утирать слёзы».
Урок второй: куртка Ганжи
Из-за чёрного парика поклонники не сразу определили в Полине актрису Наталью Гвоздикову. Использовали его, потому что остальные главные героини (Светлана Крючкова и Наталья Богунова) тоже были блондинками. «Это был роскошный японский парик, - вспоминает Наталья Гвоздикова. - Надевали его на меня в самый последний момент перед съёмкой. Потому что постоянно ходить в парике было невыносимо: снимали в жарких павильонах или на пляже, где Полина катается на водных лыжах».
Кстати, костюмеры сериала постарались на славу - девушки в «Большой перемене» выглядели стильно. Что касается мужчин, то по сценарию чаще всего их приходилось одевать в робу. Только Александр Збруев категорически отказался облачаться в спецовку. Режиссёр сначала возмущался: «Человек не может работать на заводе в замшевой куртке!» - а потом согласился и оказался прав: стильная курточка придала образу хулигана Ганжи особый шик.
Урок третий: страсть Крамарова
«Компания у нас собралась потрясающая, - вспоминает Нина Маслова, которая сыграла Коровянскую, подругу героя Савелия Крамарова. - Пляж, реку и производственные эпизоды снимали в Ярославле. Жили в жуткой гостинице с тараканами, но всё равно радовались жизни. Дружно отмечали 9 Мая. Зарплату нам задержали, так мы походили по комнатам, собрали по копейке и накрыли потрясающе вкусный стол».
Поскольку группа собралась молодёжная, между актёрами случались любовные истории. Особенно активничал Крамаров. «Помню, в какой-то газете написали: «Евгений Жариков отбил Гвоздикову у Савелия Крамарова», - рассказывает Наталья Гвоздикова. - Но я тогда ещё не была знакома с Жариковым. А Савелий… Не буду отрицать: он несколько раз подвозил меня домой и спрашивал: «Как вы считаете, такая девушка, как вы, может выйти за меня замуж?» Но Крамаров в принципе очень любил женщин. Думаю, помимо меня у него были и другие симпатии…»
Крамаров действительно параллельно ухлёстывал за несколькими девушками, в том числе и за Ниной Масловой. «Я тогда только-только вышла замуж, - говорит актриса. - И если бы не этот факт, возможно, у нас с Савелием было бы что-то серьёзное».
Урок четвертый: травма Ляпишева
Двое актёров, снимавшихся в «Большой перемене», сейчас живут в Америке. Это Илья Баскин(рыжий кудрявый ученик стал известным голливудским актёром, снялся в «Человеке-пауке», «Трансформерах-3» и др.) и Ирина Азер (блондинка Люська занимается недвижимостью в США).
«Помните сцену, когда Люська ждёт Ляпишева на танцах, а его увёл на лекцию Петрыкин-Быков? В результате кавалер появился поздно вечером и весь мокрый, потому что бежал по пояс в воде, - вспоминает о съёмках актриса. - Витя Проскурин страшно замёрз тогда, и, чтобы он согрелся, ему налили водки. По-моему, он первый раз в жизни её попробовал, потому что быстро захмелел и пошёл купаться… Все его ищут, а Вити нет… Возвращается раненый - оказывается, напоролся в пруду на стекло и порезал ногу. Ногу забинтовали и опять начали снимать. «Витя, я тебя прошу, не надо меня целовать. Камеры стоят так, что ничего не видно. Просто обнимемся», - говорю я хмельному Проскурину. - А он возьми да поцелуй меня с пьяных глаз по-настоящему. Еле отцепилась. Кажется, именно этот дубль и вошёл в картину».
Урок пятый: финал не тот
«Большая перемена» состоит из четырёх серий. «Время и деньги, выделенные на съёмки, закончились, поэтому мы не стали затевать 5-ю серию. А жаль… Из-за этого был изменён финал картины, - признался «АиФ» сценарист Георгий Садовников. - Как вы помните, фильм заканчивается балом. Однако по сценарию танцы должны были следовать после спектакля, который решила поставить жена Ганжи. Играли «Евгения Онегина», а главную роль взял на себя Тимохин-Крамаров. Оказалось, что в местном драмтеатре у него работает тётка, которая может помочь с костюмами, но при условии: Татьяну должна играть его возлюбленная Коровянская. У Коровянской, конечно же, ничего не получалось, и за 15 минут до начала представления она сбежала. Жена Ганжи заменить её не смогла - сорвала голос на репетициях. Последней надеждой оказался Нестор Петрович, который единственный знал текст наизусть. Нестора загримировали, он стал похож на старую графиню из «Пиковой дамы» и в таком виде появился перед Крамаровым. А тот ничего не подозревал… В общем, должно было быть смешно…»
Сюжеты из жизни
Историю про учителя Нестора Петровича придумал писатель Георгий Садовников и изложил в 50-х годах прошлого столетия в своей повести «Иду к людям». «Я год работал учителем истории в школе рабочей молодёжи в Краснодаре, - рассказывает Георгий Михайлович. - Но книга не про меня! Я не поступал в аспирантуру и не сох по Полине. А взял лишь некоторые сюжеты из жизни. У меня в классе был ученик, смахивающий на Ганжу. Был прототип Нелли Леднёвой. Крупная девушка, работавшая на стройке бетонщицей, влюбилась в меня и всё время норовила проводить вечером до дома: «Вам одному будет страшно...»
Сначала фильм назвали «Приключения школьного учителя». Что тут началось! В Министерство образования пришло 400 писем от возмущённых учителей: «Педагогика и приключения - вещи несовместимые!» Поэтому был брошен клич на лучшее название и в качестве приза обещан коньяк. Оператор Анатолий Мукасей предложил «Большую перемену» и честно заработал свою бутылку.
Роль Ганжи примеривали на себя Станислав Садальский, Александр Филиппенко и Юрий Векслер. Последний отказался сниматься и попросил свою супругу отвезти сценарий на киностудию, где она столкнулась с режиссёром Алексеем Кореневым. «Что вы делаете вечером?» - спросил он. «А в чём дело?» - «Приходите на репетицию». Это была студентка Школы-студии МХАТ Светлана Крючкова. Вечером на репетиции она пробовалась на роль жены Ганжи - учительницы литературы Светланы Афанасьевны. «Ганжа тащит вас в комнату, а вы сопротивляетесь», - поставил задачу режиссёр. Крючкова сопротивлялась, сопротивлялась и… укусила Ганжу-Збруева за палец. Придя домой, Светлана расстроилась: «Не возьмут». Но ей позвонили и сказали: «Вас утвердили, но на роль Леднёвой».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть