1429

На трех нотах. Услышав песню «Ходят кони…», Золотухин сказал: «Она моя!»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 42. Базовый счёт. Подробности 19/10/2021
Кадр из фильма

В этом году исполняется 50 лет, как на экраны вышел фильм «Бумбараш», снятый режиссерами Николаем Рашеевым и Аркадием Народицким по мотивам ранних произведений и одноименной повести Аркадия Гайдара.

На премьере картины исполнитель главной роли Валерий Золотухин попросил слова и сказал: «В этом жанре в свое время я начинал работать с режиссером Полокой в фильме «Интервенция», который, искореженный чужими руками, до сих пор лежит на полке, и мы все равнодушны к этому и ничего не делаем, чтобы это исправить. Кто же в этом виноват? Кто виноват в том, что три года лежал «Рублев»?! Почему не мы с вами решаем судьбу нашего профессионального труда, а кто-то?».

В зале началось волнение, стоявшие рядом коллеги потом сказали актеру, что он был неправ, что министр кино Лапин из-за этого разозлился и на Таганку, и на фильм. Однако все обошлось. Фильм был принят отлично, получил приз на фестивале в Ташкенте.

А в конце 70-х годов, после ввода советских войск в Афганистан, решено было поднять имидж СССР в Европе. Для этого придумали много способов, один из них – выпуск пластинки с песнями из «Бумбараша» с переводами текстов композиций на английский язык. Голосом Золотухина пытались растопить лед холодной войны. Видимо, понимали, что он за душу берет.

Знаковая роль

А ведь присмотреться к Золотухину Николаю Рашееву предложил композитор Владимир Дашкевич, работавший в Театре на Таганке с конца 60-х годов и видевший его на сцене. Актера пригласили на пробы, но он их провалил, потому что его мысли были заняты другой ролью, на которую его в итоге не утвердили. «Я тогда запил, - вспоминал Валерий Золотухин. - Лежал пьяный в саду - дома никого не было. Но, когда после трех дней пьянки пришел в себя, понял, что потерпел полное фиаско: Любимов разрешал нам сниматься только летом. И у меня «летел» заработок. Уж не говоря о роли…»

Актер набрался смелости и послал телеграмму Рашееву с просьбой снова устроить ему пробы. Во второй раз свой шанс он не упустил.

Режиссер рассказывал, что на первой пробе Золотухин «часто терял органику, старался, торопился» – то есть в нем Бумбараша не увидели. А на второй Валерия просто попросили что-нибудь спеть: «Он взял в руки гармошку, и я сразу понял: вот он, Бумбараш. Хотя пришлось долго уговаривать худсовет, чтобы утвердили Золотухина…»

На эту же роль пробовался Михаил Кононов. Согласно легенде Золотухин сказал режиссеру Николаю Рашееву: «Если хочешь сделать хорошее кино, возьми Мишу Кононова, а если хочешь заглянуть в вечность, возьми меня».

Получилось разом

К Валерию Золотухину понимание сути роли Бумбараша, то, как ее играть, пришло не сразу. Помогло знакомство с известным бардом Юлием Кимом, который написал к фильму песни, в том числе и ставшую знаменитой «Ходят кони», - ее Золотухин потом всегда любил петь.

Юлий Ким рассказывал, что эта песня получилась разом: «Ее затребовал актер Юрий Смирнов, игравший в фильме бандита Гаврилу. Он канючил: «Что такое – бандит и бандит, я хочу, чтобы образ был сложнее». Он хотел что-то вроде Григория Мелехова, чтобы, как он говорил, подняться до этого масштаба. А чтобы получилось, он просил дать ему песню». И композицию довольно быстро придумали. По воспоминаниям Кима, дело было в номере гостиницы: «На соседней койке, ни о чем не помышляя, лежал композитор Дашкевич и спал. А я сочинял эту песню для бандита Гаврилы, быстро-быстро сочинил, в полном восторге от себя растолкал Дашкевича и буквально взвыл ему эту песню – октавы на две с половиной. Дело было на берегу Днепра, в разгар съемок мы любили с Золотухиным состязаться, кто лучше и громче споет «Реве та стогне Дніпр широкий». И я таким же образом запел эту песню. Дашкевич послушал и говорит: «Нет, это нужно сделать на трех нотах». И тут же он сочинил эти три ноты, просто на моих глазах. Он все время носил с собой такой нотный блокнотик. Блокнотик есть блокнотик, но чтоб нотный, маленький, в виде записной нотной книжки... Я такого никогда не видел. Он сразу вынул его и тут же начертил эти три ноты. Чем вызвал мое завистливое восхищение. Потому что я бился над текстом минут тридцать, а он - в течение пяти минут... И уже вечером мы все это пели в унисон. Когда Золотухин услышал, он сказал: «Эта песня моя!» Так она и осталась у него».

А образ своего персонажа актер списал с самого Кима. По признанию Валерия Золотухина, он увидел в нем Бумбараша. Во всем – в мимике, пластике, жестах: «Мне не надо было играть Бумбараша, мне надо было играть Кима. Из его песен, вернее, из того, как он их разделывал, сложился образ, я понял, как играть, когда Юлик несколько раз и по-разному проиграл свои песни».

Условие друга

Удивительно, что тандем Дашкевич-Ким все-таки сложился. Изначально бард назвал сценарий «белибердой» и работать над фильмом отказался. Однако композитор продолжал «уламывать» своего друга, показывал ему мелодии, и в итоге тот дрогнул.

Правда, своё решение Ким обставил необычным образом: привёл в гости к композитору перворазрядника по шахматам и выдвинул условие — совместная работа над «Бумбарашем» начнётся, только если Дашкевич выиграет три партии подряд. Когда Дашкевич выиграл, Ким тут же напел ему первую строчку песни. Вот только состояла она… всего из одного слова: «Ничаво, ничаво, ничаво…». Владимир Дашкевич обиделся, но все же на следующий день мелодия песни «Марш четвертой роты» была готова: «Дрожи, буржуй, настал последний бой. Против тебе весь бедный класс поднялси…».

Всесоюзный успех «Бумбараша» резко изменил судьбы как поэта, так и композитора. Из-за диссидентского прошлого в титрах Кима указали под псевдонимом «Ю. Михайлов», но благодаря картине он смог «легализоваться» и сочинить ещё немало замечательных кинопесен. Ну а Дашкевич сразу же стал одним из самых востребованных кинокомпозиторов СССР.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно