Марк Захаров снял художественный фильм «12 стульев» о похождениях Остапа Бендера в 1976 году, через пять лет после выхода одноимённой кинокартины Леонида Гайдая.
Эта яркая, талантливая лента с блестящим актерским составом, репризами, песнями на все времена сразу полюбилась зрителям! Сложно поверить, но, прежде чем пробиться на экраны, фильм прошел весьма тернистый путь, из-за него даже переругались известные кинематографисты!
Все дело в том, что, когда Леонид Гайдай узнал о подготовке к съемкам еще одной картины про Остапа Бендера, он испытал нечто наподобие шока. Перед телепремьерой Леонид Иович позвонил своему «Бендеру», актеру Арчилу Гомиашвили, и сказал: «Через полчаса можете включить телевизор и увидите уголовное преступление». «Что такое?» - удивился Арчил. - «12 стульев», снятые Марком Захаровым».
Говорят, в такой атмосфере кинематографическая Москва как бы разделилась на два непримиримых лагеря. Одни утверждали: именно Гайдаю удалось воплотить точный замысел Ильфа и Петрова, а то, что снял Захаров, - всего лишь телевизионная «оперетка». Другие придерживались обратного мнения: мол, фильм Гайдая – его типичная комедия, а именно Захарову удалось сохранить авторский текст, авторскую иронию и смех, порой сквозь слезы...

Первый опыт
Фильм про Бендера стал первым самостоятельным опытом в кино для Марка Захарова (в 1972 г. он снял дебютную картину «Стоянка поезда – две минуты» в тандеме с А. Орловым). Захаров сразу объявил, что не собирается снимать картину в пику Гайдаю, а хочет реализовать собственное видение знаменитого произведения. Интересно, что режиссер не сделал вообще ни одной актерской пробы на роли Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова. Он просто пригласил Андрея Миронова и Анатолия Папанова. А ведь Гайдая этот блистательный дуэт чем-то не устроил… И еще одну актрису Марк Захаров утвердил без всяких проб - Лидию Федосееву-Шукшину на роль мадам Грицацуевой. А Елене Шаниной, которая очень хотела сыграть Эллочку-людоедку, режиссер поставил жесткое условие: похудеть! Актриса бросила на это все силы и избавилась от 40 килограммов за два месяца. Правда, Марку Захарову этого оказалось мало, он потребовал скинуть еще 10. И Шанина похудела!
После телепремьеры настоящей знаменитостью проснулась Любовь Полищук. Работа в этой картине стала для нее дебютом в кино, хотя о неопытности актрисы коллеги по съемочной площадке даже не догадывались, настолько уверенно она держалась в кадре.

Музыкальный акцент
Решение насытить картину музыкой было принято режиссером для того, чтобы полнее раскрыть талант Андрея Миронова. «Андрей Миронов - феерический актер, - вспоминал Марк Захаров. - Мы не собирались показывать стопроцентно реалистичного Бендера, назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воплощении. Остроумная музыка Гладкова, состоящая из мелодий, которые запоминались раз и навсегда, удивительно элегантные, ироничные стихи Юлия Кима. Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким - Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов: «О наслажденье - скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите - я играю...» В общем, я не стал соревноваться с традиционным кинематографом. А сделал в результате некое литературно-музыкальное обозрение с большими текстовыми блокадами, целиком извлеченными из первоисточника».
Идея вставить в картину композицию «Белеет мой парус» в исполнении Андрея Миронова принадлежала автору слов Юлию Киму. Об этом известный бард рассказал следующее: «В кино бывает по-разному. Иногда предлагаешь уже готовое. Но Марк Захаров, как правило, сам ставит условия. Впрочем, в картине «12 стульев» эти условия были очевидны. Несомненно, должна была прозвучать песня о Рио-де-Жанейро, потом любовная – для эпизода охмурения мадам Грицацуевой и, разумеется, песня на пароходе. Только «Белеет мой парус такой одинокий» не планировалась Марком Анатольевичем, я ее сам предложил, и она неожиданно стала сквозной темой фильма».

Говорят, Юлий Ким видел эту песню как танго, а Геннадий Гладков предлагал фокстрот и в итоге настоял на своем. Андрей Миронов просил композитора изменить тональность песни про парус, опасаясь, что не вытянет. Гладков сделал вид, что пошёл навстречу актёру, но оставил произведение в прежнем виде. Тем не менее, исполнитель главной роли блестяще справился с задачей.
Фотографии для истории… Константин Симонов в Кричеве
Дерзкий поступок. Подробности одного из самых громких побегов из СССР
Стали землей и травой… История песни «Вечный огонь» из фильма «Офицеры»
История одной фотографии. Первый отряд космонавтов
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть