2215

«Белеет мой парус…» Как песня из «12 стульев» раскрыла талант Миронова

"Аргументы и факты" в Беларуси № 25. Дары природы 22/06/2021
Кадр из фильма

Марк Захаров снял художественный фильм «12 стульев» о похождениях Остапа Бендера в 1976 году, через пять лет после выхода одноимённой кинокартины Леонида Гайдая.

Эта яркая, талантливая лента с блестящим актерским составом, репризами, песнями на все времена сразу полюбилась зрителям! Сложно поверить, но, прежде чем пробиться на экраны, фильм прошел весьма тернистый путь, из-за него даже переругались известные кинематографисты!

Все дело в том, что, когда Леонид Гайдай узнал о подготовке к съемкам еще одной картины про Остапа Бендера, он испытал нечто наподобие шока. Перед телепремьерой Леонид Иович позвонил своему «Бендеру», актеру Арчилу Гомиашвили, и сказал: «Через полчаса можете включить телевизор и увидите уголовное преступление». «Что такое?» - удивился Арчил. - «12 стульев», снятые Марком Захаровым».

Говорят, в такой атмосфере кинематографическая Москва как бы разделилась на два непримиримых лагеря. Одни утверждали: именно Гайдаю удалось воплотить точный замысел Ильфа и Петрова, а то, что снял Захаров, - всего лишь телевизионная «оперетка». Другие придерживались обратного мнения: мол, фильм Гайдая – его типичная комедия, а именно Захарову удалось сохранить авторский текст, авторскую иронию и смех, порой сквозь слезы...

"12 стульев". Фото: Кадр из фильма

 

Первый опыт

Фильм про Бендера стал первым самостоятельным опытом в кино для Марка Захарова (в 1972 г. он снял дебютную картину «Стоянка поезда – две минуты» в тандеме с А. Орловым). Захаров сразу объявил, что не собирается снимать картину в пику Гайдаю, а хочет реализовать собственное видение знаменитого произведения. Интересно, что режиссер не сделал вообще ни одной актерской пробы на роли Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова. Он просто пригласил Андрея Миронова и Анатолия Папанова. А ведь Гайдая этот блистательный дуэт чем-то не устроил… И еще одну актрису Марк Захаров утвердил без всяких проб - Лидию Федосееву-Шукшину на роль мадам Грицацуевой. А Елене Шаниной, которая очень хотела сыграть Эллочку-людоедку, режиссер поставил жесткое условие: похудеть! Актриса бросила на это все силы и избавилась от 40 килограммов за два месяца. Правда, Марку Захарову этого оказалось мало, он потребовал скинуть еще 10. И Шанина похудела!

После телепремьеры настоящей знаменитостью проснулась Любовь Полищук. Работа в этой картине стала для нее дебютом в кино, хотя о неопытности актрисы коллеги по съемочной площадке даже не догадывались, настолько уверенно она держалась в кадре.

Фото: Кадр из фильма

Музыкальный акцент

Решение насытить картину музыкой было принято режиссером для того, чтобы полнее раскрыть талант Андрея Миронова. «Андрей Миронов - феерический актер, - вспоминал Марк Захаров. - Мы не собирались показывать стопроцентно реалистичного Бендера, назрела потребность в чисто эмоциональном, а не идейно-смысловом воплощении. Остроумная музыка Гладкова, состоящая из мелодий, которые запоминались раз и навсегда, удивительно элегантные, ироничные стихи Юлия Кима. Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким - Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов: «О наслажденье - скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите - я играю...» В общем, я не стал соревноваться с традиционным кинематографом. А сделал в результате некое литературно-музыкальное обозрение с большими текстовыми блокадами, целиком извлеченными из первоисточника».

Идея вставить в картину композицию «Белеет мой парус» в исполнении Андрея Миронова принадлежала автору слов Юлию Киму. Об этом известный бард рассказал следующее: «В кино бывает по-разному. Иногда предлагаешь уже готовое. Но Марк Захаров, как правило, сам ставит условия. Впрочем, в картине «12 стульев» эти условия были очевидны. Несомненно, должна была прозвучать песня о Рио-де-Жанейро, потом любовная – для эпизода охмурения мадам Грицацуевой и, разумеется, песня на пароходе. Только «Белеет мой парус такой одинокий» не планировалась Марком Анатольевичем, я ее сам предложил, и она неожиданно стала сквозной темой фильма».

"12 стульев". Фото: Кадр из фильма

Говорят, Юлий Ким видел эту песню как танго, а Геннадий Гладков предлагал фокстрот и в итоге настоял на своем. Андрей Миронов просил композитора изменить тональность песни про парус, опасаясь, что не вытянет. Гладков сделал вид, что пошёл навстречу актёру, но оставил произведение в прежнем виде. Тем не менее, исполнитель главной роли блестяще справился с задачей. 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно