84

Личное кино. Михаил Пташук всю жизнь снимал свой дом

"Аргументы и факты" в Беларуси № 19. "Заявка на кредит одобрена" 13/05/2025
Дочь Анжелику с самого детства часто брал на съемочные площадки. На съемках фильма «Знак беды», 1986 год.
Дочь Анжелику с самого детства часто брал на съемочные площадки. На съемках фильма «Знак беды», 1986 год. АиФ

Михаил Пташук  это не просто имя, а целая глава в истории белорусского кино. Он экранизировал «Знак беды» Василя Быкова, «Черный замок Ольшанский» Владимира Короткевича, «Возьму твою боль» Ивана Шамякина и снял другие картины, которые ценили и за рубежом. И кто знает, сколько еще картин подарил бы миру выдающийся режиссер, если бы не ушел из жизни внезапно и трагично.

«Хороший сын у вас!»

Родился Михаил Пташук 28 января 1943 года в землянке, где мать пряталась от гитлеровцев, на окраине деревни Федюки Ляховичского района Брестской области. Детские воспоминания и рассказы односельчан о том горьком, героическом времени определили главное направление в его будущем творчестве.

Пташук с юности мечтал о кино и после школы поступил не куда-нибудь, а в театральное училище имени Щукина в Москве. В Федюках этой вести сначала не поверили и даже отправили письмо в училище, чтобы убедиться. И только когда маме Миши пришел ответ из «Щуки» со словами: «Хороший сын у вас, Мария Семеновна!», односельчане прикусили языки  и потом всем миром помогали талантливому юноше учиться, отправляли ему деньги, кто сколько мог.

Окончив Щукинское училище, Пташук поступил на Высшие режиссерские курсы Госкино СССР, в мастерскую к самому Георгию Данелии. Его дипломной работой стал фильм «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», снятый в 1973 году на Одесской киностудии. В картине дебютировал тогда еще студент ГИТИСа Александр Абдулов, а шефствовали над съемочной группой Станислав Говорухин и Кира Муратова. Кинолента имела шумный успех: она принесла белорусскому режиссеру несколько международных наград и всесоюзную славу.

Спустя год Пташук перебрался в Минск, и началось его многолетнее творческое сотрудничество с Национальной киностудией «Беларусьфильм». В 1989 году Михаил Николаевич организовал Белорусскую независимую студию при Союзе кинематографистов и стал ее художественным руководителем.

Война внутри

На протяжении своей творческой биографии Пташук создавал фильмы разных жанров и масштабов  от романтических произведений и приключенческих телесериалов пришел к глубоко психологическим лентам. Ему удалось отобразить на экране множество ярких сюжетов и характеров из отечественной литературы XX века. Как говорил сам Михаил Николаевич, «в каждом фильме, снятом по произведениям белорусских писателей, есть частица меня самого, моей матери, соседей  людей, среди которых я вырос».

«Если внимательно посмотреть мои фильмы, можно убедиться, что в каждом из них одна и та же изба по планировке. Читая повесть «Знак беды», я видел свой дом, в котором вырос и из которого так рано ушел «в люди». Видел, как ходят герои Василя Быкова по моему дому... Не надо было ничего придумывать»,  писал режиссер.

Не только «Знак беды» по сценарию Василя Быкова, но и «Время выбрало нас», «Возьму твою боль» по книге Ивана Шамякина, «В августе 44-го...» по роману Владимира Богомолова и «В июне 41-го», снятый в Голливуде,  всю творческую жизнь режиссера сопровождала тема Великой Отечественной войны, память об оккупации и героической борьбе, скорбь по погибшим... Каждая работа была исповедью  о боли, страдании, душе народа.

Жена режиссера Лилия Пташук вспоминала: «Родился он, уже насквозь пропитанный кошмаром войны. Она жрала его всю жизнь, с этим ничего нельзя было сделать». «Я бы и сам рад с ней закончить, да она никак не кончается»,  говорил режиссер.

Принц датский

С Лилией, своей будущей женой, Пташук познакомился еще студентом Щукинского училища на практике в Астрахани. Ей было всего пятнадцать, ему  двадцать один. «Он был как принц датский - красавец, похожий на Смоктуновского. Все девушки были влюблены в него»,  вспоминала Лилия. Правда, сначала красавица не замечала его вовсе, увлеченная танцами и спортом, но Пташук не отступал. Прогулки, признания, поэтические ухаживания…Через три года эта крепость сдалась  они поженились.

Семейная жизнь оказалась не тихой гаванью, а сплошным путешествием. Сначала Москва, где Михаил работал в цыганском театре «Ромэн» и где родилась их дочь Анжелика. Потом  Казань и Симферополь, где он ставил спектакли, и, наконец, Минск. «Мы делили три рубля на двоих, а он все равно умудрялся радоваться жизни. Талант извергался из него как фонтан»,  вспоминала Лилия Михайловна о муже.

Когда Пташука пригласили на «Беларусьфильм», он поставил условие: «Квартира и работа жене». Так Лилия стала редактором киностудии  и бессменным соратником мужа. В их доме писались сценарии, обсуждались монтажные решения и шлифовались диалоги. «В кино папа эшелонами командовал, а дома слушался маму»,  вспоминала их дочь.

«В кино папа эшелонами командовал, а дома слушался маму».
«В кино папа эшелонами командовал, а дома слушался маму». Фото: АиФ

«Буду жить здесь всю жизнь»

Пташук не стремился к славе, но в то же время глубоко чувствовал ответственность перед родиной. Когда семья собралась было переезжать в Москву, режиссер внезапно отказался: «Я родился в Беларуси, люблю эту страну и буду жить здесь всю жизнь». Не зря Лилия говорила: «Та искренняя любовь, которую он питал к своей земле и своему народу, не могла не родить ответной любви».

Жизнь Михаила Николаевича оборвалась 26 апреля 2002 года  в годовщину катастрофы на Чернобыльской АЭС, о которой он мечтал снять свой главный фильм. Режиссер погиб в автоаварии, когда спешил на церемонию вручения кинематографической премии «Ника». Он умер мгновенно, на пике сил, идей и планов... Его последняя работа, фильм «В июне 41-го», была закончена после его смерти и вышла в прокат в 2003 году.

Сегодня имя Пташука знают во всем мире, но особенно  в его родной Беларуси. Там, где он жил, творил, любил. Его имя носит улица в Минске, а его фильмы продолжают вдохновлять новые поколения зрителей и кинематографистов.

«Когда он был, его было много. А когда не стало - его везде не хватает»,  признается Лилия Пташук.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно