Михаил Пташук – это не просто имя, а целая глава в истории белорусского кино. Он экранизировал «Знак беды» Василя Быкова, «Черный замок Ольшанский» Владимира Короткевича, «Возьму твою боль» Ивана Шамякина и снял другие картины, которые ценили и за рубежом. И кто знает, сколько еще картин подарил бы миру выдающийся режиссер, если бы не ушел из жизни внезапно и трагично.
«Хороший сын у вас!»
Родился Михаил Пташук 28 января 1943 года в землянке, где мать пряталась от гитлеровцев, на окраине деревни Федюки Ляховичского района Брестской области. Детские воспоминания и рассказы односельчан о том горьком, героическом времени определили главное направление в его будущем творчестве.
Пташук с юности мечтал о кино и после школы поступил не куда-нибудь, а в театральное училище имени Щукина в Москве. В Федюках этой вести сначала не поверили и даже отправили письмо в училище, чтобы убедиться. И только когда маме Миши пришел ответ из «Щуки» со словами: «Хороший сын у вас, Мария Семеновна!», односельчане прикусили языки и потом всем миром помогали талантливому юноше учиться, отправляли ему деньги, кто сколько мог.
Окончив Щукинское училище, Пташук поступил на Высшие режиссерские курсы Госкино СССР, в мастерскую к самому Георгию Данелии. Его дипломной работой стал фильм «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», снятый в 1973 году на Одесской киностудии. В картине дебютировал тогда еще студент ГИТИСа Александр Абдулов, а шефствовали над съемочной группой Станислав Говорухин и Кира Муратова. Кинолента имела шумный успех: она принесла белорусскому режиссеру несколько международных наград и всесоюзную славу.
Спустя год Пташук перебрался в Минск, и началось его многолетнее творческое сотрудничество с Национальной киностудией «Беларусьфильм». В 1989 году Михаил Николаевич организовал Белорусскую независимую студию при Союзе кинематографистов и стал ее художественным руководителем.
Война внутри
На протяжении своей творческой биографии Пташук создавал фильмы разных жанров и масштабов – от романтических произведений и приключенческих телесериалов пришел к глубоко психологическим лентам. Ему удалось отобразить на экране множество ярких сюжетов и характеров из отечественной литературы XX века. Как говорил сам Михаил Николаевич, «в каждом фильме, снятом по произведениям белорусских писателей, есть частица меня самого, моей матери, соседей – людей, среди которых я вырос».
«Если внимательно посмотреть мои фильмы, можно убедиться, что в каждом из них одна и та же изба по планировке. Читая повесть «Знак беды», я видел свой дом, в котором вырос и из которого так рано ушел «в люди». Видел, как ходят герои Василя Быкова по моему дому... Не надо было ничего придумывать», – писал режиссер.
Не только «Знак беды» по сценарию Василя Быкова, но и «Время выбрало нас», «Возьму твою боль» по книге Ивана Шамякина, «В августе 44-го...» по роману Владимира Богомолова и «В июне 41-го», снятый в Голливуде, – всю творческую жизнь режиссера сопровождала тема Великой Отечественной войны, память об оккупации и героической борьбе, скорбь по погибшим... Каждая работа была исповедью – о боли, страдании, душе народа.
Жена режиссера Лилия Пташук вспоминала: «Родился он, уже насквозь пропитанный кошмаром войны. Она жрала его всю жизнь, с этим ничего нельзя было сделать». «Я бы и сам рад с ней закончить, да она никак не кончается», – говорил режиссер.
Принц датский
С Лилией, своей будущей женой, Пташук познакомился еще студентом Щукинского училища на практике в Астрахани. Ей было всего пятнадцать, ему – двадцать один. «Он был как принц датский - красавец, похожий на Смоктуновского. Все девушки были влюблены в него», – вспоминала Лилия. Правда, сначала красавица не замечала его вовсе, увлеченная танцами и спортом, но Пташук не отступал. Прогулки, признания, поэтические ухаживания…Через три года эта крепость сдалась – они поженились.
Семейная жизнь оказалась не тихой гаванью, а сплошным путешествием. Сначала Москва, где Михаил работал в цыганском театре «Ромэн» и где родилась их дочь Анжелика. Потом – Казань и Симферополь, где он ставил спектакли, и, наконец, Минск. «Мы делили три рубля на двоих, а он все равно умудрялся радоваться жизни. Талант извергался из него как фонтан», – вспоминала Лилия Михайловна о муже.
Когда Пташука пригласили на «Беларусьфильм», он поставил условие: «Квартира и работа жене». Так Лилия стала редактором киностудии и бессменным соратником мужа. В их доме писались сценарии, обсуждались монтажные решения и шлифовались диалоги. «В кино папа эшелонами командовал, а дома слушался маму», – вспоминала их дочь.
«Буду жить здесь всю жизнь»
Пташук не стремился к славе, но в то же время глубоко чувствовал ответственность перед родиной. Когда семья собралась было переезжать в Москву, режиссер внезапно отказался: «Я родился в Беларуси, люблю эту страну и буду жить здесь всю жизнь». Не зря Лилия говорила: «Та искренняя любовь, которую он питал к своей земле и своему народу, не могла не родить ответной любви».
Жизнь Михаила Николаевича оборвалась 26 апреля 2002 года – в годовщину катастрофы на Чернобыльской АЭС, о которой он мечтал снять свой главный фильм. Режиссер погиб в автоаварии, когда спешил на церемонию вручения кинематографической премии «Ника». Он умер мгновенно, на пике сил, идей и планов... Его последняя работа, фильм «В июне 41-го», была закончена после его смерти и вышла в прокат в 2003 году.
Сегодня имя Пташука знают во всем мире, но особенно – в его родной Беларуси. Там, где он жил, творил, любил. Его имя носит улица в Минске, а его фильмы продолжают вдохновлять новые поколения зрителей и кинематографистов.
«Когда он был, его было много. А когда не стало - его везде не хватает», – признается Лилия Пташук.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть