Евгений Лазарев - актер родом из Беларуси с уникальной судьбой, покоривший не только советские, но и зарубежные экраны.
Он блистал как на театральной сцене, так и в кино, с легкостью справляясь с любыми ролями. Лазарев ставил классику на мировых сценах и снимался в культовых американских фильмах, превращая даже самые сложные задачи в увлекательное приключение.
Побег за кулисы
Евгений Лазарев родился весной 1937 года в Минске. Когда мальчику было всего два года, его отец умер от болезни, оставив семью без кормильца. А потом грянула Великая Отечественная война - мать, спортсменка и обладательница значка «Ворошиловский стрелок», ушла на фронт, оставив Женю с тетей и бабушкой.
Семья не успела эвакуироваться и оказалась в оккупированном Минске. В те годы тетя Муся, она же Мария Лисовская, стала для мальчика настоящим ангелом-хранителем - кормила, воспитывала и учила его.
В 1944 году Минск освободили, и тут случилось настоящее чудо: мама Жени оказалась жива! Более того, она успела повторно выйти замуж и поселиться в селе Благовещенка на Алтае. Туда женщина и забрала сына, который к тому времени не на шутку увлекся театром и быстро стал звездой местного драматического кружка.
Школу Лазарев окончил с золотой медалью, но родственники настояли, чтобы он поступил не в театральный вуз, а в более престижный авиационный. Казалось бы, блестящие перспективы: диплом инженера, стабильная работа... Но не тут-то было: юноша год терпел высшую математику и черчение, однако любовь к сцене оказалась сильнее.
В 1954 году, собрав волю в кулак (и документы из института), Евгений поступил в Школу-студию МХАТ. Его однокурсниками стали будущие звезды - Татьяна Лаврова, Вячеслав Невинный, Анатолий Ромашин и другие.
Смена амплуа
Сразу после выпуска Лазарев пару лет прослужил в Рижском театре русской драмы, а в 1961-м обосновался в труппе Театра имени Маяковского, где задержался более чем на два десятилетия. В 1984 году он сменил амплуа и перешел на должность главного режиссера в Театр на Малой Бронной.
Режиссеры не обделяли талантливого актера предложениями: он сыграл много ярких образов - от Стэнли Ковальского в «Трамвае «Желание» Теннесси Уильямса до генерала Чарноты в «Беге» Михаила Булгакова.
В фильмографии Евгения Николаевича более полусотни ролей - так, в сериале «Семнадцать мгновений весны» он блеснул в образе молчаливого, но весьма выразительного персонажа – разведчика Емельянова, который сопровождал жену Штирлица на их знаменитое свидание в кафе «Элефант».
«Вот таким он был и в жизни: человеком, которому есть что сказать, но он не скажет. Режиссер Татьяна Лиознова это подметила и дала роль, которая у него не могла не получиться...» - вспоминал один из знакомых актера.
Впрочем, и в театре, и на экране Лазареву чаще доставались роли второго плана, что, разумеется, не мешало ему запоминаться зрителю.
Свидание на съемках
Едва ли не первая работа в кино стала для Лазарева судьбоносной. Он вспоминал об этом так: «Весной 1960 года меня утвердили на одну из главных ролей в фильме «Длинный день». Съемочная группа собралась вместе в общежитии строителей Воткинской ГЭС на Каме. С одной стороны общежития - рабочий поселок, вдали - Кама, вечером - огни стройки. С другой стороны, под нашими балконами, начинался нетронутый бесконечный лес, куда мы ходили за грибами. В общежитии жили, готовили на одной коммунальной кухне исполнители главных ролей Афанасий Кочетков, Леонид Харитонов, молодая артистка Центрального детского театра Анна Обручева, с той поры и до сего дня моя жена».
К видному актеру проявляли симпатию многие актрисы, но сам он о романах с коллегами даже не думал: был уверен, что такие отношения ни к чему хорошему не приводят. И… сразу забыл о своем правиле, как только увидел Обручеву.
«Роман закрутился стремительно при первой же нашей встрече. Случилось это в ГУМе у фонтана - нам обоим была назначена примерка костюмов к фильму в знаменитых подвалах магазина. Влюбленность возникла сразу - договорились о свидании и походе в кино», - вспоминала актриса. Однако из-за плотного рабочего графика молодые люди увиделись в следующий раз только через три месяца - да и то не на свидании, а на очередных съемках.
В конце концов Лазарев все же признался Анне в любви, и в апреле 1961 года они стали мужем и женой. Впоследствии они вместе работали в театре, где исполняли роли в спектакле «Медея». В 1970 году у супругов родился сын Николай, который пошел по стопам родителей и стал актером.
Новая сцена
В 1990 году в жизни Евгения Николаевича произошел серьезный перелом. В эпоху перестройки многие творческие люди уезжали за границу, и актер не стал исключением.
Поводом для первой поездки в США стало лечение сердца, которое организовал его друг. Лазарев вернулся спустя полтора месяца, однако не видел перспектив в условиях кризиса отечественного кинематографа и решил окончательно перебраться за океан.
Неожиданно для себя актер быстро нашел свое место в Голливуде. Он начал преподавать актерское мастерство, снимался в фильмах, а благодаря харизме и опыту получал эпизодические, но яркие роли даже в крупных проектах. Среди них - «Железный человек – 2», где Евгений Николаевич сыграл отца героя Микки Рурка, «Розовая пантера – 2», где он воплотил образ папы римского, и «Оружейный барон». Параллельно артист продолжал ставить спектакли по классическим произведениям Чехова в США, Норвегии, Германии и Мексике.
В начале 2016 года, чувствуя ухудшение здоровья, Лазарев решил вернуться в Россию, чтобы быть ближе к семье. Его сын Николай обещал устроить отца в госпиталь, однако болезнь оказалась сильнее. 18 ноября 2016 года актер умер от остановки сердца.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть