Недавно не стало советского и грузинского скульптора Зураба Церетели, чья биография монументальна так же, как и творчество, а работы прославились по всему миру. Секретом своего успеха великий мастер называл любовь к искусству, от создания которого получал истинное удовольствие. А еще уверенность, что каждый человек должен больше отдавать, чем приобретать, - поэтому он старался как можно чаще делиться своими творениями с окружающими.
Династия талантов
Будущий скульптор родился 4 января 1934 года в Тбилиси. Его отец происходил из древнего, хоть и нетитулованного рода Церетели, а мать - из княжеской семьи Нижарадзе. В роду по отцовской линии негласно придерживались строгого правила: жениться только на девушках благородного происхождения, чтобы «не портить кровь». И, хотя сейчас это наставление звучит почти как сюжет старой легенды, в семье его воспринимали всерьез.
Отец Зураба, Константин Церетели, был горным инженером и строителем, человеком уважаемым и интеллигентным. Его родственник Акакий Церетели - поэтом, чьи стихи изучали в школах, а другой представитель рода работал с самим Федором Шаляпиным. Так что родословная у Зураба была что надо - впрочем, сам он всегда подчеркивал, что родился не в «княжеской», а в трудовой семье.

В 1958 году Зураб окончил факультет живописи Тбилисской академии художеств. Мастер вспоминал, что сначала отец не одобрял его выбор: «Он считал, что это не профессия для мужчины. Но потом, когда у меня пошли проекты, стал самым главным болельщиком. У него в комнате все стены были в фотографиях, заметках о моих успехах».
Учился у лучших
После академии художеств Церетели устроился на работу штатным художником в Институт археологии Академии наук Грузии. Судьба носила его по всему миру: он учился у лучших, дружил с Пабло Пикассо и Марком Шагалом, а в США удостоился медали почета от Национального общества искусств.
К концу 1960-х Церетели уже уверенно заявил о себе: создавал яркие мозаики, оформлял курорты, за бассейн «Морское дно» в Ульяновске получил Госпремию СССР. В 1973-м ансамбль в Адлере сделал его звездой всесоюзного масштаба - работы мастера высоко оценил известный мексиканский художник Альфаро Сикейрос. В 1980-х Зураб стал главным художником Олимпиады в Москве и автором крупных памятников в столице СССР и Тбилиси.
Ряд работ скульптор посвятил известным деятелям истории и культуры. Среди них - памятники поэтессе Марине Цветаевой в Сен-Жиль-Круа-де-Ви и Москве, Александру Пушкину в Апатитах, Иоанну Павлу II во Франции, Георгию Победоносцу и Петру I в России.
Зураб Церетели в одном из интервью откровенно рассказал, что никогда не стремился быть бедным художником, работающим исключительно ради искусства. И, по сути, ему удалось стать не только знаменитым, но и очень состоятельным.

В самом начале своей карьеры Зураб Константинович зарабатывал всего 22 рубля в месяц, рисуя карикатуры и иллюстрации для детских книг. Он и его жена Инесса жили на чердаке, и трудно было представить, что их жизнь когда-либо изменится.
Однако уже в 70-х годах прошлого века Церетели стал известен как «грузинский миллионер». Ходили слухи, будто он стал таким богатым, что даже 50-рублевая купюра получила неофициальное название «зурабовка», - мол, скульптор щедро раздавал такие деньги в качестве чаевых, не признавая более мелких банкнот. Также говорили, что он обладал несметными богатствами, хотя на самом деле его состояние было результатом тяжелого труда. Зураб не переставал работать с утра до поздней ночи, а его скульптуры и панно украшали курорты и здравницы по всему Советскому Союзу.
Удар током
Главной музой и самой большой любовью Зураба Константиновича была его жена Инесса Андроникашвили. Их история началась почти как в кино: будущий скульптор еще студентом возвращался домой после лекций и на тбилисском проспекте Руставели случайно увидел девушку, от которой словно током ударило: настолько она его поразила. Имени и адреса красавицы он тогда не узнал, но забыть ее уже не смог. «Что-то со мной произошло тогда: я остановился и смотрел, чтобы запомнить это движение, ее походку», - позже рассказывал Церетели.
Через некоторое время Зураба пригласили в гости к знакомым, и там он снова встретил ту самую девушку. Второго шанса упустить не рискнул: начал красиво ухаживать, и в 1958 году Инесса - по удивительному совпадению тоже представительница древнего княжеского рода - стала его женой.
Брак оказался прочным: Инесса и Зураб прожили вместе 40 лет. У супругов родилась дочь Елена, которую дома называли Ликой. Она унаследовала творческую жилку от отца, но выбрала свой путь: стала художницей и искусствоведом, возглавила Галерею искусств Зураба Церетели.
Кроме Лики, в семье были еще две «неофициальные» дочери Таня и Люда - сестры-сироты с улицы, которых Зураб Константинович с женой приняли под опеку и воспитали как родных. Люда потом уехала в Москву, стала искусствоведом и вышла замуж за музыканта, Таня осталась в Тбилиси.
Добро и свет
Инесса Александровна с юности страдала серьезной болезнью сердца, и врачи запрещали ей рожать, но она пошла на риск из желания иметь детей.
Ради нее Зураб начал работать на износ: писал иллюстрации, создавал мозаики, принимал любую подработку, чтобы обеспечить жене достойные условия. Именно Инесса вдохновила его стать тем Церетели, которого весь мир знает сегодня. «Она была гениальной женщиной, многие и сегодня помнят добро и свет, который она умела дарить людям. Я старался всю ее жизнь сделать радостной. Мне повезло, что у меня была чудная жена», - вспоминал скульптор.
Инесса ушла из жизни в 1998 году - ей был 61 год. Скульптор тяжело переживал эту утрату, первую же выставку после этого трагического события он посвятил ей.
После смерти любимой супруги Зураб Константинович долго оставался один, полностью уйдя в работу. Но в 2004 году в его жизни появилась искусствовед и художница Татьяна Кочемасова, младше его на 46 лет. Они не оформляли брак официально, но жили вместе в доме скульптора в Переделкино до конца его дней. Их связывали не только личные отношения - Татьяна стала правой рукой Церетели в Российской академии художеств и с 2018 года заняла пост вице-президента. Сам Зураб Константинович называл ее своей невестой и супругой.
У Церетели остались трое внуков, четверо правнуков и множество незаконченных работ - он творил до последних дней, несмотря на возраст и болезни. Великий скульптор скончался 22 апреля 2025 года в 91 год от остановки сердца. По завещанию его похоронили в Дидубийском пантеоне в Тбилиси рядом с женой.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть