23 июля 1973 года в советский прокат вышел фильм «Всадник без головы» — Владимир Вайншток, снявший в 30-е годы «Детей капитана Гранта», вернулся в режиссеру спустя 35 лет и снял самый известный советский вестерн.
Вестерны считаются исключительно американским жанром — там почти обязательными элементами являются бесконечные прерии, коварные или благородные индейцы, мужественные ковбои и шерифы, бандиты и прочие обитатели Дикого Запада. Но все это не мешало кинематографистам других стран снимать свои собственные версии похождений тех же героев — например, в немецких вестернах снимался югославский актер Гойко Митич, и созданный им образ Чингачгука навеки остался в памяти миллионов советских зрителей. Ну а изобретателем жанра «спагетти-вестерн» был итальянский режиссер Серджио Леоне, который снимал свои фильмы «Долларовой» трилогии вовсе не в Америке, а в соседней Испании.
В СССР с вестернами было негусто — отечественные кинематографисты предпочитали похожий жанр «истерна», с Гражданской войной в качестве исторического фона. Но все-таки отдельные фильмы были чистыми вестернами — почти такими же, как в далеком Голливуде, но с хорошо знакомыми актерами. И одним из главных советских вестернов стал «Всадник без головы» режиссера Владимира Вайнштока — экранизация одноименного романа Майн Рида.
Кто такой режиссер Вайншток?
Ответить на этот простой вопрос сразу, пожалуй, и не получится, хотя Владимир Вайншток оставил заметный след в неформальном «золотом фонде» советского кино. Он начинал еще в 1920-е, снимал немые короткометражки, многие из которых до наших дней просто не сохранились. В тридцатые годы Вайншток перешел в полнометражное звуковое кино и буквально в один момент стал признанным мастером приключенческого кино. В 1936-37 гг. он снял фильмы «Дети капитана Гранта» (тот самый, с музыкой Исаака Дунаевского и песнями о капитане и веселом ветре) и «Остров сокровищ», в котором юнгу Джима играла 30-летняя актриса Клавдия Пугачёва.
После такого успеха Вайншток вроде бы должен был и дальше снимать любимое зрителями кино, но он сначала стал киночиновником — был одним из руководителей «Мосфильма», занимался эвакуацией студии в Алма-Ату и организацией ее работы после возвращения. А потом он вообще оказался вне кинопроцесса — по одной версии, пострадал из-за борьбы с космополитами, а по другой — потому что работал на советские спецслужбы.
Режиссер или шпион?
Возвращение Вайнштока в кино подтверждало версию про спецслужбы — он был автором сценария документального фильма про Василия Шульгина, монархиста и одного из организаторов Белого движения, который был арестован в конце Великой Отечественной войны в Югославии и затем отсидел 12 лет в лагерях. Впрочем, фильм оказался больше в пользу этого осколка прошлого мира и в прокат не выходил. Зато затем Вайншток (опять под псевдонимом Владимиров) написал сценарии к шпионскому детективу «Мертвый сезон», для чего часто общался с Рудольфом Абелем и Кононом Молодым, и к историческому боевику «Миссия в Кабуле», который тоже потребовал очень специфических знаний.
Правда, в те же годы Вайншток был еще и редактором журнала «Спутник кинофестиваля», который издавался во время проведения Московского международного кинофестиваля, а также руководил писательским кооперативом. В общем, не режиссер и сценарист, а загадка международного масштаба. И вот этот загадочный человек в конце 1960-х решает вспомнить молодость — ему на тот момент было около шестидесяти — и снова сесть в режиссерское кресло.
Куба, любовь моя
Выбранный материал для экранизации — роман Майн Рида «Всадник без головы» — был по тем временам беспроигрышной ставкой. В СССР вовсю крутили немецкие вестерны с Гойко Митичем, да и американская продукция до советских экранов добиралась — «Великолепную семерку» в 1961 году посмотрели 67 млн зрителей. Только что вышли две части «Неуловимых мстителей» (54,5 млн и 66,2 млн), и уже велась работа над третьим фильмом. Так что добро на свой проект Вайншток получил достаточно легко — а уж почему, бог весть. То ли чиновники из Госкино помнили свои детские впечатления от увертюры Дунаевского и наполненных ветром парусов на большом экране, то ли благодаря каким-то секретным указаниям, поступившим откуда надо.
Вроде бы первоначально Вайншток хотел снимать в Югославии — там уже была готовая инфраструктура как раз для вестернов, — но из-за Чехословацких событий 1968 года югославский вариант так и не был реализован. Но режиссер все-таки сумел пробить то, что сейчас называют модным словом «копродукция», — партнерами стали кубинские кинематографисты. Правда, Дикий Запад пришлось организовывать в Крыму — но после гайдаевских «Деловых людей» в этом ничего особенного никто не видел. К тому же Белая скала вполне справилась с задачей создания пейзажей Техаса, хотя выбранное поначалу место съемок было занято — там делали Италию для детской сказки «Чиполлино».
А рабов сыграли студенты
В актерском составе ничего необычного не было. С Видовым режиссер был знаком по работе над фильмом «Миссия в Кабуле», внешность у актера для техасского мустангера Мориса Джеральда была подходящей, а список работ — с главными ролями в «Обыкновенном чуде» Эраста Гарина и «Сказке о царе Салтане» Александра Птушко — весьма солидным. Ну а Людмила Савельева только что сыграла Наташу Ростову в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» — и вряд ли какая рекомендация могла быть масштабнее.
В принципе, Вайншток собрал в своем фильме целый интернационал — ряд заметных ролей играли кубинские актеры, и даже негры-рабы были студентами симферопольских вузов из африканских стран; тогда о толерантности особо не думали. Ну а в итоге сюжет Майн Рида, пейзажи Крыма, легкая экзотика происходящего на экране и склонность режиссера к приключенческой тематике дали хорошие плоды.
Успех, успех, еще успех
«Всадник без головы» вышел в советский прокат ровно полвека назад, 23 июля 1973 года. В том году конкуренция среди релизов была высокой — лидером стала военная драма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие...» (66 млн зрителей), второе место занял Леонид Гайдай со своей комедией «Иван Васильевич меняет профессию» (60,7 млн)... а Вайншток со своей картиной был четвертым — ее посмотрели 51,7 млн зрителей. По нынешним временам — заоблачные цифры аудитории. Это был успех не только для режиссера — Видов стал любимцем всех женщин страны, а Морис из «Всадника без головы» до сих пор остается самой известной его работой.
В общем, возвращение Вайнштока в режиссуру оказалось триумфальным, и он продолжил снимать фильмы. Вскоре вышла «Сломанная подкова» — детектив по мотивам романа Жюля Верна, который оказался не слишком востребованным. Ну а в 1978-м Вайншток снял «Вооружен и очень опасен» — еще один вестерн (на этот раз по мотивам «Калифорнийских рассказов» Брета Гарта) — с Донатасом Банионисом (знакомым режиссеру по «Мертвому сезону») и россыпью других советских звезд, а также с песнями Владимира Высоцкого.
Это снова был успех — 39,2 млн зрителей и 4-е место в прокате среди советских релизов; любопытно, что снимался фильм все там же, в Крыму, у Белой скалы. Но для Вайнштока эта картина стала лебединой песней — он скончался через два месяца после ее премьеры. Ему было 70 лет
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть