245

Кино о Диком Западе. «Всадник без головы» открыл для нас понятие «вестерн»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 24. Отдыхайте смело! 13/06/2023
Кадр из фильма

Фильм «Всадник без головы», вышедший на экраны в 1973 году, впервые открыл для советского зрителя понятие «вестерн».

Картину снимал режиссер Владимир Вайншток. Он был признанным мастером приключенческого кино: в 1930-х гг. мастер снял фильмы «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ». После паузы в работе, затянувшейся более чем на 30 лет, режиссер решил вернуться в кинематограф, при этом он очень хотел превзойти свои былые достижения в любимом жанре. Для экранизации он выбрал роман Майн Рида «Всадник без головы», которым зачитывались не только подростки – узнать о Диком Западе хотя бы из книг мечтали многие в СССР.

Сценарий режиссер написал в соавторстве с Павлом Финном, и вместе они отправились в Югославию, где планировали проводить съемки. К участию хотели привлечь Гойко Митича, потому что югославские картины с его участием у советских зрителей пользовались огромным спросом. Под Белградом уже был выстроен «вестерн-таун», и искать новые декорации для съемок в этом случае не пришлось бы.

Но в 1968 г. советские танки вошли в Прагу: дальнейшее сотрудничество с СССР стало невозможным. Планы Вайнштока сорвались, на протяжении нескольких лет он добивался нового разрешения на съемки и искал новых иностранных партнеров: ведь режиссер мечтал о том, чтобы картина появилась не только в советском прокате. В итоге партнерами советских кинематографистов по производству этого фильма стали коллеги-кубинцы. Появились в кадре и артисты с Кубы: к примеру, Эль Койота сыграл Энрике Сантиэстебан, а Исидору Коварубию - Эслинда Нуньес. Кубинцы говорили в кадре на испанском, и в кадре несоответствие дубляжа и движения губ заметно. Но это такая малость!

Легендарная Белая скала

Для работы над фильмом выбрали Крым: съемки проходили в Ялте и недалеко от города Белогорска, у легендарной Белой скалы. Той самой, по которой и ехал всадник без головы. Кстати, считается, что именно эта лента сделала Белую скалу столь популярной у режиссеров всего Союза.

Правда, когда съемочная группа «Ленфильма» во главе с Владимиром Вайнштоком приехала в Белогорск, к их большому удивлению быстро расквартироваться не получилось: местная гостиница оказалась занята коллегами с «Мосфильма», которые как раз снимали на Белой скале сказку про Чиполлино. Пришлось Вайнштоку их буквально «потеснить», чтобы не срывать собственный график работы.

Съемочный процесс был очень трудоемкий. Техасское поселение возводилось в авральном режиме из досок, которые выделили местные власти. А для того, чтобы в кадре эффектно появился табун прекрасных мустангов, лошадей искали по всему Крыму. Набрали около трехсот голов! Правда, ради искусства животным целую неделю красили гривы и хвосты серебрянкой. В природе такого окраса не бывает, да и в кадре виден неестественный блеск от краски, но – так захотел режиссер.

Настоящий пожар

Караван повозок с измученными рабами и холеными всадниками бредет по выжженной прерии, тут им встречается красавец Морис - с этого начинается фильм. Чтобы пейзаж получился правдоподобным, кинематографисты устроили в степи настоящий пожар. А еще «посадили» пластмассовые кактусы и «разбили» хлопковые поля из обычной ваты. Кстати, ягуар, с которым боролся главный герой, тоже был ненастоящий – только шкура и морда!

Достаточно долго создатели фильма бились над тем, как правильно «соорудить» собственно всадника без головы. Проще всего было бы посадить на лошадь куклу, но это стало бы ошибкой, поскольку животное должно чувствовать наездника. Поэтому в седло в конце концов усадили живого всадника, для которого специально сшили балахон с поднятыми плечами. А чтобы он мог видеть дорогу (лошади ведь приходилось шагать по кромке скалы), в одежде сделали небольшую сетчатую вставку-окошко.

По одной из версий, всадника без головы играли по очереди местные школьники. Голову втягивать им в одежде с бутафорскими плечами не приходилось. Темнокожих рабов играли студенты мединститута, среди которых были и кубинцы, - их каждый день привозили на автобусе из Симферополя. А военный оркестр набрали из местных — белогорцев. Они же снимались в эпизодах бала.

В главной роли – мустангера Мориса Джеральда – режиссер видел Олега Стриженова, но тот отказался от предложения, заявив, что привык играть всадников с головой. И тогда роль предложили Олегу Видову – яркому мужественному красавцу. Его попадание в образ было стопроцентным. А в дуэте с Людмилой Савельевой, сыгравшей прекрасную Луизу Пойндекстер, они стали одной из самых красивых советских кинопар.

А ВЫ ЗНАЛИ?

Когда «Всадник без головы» вышел на экраны, кинокритики его встретили очень прохладно, а вот зрители были в восторге: фильм посмотрели 51,7 млн человек, и он стал одним из лидеров проката, заняв 33-ю позицию в списке самых кассовых картин за всю историю существования советского кинематографа. На Кубе фильм пользовался такой же огромной популярностью.

«Всадник без головы» своим успехом во многом был обязан именно исполнителю главной роли Олегу Видову, но спустя 10 лет он же и стал причиной того, что фильм запретили к показу. После того как в 1980-х гг. актер принял решение эмигрировать в США, его самую известную киноработу тут же перестали показывать на ТВ, а имя было предано забвению. «Всадника без головы» исключили даже из таблиц для внутреннего пользования сотрудников Главкинопроката. Только после распада Союза фильм вернулся на экраны, и хотя спустя годы он казался слишком наивным, зрители его любят и сегодня.

КСТАТИ

В романе Майн Рида главный герой Морис Джеральд — богатый ирландский баронет, вынужденный бежать из Ирландии, но в конце романа говорится о том, что Морис получил в итоге богатое наследство. В фильме Джеральд — простой бедняк, участник ирландского восстания 1848 года, который после поражения восстания бежал в Техас и некоторое время жил там среди индейцев команчей, получив от них имя «Щедрая Рука».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно