В Советском Союзе монаршие семьи очень скупо — по понятным причинам — были представлены на больших экранах. Было что-то вроде списка «допустимых» правителей прошлого — в него входили, например, Петр Первый и Иван IV Грозный, великий князь Александр Невский. Уже в 1970-е стало возможно изображение и Николая II — но «Агонию» Элема Климова, в которой эту роль исполнил Анатолий Ромашин, советские зрители увидели лишь через десять лет после завершения съемок.
Впрочем, был жанр, из которого королей и царей выбросить попросту невозможно, — это экранизации сказочных сюжетов. Конечно, и без царей там героев хватало с избытком, поэтому часто главным героем становился какой-нибудь крестьянский сын Иван. Но все равно полностью избавляться от типажа «прекрасный принц» советские кинематографисты не спешили — а цензоры предпочитали не замечать такое потрясение идеологических основ.
Алексей Консовский — Принц
Фильм: «Золушка», 1947 г.
Сейчас, конечно, чаще вспоминают, что Золушку в сказке Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро сыграла 37-летняя актриса Янина Жеймо — мол, режиссерам, операторам и гримерам приходилось идти на различные хитрости, чтобы показать эту героиню молодой. Но сыгравший принца Консовский был всего на три года младше Жеймо — и, наверное, хлопот с ним у съемочной группы было не меньше. Актером Консовский был уже опытным — он окончил техникум при театре имени Всеволода Мейерхольда, играл в московских и ленинградских театрах, много снимался в кино.
Незадолго до «Золушки» он исполнил заглавную роль в биографическом «Лермонтове», да и после этой сказки не пропал с экранов — в отличие от Жеймо. Снимался Консовский, может, реже, чем мог, но именно он был Волшебником в первой экранизации «Обыкновенного чуда» — фильма Эраста Гарина 1964 года.
Виктор Перевалов — Принц-трубочист
Фильм: «Старая, старая сказка», 1968 г.
Режиссер «Золушки» Надежда Кошеверова объединила в этом фильме сразу несколько сказок Ханса Кристиана Андерсена, а главную роль Солдата отдала молодому, но уже известному актеру Олегу Далю. Впрочем, принц в этой картине тоже присутствует, но необычный — он влюбился в принцессу (первая работа в кино Марины Неёловой) и остался в королевстве, чтобы добиться ее руки, а пока подрабатывает трубочистом.
Этого персонажа сыграл 19-летний характерный актер Виктор Перевалов, который в кино пришел еще в детстве, снимался много и разнообразно, но чаще всего — на вторых ролях.
Сергей Мартынов — царевич Проша
Фильм: «Царевич Проша», 1974 г.
Еще одна сказка Кошеверовой, в которой привычные роли сказочных персонажей показаны непривычным образом. На главную роль она на этот раз выбрала молодого выпускника ВГИКа Сергея Мартынова, который и сыграл царского сына с добрым и храбрым сердцем. Для Мартынова же этот фильм прорывом не стал, хотя зрителям он запомнился; до 1990-х актер играл часто, хотя и не всегда в главных ролях, а потом практически ушел из кино. Его вторая жена — актриса Ирина Алферова.
Андрей Подошьян — Принц
Фильм: «Принцесса на горошине», 1977 г.
Фильм снял Борис Рыцарев, один из главных советских киносказочников 70-80-х годов, который — по примеру Кошеверовой — объединил сразу несколько сказок Андерсена. В фильме сразу несколько принцесс (ту, что на горошине, играет Ирина Малышева), а вот принц один. На эту роль Рыцарев выбрал школьника из старших классов одной из московских школ, для которого «Принцесса на горошине» была дебютом в кино. Правда, после выхода картины Подошьян решил быть актером и поступил в Щукинское театральное училище; потом Олег Ефремов пригласил его на свой курс в Школу-студию МХАТ. Он много снимался в кино, но в 1990-е почти сменил профессию и стал фотохудожником, хотя иногда снимался, вплоть до недавнего времени.
Александр Галибин — принц Жак
Фильм: «Ослиная шкура», 1982 г.
Одна из последних работ в кино Кошеверовой и очередная ее своеобразная экранизация — на этот раз одноименной сказки Шарля Перро. Галибин, который до этого прославился ролью Пашки-Америки в «Трактире на Пятницкой», оказался очень неплохим принцем, которому пришлось примерять кольцо всем девушкам королевства, чтобы в конце найти свою Терезу (Вера Новикова). Отметим, что больше принцев в фильмографии Галибина не было — если не считать Мастера в сериале Владимира Бортко.
Антон Табаков/Игорь Кваша — Принц
Фильм: «Сказки старого волшебника», 1984 г.
Режиссер Наталья Збандут сняла всего пять фильмов, и «Сказки...» по мотивам произведений Шарля Перро, пожалуй, самый известный из них. Принц в этой картине один, но играют его два актера — 24-летний Антон Табаков (сын Олега Табакова) стал молодым принцем, а Игорь Кваша сыграл его же в старости. По сюжету он/они спасают от проклятья заколдованную злой колдуньей (Татьяна Васильева) принцессу, которую сыграла молодая выпускница Театрального училища имени Щукина Анна Исайкина.
Игорь Красавин — принц Патрик
Фильм: «Не покидай...», 1989 г.
Режиссер Леонид Нечаев был автором многих фильмов для детей, которые с удовольствием смотрели в СССР — в его фильмографии есть «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Проданный смех», «Рыжий, честный, влюбленный», а также советская версия «Питера Пэна». Правда, «Не покидай...» вышла в то время, когда было не до сказок — но определенную популярность заслужил, а у немого принца Патрика появилось множество фанатов. Сыграл его минский 10-классник Игорь Красавин, который артистом быть не собирался. В 1990-м Красавин вошел в пятерку лучших актеров по опросам читателей журнала «Советский Экран», но в кино он так и не вернулся. Патрик так и остался для него единственной ролью.
Бонус: Мария Барабанова — принц Эдуард VI
Фильм: «Принц и нищий», 1943 г.
У этой экранизации романа Марка Твена была непростая судьба — режиссер Эраст Гарин вспоминал, что фильм начинали снимать перед самой войной в Одессе. Съемочной группе удалось уехать в Москву, потом вместе с киностудией они оказались в Таджикистане, где киношникам пришлось проявлять чудеса изобретательности, чтобы показать Лондон, а также обеспечить совмещение двух образов, сыгранных одной актрисой. Барабанова сыграла и принца (сына Генриха VIII и будущего короля Эдуарда VI), и лондонского оборванца Тома Кенти. Актрисе на момент съемок было 30 лет, она уже полтора десятка лет играла в различных театрах, но у нее было амплуа травести, которое и позволило ей достоверно изобразить 10-летних мальчиков. Вообще в ее фильмографии есть очень любопытные роли — например, в сказке Александра Роу «Василиса Прекрасная» она играет звонаря, в другом фильме Гарина «Доктор Калюжный» (1939) — конюха Евграфа Тимофеевича. А в фильме «Новые похождения Кота в сапогах» (1957) Мария Барабанова сыграла самого Кота в сапогах.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть