С семейной верностью в кино СССР всё было непросто. Поначалу никаких измен попросту не предполагалось, чтобы советские люди не научились плохому. Потом эту тему всё-таки начали поднимать — но понемногу, с большой осторожностью, представляя измену как одно из испытаний, которое выпадает на долю главных героев. И лишь к концу 1960-х проблема сохранения семьи выплеснулась на большие экраны. Её показывали в различных комедиях, в мелодрамах и настоящих драмах — правда, не давая никаких рецептов, как избежать чего-то подобного в реальной жизни.
Появление этих сюжетов привело к тому, что в советском кино появился типаж женщины-любовницы. Конечно, он был не таким востребованным и ярким, как другие, привычные для СССР типажи вроде «хранительницы семейного очага» или «труженицы». Но со временем этот баланс начал выравниваться, и в отдельных картинах любовницы вышли на первый план, почти затмив законных жен.
«Испытание верности», 1954
В начале 50-х Иван Пырьев был одним из самых авторитетных кинематографистов Советского Союза. Возможно, поэтому ему позволили снять фильм с очень сомнительным, в идеологическом плане, сюжетом.
Бывший фронтовик и ударник труда Андрей Калмыков (актер Леонид Галлис) завел молодую любовницу, к которой и решил уйти от своей жены Ольги. Но просто так развестись человек его статуса не может — товарищи по партии против такого подлого поступка; в итоге Андрей теряет и Ольгу, и любовницу, увольняется и уезжает на Чукотку строить железную дорогу. Заканчивается, впрочем, всё хорошо — узнав о ранении бывшего мужа, Ольга приезжает к нему в больницу, и семья воссоединяется.
Любовнице, кстати, в фильме уделено очень мало внимания; её сыграла актриса МХАТа Маргарита Анастасьева, которая в кино снималась редко (у неё буквально три роли). А вот для исполнившей роль Ольги супруги Пырьева Марины Ладыниной эта картина стала последней в кинокарьере. С Пырьевым Ладынина развелась в 1960-м — по слухам, из-за масштабных измен мужа.
«Осенний марафон», 1979
Герои больших хитов второй половины 1970-х ещё были свободными людьми — Женя Лукашин из «Иронии судьбы» только собирался делать предложение своей Гале, а в «Служебном романе» причина развода Новосельцева остается за кадром. Георгий Данелия в своем фильме решил не стесняться и назвать вещи своими именами — и у него получилась настоящая драма с участием трех человек. Переводчик Бузыкин (Олег Басилашвили) не хочет уходить от своей жены (Наталья Гундарева), поскольку за много лет привык к жизни с ней. Но на разводе настаивает его любовница Алла (Марина Неёлова), которой Бузыкин не дает никаких обещаний, но которой нужна некая определенность. Данелия так и оставил своих героев в подвешенной ситуации, никак не разрешив их душевные терзания.
«Полёты во сне и наяву», 1982
Фильм Романа Балаяна больше посвящен кризису среднего возраста, который случается у главного героя, архитектора Сергея Макарова (его играет Олег Янковский) накануне сорокалетия, но и любовный многоугольник тоже присутствует. В принципе, Макаров женат, но ссорится с женой (Людмила Зорина) прямо накануне юбилея. Любовница у него тоже есть, причем это показано так, словно такое положение дел в порядке вещей. Любовницу зовут Алиса (Елена Костина), она молода и не понимает, что Макаров обращается с ней, как с игрушкой, и что ни о каком высоком чувстве речи быть не может. Впрочем, и сам Макаров остается ни с чем — у Алисы случается новый роман, он идет к ещё одной любовнице (её сыграла Людмила Гурченко), но никаких откровений не получает и там.
«Любовь и голуби», 1984
Владимир Меньшов вволю покопался в сердечных тайнах трех девушек-лимитчиц, которые «понаехали» завоевывать столицу в 1950-х. Там были и измены, и внебрачный ребенок — в общем, всё то, с чем постоянно сталкивались зрители этой картины в своей жизни. А свою следующую работу Меньшов вообще поставил по реальным событиям, которые их очевидец, драматург Владимир Гуркин, превратил в очень успешную пьесу. У Кузякиных трое детей, а глава семейства Василий увлекается голубями, за что его постоянно пилит жена Надежда. Во время лечения в санатории он встречает Раису Захаровну — та разительно отличается от супруги, увлечена экстрасенсорикой и инопланетянами и настолько сводит Василия с ума, что он решает уйти из семьи. Заканчивается, впрочем, всё относительно хорошо — беспутный муж возвращается домой, но образ Раисы Захаровны в исполнении все той же Гурченко стал чуть ли не эталоном кинолюбовницы позднего СССР.
«Зимняя вишня», 1985
Отвлекшись от работы над эпопеей о Шерлоке Холмсе, режиссер Игорь Масленников решил посмотреть на проблему измен с точки зрения любовницы. Главная героиня фильма — Ольга (Елена Сафонова), она разведена, в одиночку воспитывает маленького сына и надеется на скорое счастье с женатым Вадимом (Виталий Соломин). Фактически это сюжет «Осеннего марафона» с изменением фокуса, но есть и ещё более сильное отличие двух лент — у Ольги есть и другие варианты устроить своё семейное счастье, но каждый кандидат в её мужья чем-то не устраивает женщину. Отставку получает даже работающий за границей Герберт (Ивар Калныньш) — причем в тот момент, когда, казалось, тупиковые отношения с Вадимом завершились окончательно. Позже Масленников пытался продолжить историю Ольги в сиквелах «Зимней вишни», но успеха первой части добиться на смог, а на четвертый фильм так и не нашел финансирования.
Бонус: «Бриллиантовая рука», 1969
Семен Семенович Горбунков (Юрий Никулин), конечно, своей жене не изменял, хотя в нелепую ситуацию с полураздетой соблазнительницей Анной Сергеевной (Светлана Светличная) всё-таки попал, подтвердив слова управдома: «Я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает любовницу». Напомним, что в фильме дело едва не кончилось разводом, но Леонид Гайдай всё-таки снимал комедию, так что семья Горбунковых осталась целой. И любопытно, что в начальном сценарии фраза про любовницу звучала по-другому — Горбунков должен был тайно посещать синагогу, но шутку героини Нонны Мордюковой на худсовете сочли слишком сомнительной и переозвучили.
Встаньте в круг! Фильм «Золушка» знают все, а кто автор музыки к нему?
А Вознесенский так и не развелся... Несчастная любовь Татьяны Лавровой
Измены, разводы, борьба за детей. Как наши актрисы за иностранцев выходили
Маша из «Офицеров», Филя из «Девчат». Проклятия звездных ролей актеров СССР
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть