539

«Сучка ты крашена». Главные любовницы советского кино

Людмила Гурченко, Марина Неёлова, Елена Сафонова, Светлана Светличная.
Людмила Гурченко, Марина Неёлова, Елена Сафонова, Светлана Светличная. Коллаж АиФ

С семейной верностью в кино СССР всё было непросто. Поначалу никаких измен попросту не предполагалось, чтобы советские люди не научились плохому. Потом эту тему всё-таки начали поднимать — но понемногу, с большой осторожностью, представляя измену как одно из испытаний, которое выпадает на долю главных героев. И лишь к концу 1960-х проблема сохранения семьи выплеснулась на большие экраны. Её показывали в различных комедиях, в мелодрамах и настоящих драмах — правда, не давая никаких рецептов, как избежать чего-то подобного в реальной жизни.

Появление этих сюжетов привело к тому, что в советском кино появился типаж женщины-любовницы. Конечно, он был не таким востребованным и ярким, как другие, привычные для СССР типажи вроде «хранительницы семейного очага» или «труженицы». Но со временем этот баланс начал выравниваться, и в отдельных картинах любовницы вышли на первый план, почти затмив законных жен.

«Испытание верности», 1954

В начале 50-х Иван Пырьев был одним из самых авторитетных кинематографистов Советского Союза. Возможно, поэтому ему позволили снять фильм с очень сомнительным, в идеологическом плане, сюжетом.

Бывший фронтовик и ударник труда Андрей Калмыков (актер Леонид Галлис) завел молодую любовницу, к которой и решил уйти от своей жены Ольги. Но просто так развестись человек его статуса не может — товарищи по партии против такого подлого поступка; в итоге Андрей теряет и Ольгу, и любовницу, увольняется и уезжает на Чукотку строить железную дорогу. Заканчивается, впрочем, всё хорошо — узнав о ранении бывшего мужа, Ольга приезжает к нему в больницу, и семья воссоединяется.

Любовнице, кстати, в фильме уделено очень мало внимания; её сыграла актриса МХАТа Маргарита Анастасьева, которая в кино снималась редко (у неё буквально три роли). А вот для исполнившей роль Ольги супруги Пырьева Марины Ладыниной эта картина стала последней в кинокарьере. С Пырьевым Ладынина развелась в 1960-м — по слухам, из-за масштабных измен мужа.

«Осенний марафон», 1979

Герои больших хитов второй половины 1970-х ещё были свободными людьми — Женя Лукашин из «Иронии судьбы» только собирался делать предложение своей Гале, а в «Служебном романе» причина развода Новосельцева остается за кадром. Георгий Данелия в своем фильме решил не стесняться и назвать вещи своими именами — и у него получилась настоящая драма с участием трех человек. Переводчик Бузыкин (Олег Басилашвили) не хочет уходить от своей жены (Наталья Гундарева), поскольку за много лет привык к жизни с ней. Но на разводе настаивает его любовница Алла (Марина Неёлова), которой Бузыкин не дает никаких обещаний, но которой нужна некая определенность. Данелия так и оставил своих героев в подвешенной ситуации, никак не разрешив их душевные терзания.

«Полёты во сне и наяву», 1982

Фильм Романа Балаяна больше посвящен кризису среднего возраста, который случается у главного героя, архитектора Сергея Макарова (его играет Олег Янковский) накануне сорокалетия, но и любовный многоугольник тоже присутствует. В принципе, Макаров женат, но ссорится с женой (Людмила Зорина) прямо накануне юбилея. Любовница у него тоже есть, причем это показано так, словно такое положение дел в порядке вещей. Любовницу зовут Алиса (Елена Костина), она молода и не понимает, что Макаров обращается с ней, как с игрушкой, и что ни о каком высоком чувстве речи быть не может. Впрочем, и сам Макаров остается ни с чем — у Алисы случается новый роман, он идет к ещё одной любовнице (её сыграла Людмила Гурченко), но никаких откровений не получает и там.

«Любовь и голуби», 1984

Владимир Меньшов вволю покопался в сердечных тайнах трех девушек-лимитчиц, которые «понаехали» завоевывать столицу в 1950-х. Там были и измены, и внебрачный ребенок — в общем, всё то, с чем постоянно сталкивались зрители этой картины в своей жизни. А свою следующую работу Меньшов вообще поставил по реальным событиям, которые их очевидец, драматург Владимир Гуркин, превратил в очень успешную пьесу. У Кузякиных трое детей, а глава семейства Василий увлекается голубями, за что его постоянно пилит жена Надежда. Во время лечения в санатории он встречает Раису Захаровну — та разительно отличается от супруги, увлечена экстрасенсорикой и инопланетянами и настолько сводит Василия с ума, что он решает уйти из семьи. Заканчивается, впрочем, всё относительно хорошо — беспутный муж возвращается домой, но образ Раисы Захаровны в исполнении все той же Гурченко стал чуть ли не эталоном кинолюбовницы позднего СССР.

«Зимняя вишня», 1985

Отвлекшись от работы над эпопеей о Шерлоке Холмсе, режиссер Игорь Масленников решил посмотреть на проблему измен с точки зрения любовницы. Главная героиня фильма — Ольга (Елена Сафонова), она разведена, в одиночку воспитывает маленького сына и надеется на скорое счастье с женатым Вадимом (Виталий Соломин). Фактически это сюжет «Осеннего марафона» с изменением фокуса, но есть и ещё более сильное отличие двух лент — у Ольги есть и другие варианты устроить своё семейное счастье, но каждый кандидат в её мужья чем-то не устраивает женщину. Отставку получает даже работающий за границей Герберт (Ивар Калныньш) — причем в тот момент, когда, казалось, тупиковые отношения с Вадимом завершились окончательно. Позже Масленников пытался продолжить историю Ольги в сиквелах «Зимней вишни», но успеха первой части добиться на смог, а на четвертый фильм так и не нашел финансирования.

Бонус: «Бриллиантовая рука», 1969

Семен Семенович Горбунков (Юрий Никулин), конечно, своей жене не изменял, хотя в нелепую ситуацию с полураздетой соблазнительницей Анной Сергеевной (Светлана Светличная) всё-таки попал, подтвердив слова управдома: «Я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает любовницу». Напомним, что в фильме дело едва не кончилось разводом, но Леонид Гайдай всё-таки снимал комедию, так что семья Горбунковых осталась целой. И любопытно, что в начальном сценарии фраза про любовницу звучала по-другому — Горбунков должен был тайно посещать синагогу, но шутку героини Нонны Мордюковой на худсовете сочли слишком сомнительной и переозвучили.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно