Великая Вера Марецкая, одна из самых экстравагантных и обворожительных советских актрис, была примой Театра Моссовета - наряду с такими звездами, как Любовь Орлова и Фаина Раневская. Широкая же публика знала ее по экранным ролям простых женщин с непростой судьбой - зачастую даже не догадываясь, что для нее именно такая роль и была настоящей жизнью.
Главное детище
Близкий знакомый Веры Петровны, ведущий ее спектаклей Георгий Бахтаров так охарактеризовал актрису: «Страшно одинокий человек». На первый взгляд, определение странное: ну как может быть одинокой признанная легенда сцены, снискавшая общенародную славу, окруженная толпами поклонников и обожанием достойнейших мужчин? Однако доля истины в этом есть: сама Марецкая своей единственной любовью называла театр - и, в сущности, ничуть не преувеличивала. По крайней мере Театр Моссовета, где она прослужила всю жизнь, действительно стал для нее не просто настоящим домом, но и главным детищем: в свое время он «вырос» из студии режиссера Юрия Завадского, которую тот основал еще в 20-х годах вместе с компанией единомышленников-энтузиастов - в их числе оказалась и Вера.
Время было голодное, но веселое: о зарплатах в студии и речи не шло - наоборот, артисты, перебивавшиеся кто чем мог «на стороне», заботливо тащили все заработанное в свои новые «хоромы». Сами мыли полы, сами ставили декорации и шили костюмы, принимали пальто в гардеробе или становились за буфетную стойку. И все это - с теми же азартом и увлеченностью, с какими репетировали и играли. Марецкая стала одним из самых стойких «строителей» театрального дома, верность которому хранила до конца. И впоследствии, когда к звезде «Моссовета» приклеилось прозвище «Хозяйка театра», даже недоброжелатели в один голос соглашались, что это звание ею заслужено и выстрадано.
Рог изобилия
Но это было потом - а в самом начале, когда студия еще только зарождалась, оба - и Марецкая, и Завадский - буквально дневали и ночевали в театре. Неудивительно, что на волне общего увлечения актриса и режиссер в конце концов решили свить собственное «гнездо» - в 1924 году они стали мужем и женой. Пышная свадьба, разумеется, была им не по карману: молодые просто-напросто расписались в загсе по дороге в театр. Обошлись без цветов и шампанского, не осталось даже свадебных фотографий - а ведь Завадский в молодости был настоящим красавцем, и они с Верой составили прекрасную пару…
На сцене Марецкую ожидал вполне закономерный успех: жена руководителя театра, великолепная актриса плюс мастер перевоплощения - этот коктейль был беспроигрышным. Роли сыпались на нее как из рога изобилия. Появлялась она и на экране: среди многих ныне забытых картин были и те, которые навсегда остались в истории кино - к примеру, немые ленты «Закройщик из Торжка» и «Дом на Трубной». А в 1939 году вышел знаменитый фильм «Член правительства», в котором Вера сыграла Саньку Постникову - «простую русскую бабу», медленно, но верно превращавшуюся из крестьянки в депутата Верховного Совета. Эта картина принесла ей всесоюзную славу и признание. А вот в семейной жизни все было не так гладко: Завадский перебрался жить к новой возлюбленной - восходящей звезде балета, блистательной Галине Улановой. Не остался даже ради сына Жени, которому исполнилось только четыре года...
День премьеры
Впрочем, хотя Марецкая рассталась с Завадским-мужем, уйти от режиссера Завадского ей в голову не приходило - притом что предложений было множество. Он до конца дней оставался для нее лучшим другом, главным авторитетом, учителем и советчиком, мгновенно чувствовавшим малейшую неточность в ее исполнении. Они всю жизнь продолжали вместе строить свой театр, ревниво следя за тем, что сделано порознь, неизменно оберегая и подбадривая друг друга в трудные минуты.
Театральная публика, разумеется, не знала всех этих подробностей, однако с огромным любопытством следила за перипетиями личной жизни актрисы. Когда Марецкая в спектакле «Школа неплательщиков» выходила на авансцену и доверительно сообщала партеру: «Господа, совершенно не с кем жить!», зал разражался хохотом и овациями. Правда, сама Вера Петровна эту проблему быстро решила: вскоре после развода с Завадским она вышла замуж за актера Георгия Троицкого - в популярности он не мог тягаться с женой, однако оказался прекрасным семьянином и души не чаял в родившейся у них дочери Маше.
После начала Великой Отечественной войны он ушел на фронт добровольцем, Марецкая же вместе с театром отправилась в эвакуацию в Алма-Ату. Там она снялась в фильме «Она защищает Родину» в роли партизанки Прасковьи Лукьяновой, женщины, потерявшей на войне мужа и ребенка, - и эта роль трагическим образом предрекла беду в ее собственной жизни. В день премьеры ленты Вера Петровна заметила, что коллеги молча опускают глаза: она решила, что плохо сыграла и никто не осмеливается ей об этом сказать. На самом же деле боялись признаться в другом: что ее супруг погиб на фронте…
Отдельная глава
После смерти Троицкого Марецкая больше не вышла замуж и окончательно погрузилась с головой в работу. Особенно большим успехом пользовался ее творческий дуэт с Ростиславом Пляттом, в котором она нашла идеального партнера - с такой же страстью к лицедейству, жаждой импровизации, с таким же чувством смешного и прекрасного. Сам Плятт был безумно в нее влюблен, причем о его чувстве знала вся труппа театра, но все без исключения коллеги относились к нему с почтением. Более того, никто и не думал Ростислава Яновича осуждать - помалкивала даже острая на язык Фаина Раневская. Да и сам Плятт в мемуарах ни словом на этот счет не обмолвился, хотя Вере Петровне посвятил целую главу - там он восхищался ее талантом и утверждал, что не знал актрисы блистательнее.
Марецкая скончалась в августе 1978 года. Ни Завадский, ни Плятт на похоронах не сдерживали рыданий. И потом Ростислав Янович никогда не забывал актрису. Когда по телевизору показывали фильм с ее участием, зазывал в свою гримерку знакомых: «Видели вчера «Член правительства»? Правда, Вера Петровна хороша?»
В ТЕМУ
О чувстве юмора Марецкой ходили настоящие легенды: по этой части, пожалуй, она могла составить достойную конкуренцию Фаине Раневской. Неудивительно, что обе великие актрисы были добрыми подругами!
Вера Петровна загорает на южном пляже. Загорает очень своеобразно: на женском лежбище, где дамы сбросили даже легкие купальнички, знаменитая актриса лежит на топчане в платье, подставив солнцу только руки, ноги и лицо. Проходящая мимо приятельница замечает:
- Что это вы, Верочка? Здесь все голые, а вы вон как…
- Ах, дорогая, - вздыхает Марецкая, - я загораю для моих зрителей! Они любят меня; я выйду на сцену - тысяча людей ахнут от моего загорелого лица, от моих рук, ног… А кто увидит мое загорелое тело - кроме мужа, человек пять-шесть? Стоит ли стараться?
* * *
Чтобы получить добро на один из сценариев, режиссер Исаак Магитон как-то попросил Веру Петровну Марецкую написать на себя характеристику. Через минуту она вручила ему чистый лист бумаги, на котором сверху стояла надпись: «Характеристика», а внизу - подпись: «Народная артистка СССР Вера Марецкая». «Остальное напишешь сам», - сказала Вера Петровна.
«Я не стал ничего писать, - рассказывал потом Магитон. - Храню характеристику до сих пор. А когда на душе кошки скребут - перечитываю».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть