2472

«Я одной ногой в могиле, а меня учат жить». Какой была настоящая Раневская

«Золушка» (1947) г.
«Золушка» (1947) г. Кадр из фильма

Фразы ее и ее героинь народ давно растащил на цитаты. У нее почти не было главных ролей (а те, что она сыграла, в основном были в театре). Но это не мешало зрителям не просто любить — обожать Фаину Раневскую. А сама она не считала себя ни счастливой, ни успешной.

Народная артистка СССР, лауреат трёх Сталинских премий Фаина Раневская (урождённая Фанни Гиршевна Фельдман) родилась 27 августа 1896 года. О дружбе с легендарной актрисой «АиФ» рассказала известная певица, народная артистка РФ, основательница и художественный руководитель Московского театра музыки и поэзии Елена Камбурова.

Ольга Шаблинская, «АиФ.ru»: - Елена Антоновна, о Раневской многие говорили, что она была очень сложной в общении. Как же вам удалось стать близким для неё человеком?

Елена Камбурова: - Никак нельзя было сказать, что она со всеми легко общалась. То, что у меня сложились хорошие отношения с такой фантастической актрисой, — это невероятная история, настоящее удивление, восторг, радость. Радость, которую мне преподнесла судьба.

Как мы познакомились? Его Величество Случай! Фаина Георгиевна, будучи на гастролях в Ленинграде, случайно включила радио и услышала, как я исполняю «Сказки об Италии». И не просто послушала, а отправила мне письмо с добрыми словами. Когда я их прочла, ощутила такой подъем! Но мне даже не приходило в голову ей позвонить и поблагодарить. Ну как это, беспокоить легенду?! Через года полтора один человек, зная про письмо (я, конечно, всем раззвонила, что мне сама Фаина Георгиевна написала), сказал, что собирается к Раневской и я могла бы вместе с ним пойти к ней. 

 Знаю, при встрече она вам сказала: «Хорошо, что вы не фифа» и «У вас такой же недостаток, как у меня. Нет, не нос, а скромность».

— Да, такая история была. И я действительно в ту встречу была не нафуфыренная, не накрашенная ярко. Ничто не выдавало, что я актриса — просто пришла скромная девушка.

А насчет скромности Фаина Георгиевна права. В жизни лучше быть не очень скромной. Нужно, как теперь говорят, качать права. А я о себе никогда не могла попросить. И она тоже.

— Как вы с Фаиной Георгиевной проводили время?

— Первое, что она говорила, когда я приходила к ней: «Быстро-быстро в столовую». Сама она не готовила, угощала меня тем, что приготовила ее домработница (Нина её звали). Не могу сказать, что это было так уж вкусно. Помню, как она мне сказала: «Неёлова приходила утром, принесла огурцы и зелень. А я подумала: как хорошо, будет, чем угощать Камбурову».

Чай мы пили всегда со сладостями. Однажды я пришла, а к чаю не было конфет. И Нина сказала: «Боже мой, только что я привозила вам, куда вы их девали?» Раневская всё время старалась что-нибудь дать с собой гостю, и конфеты тоже ушли с кем-то из визитёров. И домработница — представьте! — её отчитывала за это! Помню, совершенно по-детски обиженное выражение лица Фаины Георгиевны: как так? Она говорила: «Я одной ногой в могиле, а меня учат, как жить».

— Все знают, что она была остра на язык. 

— Помню, она сказала очень забавную фразу, и так она меня насмешила, что я её слова Михаилу Козакову пересказала, он громко рассмеялся — ну правда смешно. Это дошло до Раневской. Когда я в очередной раз к ней пришла, она очень-очень была недовольна: «Господи, я же не могла сказать ничего подобного! Вы же знаете, я никогда не произношу таких слов».

— А что за фраза-то, Елена Антоновна? Она непечатная? 

— Я тоже не произношу этих слов. Могу только начало и конец. «Ура-ура, та-та дыра». (Ура-ура, в ж... дыра. - Ред). Эта фразу она произнесла, когда я в очередной раз начала жаловаться, что не очень хорошо идут дела, не разрешают петь то, это, требуют, чтобы я пела то, а не другое. А она говорит: «Деточка, а что же вы хотите, вы же не поете „Ура, ура, в ... дыра“».

— Рассказывала вам Раневская что-нибудь про Любовь Орлову, с которой они сыграли в фильме «Весна»?

— Она её называла Любочка Орлова, очень её любила и очень хорошо, по-доброму к ней относилась. Но сама Раневская грустила, что не сыграла в кино сколько-нибудь значимой роли.

Ольга Орлова и Фаина Раневская в фильме «Весна».
Ольга Орлова и Фаина Раневская в фильме «Весна», 1947 год.  Кадр из фильма

— Это был единственный повод для грусти? Она была жизнерадостным человеком?

— Нет, что вы! Ей в это период жизни было одиноко. Наверняка в молодости у неё были друзья, а вот в старости если человек пишет «Смертное одиночество», это обозначает, что человек испытывает именно его. Я счастлива, что была рядом с ней. Помню, у неё на журнальном столике всегда лежал Пушкин и книги, которые я ей давала почитать. Фаина Георгиевна их всегда подписывала: «Читала, Раневская. Спасибо».

Я ей приносила Джеральда Даррелла, она очень любила животных, а он, как никто другой, писал о животных с таким юмором, с такой любовью, с такой нежностью, и Раневская была счастлива. Я ей, может, даже открыла этого писателя. А Пушкин для неё – это всё. Так трогательно она читала Пушкина. Рассказывала очень смешно одну историю: как-то ей позвонила Анна Ахматова, Фаина Георгиевна сказала ей: «Мне снился Пушкин». На что Анна Андреевна закричала: «Еду, еду! Немедленно еду к тебе!». И приехала послушать сон про поэта. Они дружны были с Ахматовой, Раневская говорила: «Мы одинаково любили Пушкина».

Хорошо помню, как мы отмечали один Новый год. Я Фаине Георгиевне подарила очень хорошо иллюстрированную книгу про животных. Мы не могли насмотреться на фотографии. Особенно она любила собак, причём всех — и породистых, и беспородных. Своего любимого Мальчика она вообще где-то подобрала. И говорила, что, к сожалению, только к животным она чувствует такого рода нежность.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно