Советский и латвийский актер Ивар Калныньш за свою карьеру так и не стал ни «заслуженным», ни «народным». И нисколько по этому поводу не переживает. В своем возрасте - недавно ему исполнилось 73 года - он хорошо знает, какие ценности преходящие, а какие - истинные. Близкие люди, лучшая на свете работа, любовь публики - что еще нужно для счастья?
Без лишнего шума
Впрочем, возраст - это тоже как будто не про Калныньша, некогда главного советского киногероя-любовника, сводившего с ума миллионы женщин. Он по-прежнему в прекрасной форме, все так же сдержан и аристократичен. Интеллигентность у него не просто врожденная, но и подкрепленная воспитанием - по воспоминаниям Ивара Эдмундовича, в его семье принципиально не повышали голоса, а когда после школы он поступил на театральный факультет Латвийской консерватории, мать невозмутимо обронила одну-единственную фразу: «Сынок, актеры же так громко говорят».
Уже на младших курсах юноша вовсю играл на сцене, снимался в кино и приобрел немалую известность в Прибалтике - вопреки распространенному мнению, что дебютной его работой стала роль в картине «Театр» по роману Сомерсета Моэма. Зато она однозначно стала звездной: после выхода фильма на экраны в 1978 году Калныньш в буквальном смысле проснулся знаменитым. Еще один расхожий миф - будто роль Тома Феннела, юного любовника стареющей примы, Ивар получил «за красивые глаза». Якобы его случайно заприметила несравненная Вия Артмане, для которой ленту готовили в качестве бенефиса: она-то, мол, и выбрала приглянувшегося молодого актера себе в партнеры, тем самым лишив режиссера права голоса.
Разумеется, на самом деле Калныньш и Артмане были знакомы давно - когда-то они даже вместе играли в «Чайке» по Чехову, а для съемок в «Театре» актер честно прошел пробы и был утвержден художественным советом. Ну а байка о его «особом назначении» на роль родилась на волне интереса к блистательному дуэту, прекрасно разыгравшему на экране любовь и страсть, ревность и месть. Позже в своих мемуарах Ивар Эдмундович писал: «Сразу же после выхода фильма молва приписала нам с Вией бурный роман, но мы ничего не подтверждали и не отрицали. А зачем?»
Принц на «мерсе»
Итак, прекрасная половина зрительской аудитории спешила в кинотеатры, чтобы полюбоваться на экранного красавчика Феннела, а отечественные режиссеры завалили Ивара предложениями играть ловеласов и сердцеедов всех мастей. После «Театра» была яркая музыкальная «Сильва» - кто не помнит Калныньша в образе удалого лейтенанта Эдвина, готового бросить весь мир к ногам своей возлюбленной, певицы варьете? А в 1985-м на экраны вышла «Зимняя вишня», после которой романтичные зрительницы костерили главную героиню на все лады - из-за того, что она предпочла «некузявого» Вадима в исполнении Виталия Соломина положительному во всех отношениях Герберту. Герберта сыграл Калныньш, ставший для многих одиноких женщин символом надежды и настоящим воплощением сказочного принца на белом «Мерседесе». И если после «Театра» его осаждали юные поклонницы, то теперь к служебному входу театра подтягивались разведенные дамы, зачастую вместе с детишками.
По признанию Ивара Эдмундовича, эту свою роль он не слишком любил, а безумная популярность Герберта стала для него полной неожиданностью: «Наверное, решающую роль сыграл тот факт, что в восьмидесятые годы в СССР половина женщин, согласно статистике, были матерями-одиночками. Вероятно, они мечтали встретить такого же достойного мужчину, а в героине Елены Сафоновой видели себя. Герберт вполне мог бы осчастливить любую Золушку. К сожалению, зрители не всегда понимают, что роли - это некая фантазия, и часто путают актеров с их персонажами…»
Фея и «битлы»
В самом деле, «снять» собственную счастливую личную жизнь у Калныньша вышло далеко не с «первого дубля». Почти ни одной женщине не удалось удержать его надолго - пожалуй, исключением была лишь первая жена, вместе с которой он прожил больше двадцати лет. Они познакомились в шестидесятые, когда весь мир сходил с ума от «битлов». Молодой Ивар с друзьями не были исключением. Научившись кое-как играть на гитарах и петь на ломаном английском, они выступали на вечеринках, в «красных уголках» колхозов и заводов. Однажды их веселую рок-группу пригласили в очередной клуб. Ожидая своего выхода, Ивар выглянул на сцену из-за кулис - и не смог отвести взгляд от завораживающей картины: стройная фея дирижировала оркестром дюжих трубачей-пожарников. Когда он пришел в себя от изумления, то уже влюбился. После концерта он познакомился с девушкой-дирижером - Илга оказалась преподавательницей музыки по классу фортепиано. Через несколько месяцев они поженились.
Через год у них родилась дочка Уна, а через шесть лет - Элина. Известность Ивара росла с каждым новым фильмом, а пропорционально популярности увеличивалось число поклонниц. Некоторые ограничивались письмами с признаниями в любви, а менее робкие караулили актера у выхода из театра и названивали домой. Такой накал страстей капля за каплей переполнял чашу терпения Илги. Тем временем их дочери выросли, и оказалось, что супругов больше ничто не держит вместе. «Не было даже собачки, к которой можно приревновать», - признавался Ивар Эдмундович.
В свободном плавании
После развода Калныньш недолго ходил в холостяках: на съемках фильма «Тайна семьи де Граншан» он познакомился с рыжеволосой красавицей Аурелией Анужите. Девушка была ровесницей его старшей дочери, но это не помешало стремительному развитию отношений. Примечательно, что по сценарию партнеры должны были изображать бурную страсть и страшно злили режиссера тем, что совершенно не могли «химичить» в романтических сценах. Зато после съемок влюбленные больше не расставались.
Вскоре они поженились и обвенчались, у них родился сын Микис. Звездную пару называли самой эффектной в Латвии, однако брак продержался всего семь лет. Как бы то ни было, обо всех своих союзах актер неизменно отзывается с искренней нежностью: «Все мои дети от разных браков родились в любви, потому что я любил этих женщин, и они меня любили. Жаль, что эти чувства просто уходят через какое-то время...»
Хотя Калныньш называет себя однолюбом по натуре, во время «свободного плавания» он, по его собственному признанию, мог позволить себе «оторваться» по полной программе. Впрочем, подобное веселье обычно длилось не больше года - потом актер начинал скучать по семейной обстановке, домашнему уюту... Именно в такой переломный момент он и познакомился с Лаурой Магазниеце, юристом по образованию. Для начала сделал ей изысканный комплимент: «Вы похожи на Мону Лизу!». «А вы похожи на Ивара Калныньша», - не растерялась та.
Когда Калныньш женился на Лауре, у них уже был совместный ребенок - Луиза, а чуть позже родилась и вторая общая дочь - Вивьен. В этом браке он счастлив и поныне и уверяет, что если бы встретил свою нынешнюю жену в молодости, то она по сей день была бы единственной в его жизни: «Мудрость жены не в том, чтобы постоянно контролировать тебя, а чтобы сделать так, что, уехав по делам, ты стал бы скучать по ней через пять минут. Но мне пришлось пройти долгий путь, чтобы найти такую женщину…»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть