Они встретились в Москве: Геннадий Шпаликов и Инна Гулая. Он - поэт и сценарист, она - актриса. Оба молодые, красивые...
Только что с триумфом прошёл фильм «Я шагаю по Москве» по сценарию Шпаликова (дипломная работа во ВГИКе). А шпаликовское стихотворение, сочинённое для картины, стало культовым: «А я иду, шагаю по Москве» - радостный гимн столице, молодости, надежде, жизни.
Когда засыпают памятники
Он был фантастически популярен в 60-е - невероятно обаятельный, остроумный, весёлый, с гитарой через плечо и шампанским в авоське, везде желанный гость, душа компании, настоящая звезда. «И самый хороший, и самый умный, и талантливый, и полосатый, в полосатой рубашечке, и такой красивый и любимый всеми девушками Москвы. Да и не только Москвы - других городов тоже» - это всё хоть и в шутку о нём, но правда. А Белла Ахмадулина считала, что он «особенно сияющ и рождён для радости».
Первой его женой была талантливая «вгиковка», сценарист Наталья Рязанцева. Студенческий роман: компании, «капустники», посиделки за полночь, весёлые песни, прогулки по городу (ул. Арбат и Горького, Маяковка, Садовое и бульвары, Патриаршие и Чистые пруды)... Шпаликов любил раннее утро, «когда просыпаются дворники и меняются постовые милиционеры», «когда засыпают памятники», Пушкин и Маяковский, и пусты эскалаторы в ночном метро. И свою девушку под дождём из фильма «Я шагаю по Москве», застигнутую грозой, вымокшую и счастливую, идущую босиком по лужам с туфлями в руках, он тоже увидел на улице.
Но брак по влюблённости скоро, правда, без особых трагедий, распался. «Мы ничего не сделали, чтобы жить вместе, держась друг друга, - написал он потом в дневнике. - Так не получается, не выходит почти ни у кого… И, может быть, следует на это плюнуть, потому что жизнь опровергает все самые лучшие душевные союзы, а ещё чаще они сами распадаются…»
Распался и его второй «звёздный» брак - с Инной Гулая. Даже среди сонма московских кинокрасавиц она выделялась чем-то, помимо красоты: особым светом, нежностью, лучистостью. Некоторым она напоминала ангела. Да и на экране это чувствуется. Например, в «Тучах над Борском», где её героиня, молоденькая, чистая, попадает в секту. И в главном её фильме «Когда деревья были большими» (режиссёр Лев Кулиджанов), где она играла Наташу.
Лекарство, не умеющее лечить
У Шпаликова с ранних лет было своё «лекарство от стресса» - поначалу застолья и компании, и это состояние «навеселе» было только в радость. И ему, и окружающим. Но постепенно «лекарства» стало требоваться всё больше, а радости оно приносило всё меньше. После стремительного взлёта в кино - простои, запреты, безденежье и долги, творчество «в стол», хотя писал он до конца жизни много и очень хорошо - и сценарии, и стихи. Но сценарии больше не становились фильмами, стихи не собирались в сборники. А единственный его режиссёрский опыт - фильм «Долгая счастливая жизнь» с Инной Гулая и Кириллом Лавровым в главных ролях - никакого успеха не имел и прошёл незамеченным.
Счастливая ли?
Название фильма не стало пророческим. То, что прочили Шпаликову и Гулая - «долгая счастливая жизнь» в кино, в браке и в судьбе, - не получилось ни у него, ни у неё. Застолья-посиделки, теперь уже на пару, вдвоём, становились опасными, вели к обострению и без того непростых отношений: ведь сошлись два таланта, две яркие личности, два взрывных и порой неуправляемых характера. Рождение дочки повлекло естественные проблемы, и не только бессонные ночи и пелёнки - Инна не снималась (актрису не утвердили ни на Офелию в «Гамлете», ни на Сонечку Мармеладову в «Преступлении и наказании»). Гену не привлекли к съемкам. Начались ссоры, бесконечные выяснения отношений.
Сегодня Геннадий Шпаликов, проживший на свете, прошагавший по Москве ровно 37 «пушкинских» и «маяковских» лет, нуждается в подробном представлении, в напоминании. Инна Гулая, так и не оправившись после потрясения, лечилась в психиатрической больнице и, по предположениям, умерла, приняв смертельную дозу таблеток, в 1990 г., в 49 лет.
Говорят, на сберкнижке у Шпаликова остались два рубля. «Завещаю вам только дочку - больше нечего завещать, - писал он в стихах, - всё, что на свете осталось, я именем Даши зову».
Судьба дочери
Родилась будущая актриса в 1963 году. Детство Дарьи было счастливым, так как родители любили друг друга и души не чаяли в дочери. Интерес к актерскому мастерству проявился у Даши еще в детстве. Поэтому после окончания средней школы она поступила во ВГИК на актерский факультет. Здесь ее считали самой талантливой на курсе. Ее дебют состоялся в киноленте «Детская площадка» в 1986 году. В фильме Дарья Шпаликова играла с молодым актером Вадимом Любшиным. Большой талант привлек к Дарье внимание режиссеров. Ее стали приглашать на роли в свои киноленты Михаил Пташук, Виктор Туров, Александр Бурцев и многие другие. Но после того, как погиб отец, Даша сильно переживала по этому поводу, погрузившись в депрессию. А смерть матери в 1990 году отразилась на ее психическом здоровье. Она отправилась в Новоголутвинский монастырь, где провела некоторое время. После возвращения Даша хотела снова стать актрисой и сниматься в кино, но ее уволили из-за сокращения штата. Актриса Дарья Шпаликова так и не нашла сил хлопотать о своем восстановлении. В 1990 году вышел последний фильм с ее участием под названием «Город»…
Что было дальше? Иногда актрису приглашали сниматься, но Дарья Шпаликова всегда отказывалась. Ее с огромным трудом уговаривали выступать на вечерах в память ее покойного отца, читать его стихи. А потом актриса и вовсе исчезла. С 2005 года она лежала в психиатрических лечебницах, связано это с последствиями сильных переживаний по поводу неблагополучных жизненных обстоятельств. Плата за ее лечение поступает регулярно. Врачи рекомендуют ей найти человека, с которым она смогла бы жить в своей квартире. Они искренне опасаются оставить Дарью один на один с тяжелыми жизненными обстоятельствами, проявляя гуманность и заботу о ней. Также об актрисе заботился и Никита Михалков, он опекал Дарью. Говорят, сегодня единственная отрада для Дарьи - общение с малым количеством друзей.
Марина МУРЗИНА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть