Oб этой легендарной паре было рассказано уже тысячи раз, но, несмотря ни на что, о ней хочется слушать снова и снова. Ведь такие истории заставляют верить в настоящую любовь!
Сиять и пахнуть
Впервые Гала и Дали встретились летом 1929 года, но сам художник утверждал, что увидел свою музу гораздо раньше, когда учился в первом классе. Один из друзей подарил ему авторучку. Внутри стеклянного шарика на колпачке была изображена девушка в пушистой шубке. Позже Дали вспоминал: «В каждую клеточку моего существа, от зрачков до кончиков пальцев, впечатался в ту минуту ее образ. Мою русскую девочку, укутанную в белый мех, куда-то уносила тройка - почти чудом она спаслась от стаи свирепых волков с горящими глазами. Она глядела на меня, не отводя взора, и столько гордости было в ее лице, что сердце сжималось от восхищения... Это была Гала? Я никогда в этом не сомневался - это была она». С того самого дня художник хранил в своей памяти образ девушки и ждал их встречи, не сомневаясь, что она состоится.
В 1914 году Сальвадор начал обучение в муниципальной художественной школе. Одноклассники уже тогда считали его странным: мальчик ввязывался в драки без причины, а его эксцентричные выходки становились известными всей школе. Каким-то чудом ему удалось поступить в Художественную академию Сан-Фернандо. Для молодого человека сделали исключение, ведь вступительного испытания он не прошел. Для экзамена он сделал рисунок меньше положенного размера, а когда его попросили исправить оплошность, принес работу еще меньше.
Несмотря на свой талант, в академии эксцентричному Дали удалось продержаться всего четыре года. В 1926 году его отчислили за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. Вскоре он уехал в Париж, где познакомился с Пикассо и окунулся в богемную жизнь с головой.
В это время Гала, которая была на десять лет старше Дали, уже успела обзавестись мужем, дочерью и даже любовником. Родившаяся в 1894 году в Казани, тогда еще Елена Дьяконова всегда знала, что будет блистать, а не прозябать в провинциальной глуши. В своем дневнике она писала: «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями».
В 1912 году родители отправили девочку в Швейцарию лечиться от туберкулеза. Там она познакомилась с поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Позже она дала ему имя Поль Элюар, а себя стала называть Гала (по-французски «праздник»). Их роман завершился свадьбой, Гала переехала в Париж. К моменту ее встречи с Сальвадором Дали она уже не была болезненной застенчивой девочкой, а превратилась в настоящую парижанку, ту самую «кокотку», которая сводила с ума самых неприступных мужчин.
Смех по причине
Летом 1929 года Поль Элюар вместе с женой были приглашены в гости к молодому испанскому художнику Сальвадору Дали. Хозяин задумал встретить гостей в необычном виде. Он изорвал свою шелковую рубашку, побрил подмышки и выкрасил их синькой, натер тело смесью из рыбьего клея, козьего помета и лаванды, за ухо вставил цветок герани. Но, будучи еще не замеченным, увидел гостью - и тут же убежал переодеваться. Перед Полем и его женой Дали, вопреки задуманному, предстал почти нормальным человеком, но Гала настолько потрясла художника, что на него напал приступ истерического смеха. Это нисколько ее не отпугнуло, наоборот, лишь подогрело взаимный интерес. «Я сразу поняла, что он - гений», - писала Гала.
Так начался их бурный роман, продлившийся до самой смерти возлюбленной художника в 1982 году.
Спустя три года после этой встречи она ушла от мужа и переехала к Дали, в том же году они поженились. Но религиозная церемония состоялась только в 1958 году, после смерти Поля Элюара. Гала не могла позволить себе обвенчаться с другим из уважения к бывшему супругу.
Дали и Гала стали идеальной парой: взбалмошный, в высшей степени неорганизованный гений с целым списком фобий и рассудительная, хладнокровная муза. Их день строился по схеме, которую Гала описывала так: «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры». Это она помогла Дали стать символом эпохи и создала целую империю вокруг его имени. Одни видели в ней опору и поддержку, без которой талант Дали сгинул бы в безвестности, другие называли ее хищницей, жаждущей денег и присваивающей славу своего мужа.
Журналист «Sunday Times» писал летом 1994 года: «Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувствительный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили «Чума». Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и звезду мировой величины. Еще до бракосочетания в 1934 году Гала удалось добиться того, что их дом начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали».
Поднять на флаг
Сальвадор Дали и Гала постоянно находились под прицелом фотокамер. Они вели активную публичную жизнь, их фото часто попадали на обложки журналов. В 1934 году Гала предприняла следующий шаг по «раскрутке» Сальвадора Дали: уговорила его отправиться в Нью-Йорк. Где, как не в Соединенных Штатах, примут экстравагантного, ни на кого не похожего художника! Страна, падкая на все новое и необычное, охотно откликалась на самые невероятные идеи Дали и готова была платить за них огромные деньги. США охватила настоящая «сюрреалистическая лихорадка», в честь Дали устраивались целые балы, куда приходил весь нью-йоркский бомонд. «Во всем мире, - пиcал Дали, - и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. Он действительно существует и называется «параноидно-критическим методом». Вот уже больше тридцати лет, как я изобрел его и применяю с неизменным успехом, хотя и по сей день так и не смог понять, в чем же этот метод заключается».
Из Америки Дали и Гала вернулись еще более богатыми и знаменитыми. Гала по-прежнему много позировала своему художнику. Дали изобразил ее на картине «Мадонна Порт-Льигата», на другой картине Христофор Колумб несет флаг с ее портретом и словами: «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».
Время шло, Гала старела, и даже череда сменяющих друг друга молодых любовников не приносила ей спокойствия и радости. Последним ее увлечением стал певец Джефф Фенхольт, сыгравший главную роль в рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда». Гала приняла деятельное участие в его судьбе, помогла ему сделать карьеру и подарила роскошный дом в Лонг-Айленде.
Дали никак не комментировал интрижки жены, а Гала в свою очередь говорила: «Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь». Как бы то ни было, никто не становился свидетелем ссор между влюбленными. Так они и жили душа в душу, пока в 1982 году Гала не скончалась. Она завещала похоронить себя в замке Пуболь, который подарил жене Сальвадор. Она умерла в больнице в 80 километрах от замка. Испанский закон, принятый во время эпидемии чумы, запрещал перевозить тела умерших, но Дали пошел против закона. Он завернул тело жены в белую простыню, положил на заднее сиденье «кадиллака» и отвез в Пуболь, где все уже было готово для церемонии. На похоронах Дали не присутствовал.
Свою музу художник пережил на семь лет.
Валерия УКОЛОВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть