О Никасе Сафронове что только не судачат... Поэтому «АиФ» вышел к художнику с открытым забралом, чтобы выяснить, что в его жизни мифы, а что — правда.
«Она забеременела. Я тогда жениться не хотел».
Ольга Шаблинская, «АиФ»: В Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова говорят: Сафронов покупал в начале 90-х у студентов картины, пририсовывал головы кошек и продавал. Прокомментируете?
Никас Сафронов: Этот слух я могу прокомментировать. В своё время у меня был клиент, итальянец Джанни Луиджи, который попросил меня составить ему компанию в прогулке по вернисажу на Крымском Валу. По моему совету он купил несколько картин и увёз их в Италию, но, к сожалению, несколько позже все они сгорели при пожаре его дома. Джанни был очень расстроен и попросил меня восстановить полотна по сохранившимся слайдам. Я согласился при условии, что добавлю воссозданным работам новую образность в соответствии с собственными замыслами. Я как раз разрабатывал серию «люди-животные» и использовал образ женщины-кошки и женщины-птицы. В такой переработке нет ничего предосудительного или из ряда вон выходящего — многие известные художники цитировали других мастеров или трансформировали их работы на свой лад. А, например, Дюшан пошёл ещё дальше — на репродукцию Джоконды поместил усики а-ля Дали, процитировав сразу два источника, и сегодня его эксперимент оценивается в десятки миллионов долларов. А что касается студенческой легенды, то так она и появилась, студенты Академии её почему-то очень любят и передают, можно сказать, из поколения в поколение. Вот, кстати, хороший пример. (Показывает портрет «принца» Евгения Плющенко, стилизованный под Средневековье.) Я взял за основу манеру Гольбейна, оригиналы которого изучал в музеях Голландии, и использовал для собственного замысла.
— Рассказывая о себе, вы часто приводите как аргумент: Леонардо да Винчи так делал. Вы сравниваете себя с Леонардо?
— Нет, я сравниваю себя только с Богом! (Пауза. Внимательно меня изучает.) Мне очень сложно вести с вами диалог. Вы всё понимаете буквально. Мой друг, никто никого не сравнивает! Я просто называю те имена, которые вы знаете наверняка.
Отравился палёнкой
— О чём вы в жизни жалеете?
— Я сделал миллион ошибок! Не уделял внимания родителям настолько, насколько готов уделять его сейчас, но они ушли, и это осознание лежит на мне тяжким грузом. Не поддержал вовремя брата, которого поддерживал всегда. Просто однажды не выдержал, сказал: «Приедешь в Москву, закодируешься от алкоголизма, и тогда я дам тебе сумму, которую ты просишь». А через месяц его не стало — отравился мой брат музыкант Саша палёной водкой... Поэтому, когда второй брат — Лёша — тоже, кстати, музыкант, уходит во все тяжкие, я уже боюсь...
— Вы сейчас не женаты. Неужели художнику не нужен тыл?
— Художник всегда одинок — он женат на искусстве. У него может быть спутница, может быть даже любимая жена, но принадлежать он может только своей работе. У меня была жена-француженка, благодаря которой в 1984 г. я получил возможность выезжать за границу. Она была дочкой миллиардера, к тому же топ-модель. И любила меня до беспамятства, и отец её обещал вложить в меня большие деньги и сделать лучшим в мире художником. Но я всё равно подал на развод, как только понял, что она не мой человек.
— Сколько вы прожили?
— Двадцать дней.
— Дней?!
— Да. Я понял, что не хочу с ней спать. До свадьбы я этого знать не мог, она вышла замуж невинной. А после свадьбы обнаружилась несовместимость, и для меня это было просто катастрофой. Я не хотел ей изменять. Я женился и хотел жить в любви и верности, и раз это оказалось «не моё», решил, что жизнь дороже, чем золотая клетка.
— А сколько раз вообще вы были женаты?
— Два раза. Второй брак — с итальянкой — продлился 13 лет. Во всяком случае, формально.
— Интересно, почему Сафронов женился только на иностранках?
— Это экзотика — я же романтик. Мы познакомились в Лондоне, в музее. Я увидел девушку, как будто сошедшую с картины. Позже выяснилось, что она итальянка, филолог и изучает русский язык. Она приехала ко мне в Москву, вскоре забеременела. Я тогда не хотел жениться и поэтому предложил: «Чтобы ты чувствовала, что я с тобой, давай обвенчаемся». Но она хотела получить формальный статус, стала ныть, и мы расписались. Надо сказать, мы жили душа в душу до того момента, пока она не уехала рожать в Венецию. Там она стала вести себя просто ужасно: капризничала, кричала и на меня, и на родителей. В общем, наши отношения разладились.
«Дал бы по голове!»
— Актриса Татьяна Васильева сказала о своих отношениях с вами: «Нам было интересно вместе, но мы расстались». Она ночью хотела спать, а вы бежали на тусовки рисовать сильных мира сего.
— Таня — милейшая, обаятельная, вся в комплексах, сомнениях, в переживаниях за своих детей. Творческая, яркая личность. Если бы она не была такой, мне не было бы с ней интересно. Я хотел с ней познакомиться и познакомился. Мы встречались, Таня мне нравилась, но мы разные люди. Я жил искусством, Таня жила театром — у нас не было семьи. Два-три раза мы выезжали за границу, но жили в разных номерах, потому что она часто ездила с дочерью или с сыном. А то, что Таня говорит... Может быть, за свою жизнь она встречалась с тысячами мужчин, но упоминает меня, потому что я, как и она, человек известный. Вообще, когда я стал популярным, у меня появилась куча непонятно откуда возникших детей.
— Моя коллега, прочитав одно ваше интервью, долго возмущалась: «Зачем Сафронов рассказывает, что после того, как лишился девственности, его вырвало?!»
— Кого вырвало? Меня? Нет, это глупости. Когда я лишился, так сказать, невинности, то испытал огромное разочарование. Тогда только прошёл дзеффиреллиевский фильм «Ромео и Джульетта» и я мечтал о своей Джульетте, своём идеале. Внутри меня «сидел» сюжет: балкон, я читаю стихи, я влюблён, вхожу к ней в спальню, и нас захлёстывают чувства... А произошло всё банально. Летом, поздним вечером, прямо на земле я был с девушкой, которая училась с моим другом в музыкальном училище... Она не была тем идеалом... Поэтому я до того разозлился, что прямо взял бы и по голове ей дал. Так что мои слова как всегда переврали. Все слышат то, что хотят услышать, людям нужен стресс, сенсация. Как-то в Геленджике я дал одной даме автограф. А через два года меня приглашают на телевидение, и я слышу: «Сафронов меня изнасиловал». Мол, я с месячными её любил и платье на ней разорвал. Я чувствую себя дураком, не понимаю, что ответить. Говорю: «Я не знаю, кто это». Где порванное платье, спрашиваю? Нет платья. Где свидетели? Нет свидетелей. И она ещё призывает ей поверить. То есть мне верить нельзя, а ей — можно! Позже я провёл расследование и выяснил, что она проститутка, практикует садомазохизм как госпожа, вовсю рекламирует себя через собственный сайт. Она себя таким образом пропиарила, приобрела клиентов, они уже спят со звездой «направления»! А мне пришлось оправдываться!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть