4116

Светлана Дружинина: первые части «Гардемаринов» были сняты на костылях

О годах думать некогда

Светлана Сергеевна, глядя на вас на съёмочной площадке, думаешь, что годы не властны над вами...

А я не считаю свои годы! Если стану размышлять о том, что у меня болит, то не сделаю ничего, а у меня много работы. Загружайте себя делами! Энергия аккумулирует энергию. Лениться нельзя.

— Это правда, что вы можете до сих пор сесть в позу лотоса и на шпагат?

— У меня есть гимнастика, которую я стараюсь делать каждое утро. В последние годы некоторые упражнения, к сожалению, пришлось «сократить»: у меня переломано колено — была тяжёлая травма на съёмках «Гардемаринов». Муж (известный оператор Анатолий Мукасей.Ред.) печалился, выхаживал меня, пока я лежала в большом гипсе, а теперь шутит: «Какое счастье! Если бы колено не было сломано, не знаю, куда бы ты ещё побежала! Сейчас хоть что-то приостанавливает тебя». Это всё, конечно, шутки, чтобы поддержать друг друга. А тогда было не до смеха... Первые четыре части «Гардемаринов» были сняты на костылях...

Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей. Фото: www.russianlook.com

Дела семейные

— А кто у вас в семье верховодит? Ваш супруг производит впечатление мягкого человека...

— Мягко стелет — да жёстко спать. Да, Мукасей умеет погасить мой эмоциональный взрыв. Но это совсем не значит, что он тряпка. Толя - очень упорный человек. Умеет настаивать на своём и в семье, и на съёмочной площадке. Все, кто работал с нами, знают, что мягкий, обаятельный Мукасей вовсе не такой пушистый. Как говорится, из рук пищу не берёт. (Смеётся.)

Кризисы семейной жизни? Пока нас Бог миловал, за больше чем 50 лет совместной жизни у нас получается уживаться.

Светлана Дружинина на трибуне о время матча 1/8 финала женской Европейской Лиги Чемпионов 2012/13 Фото: РИА Новости/ Роман Кручинин

 

— А мама вы строгая?

— Я обожаю своего сына, и Миша очень любит меня, я это знаю. Но у нас бывают очень крутые споры. Но мы никогда не оскорбляем друг друга, не переходим на личности, никто никого не обзывает, не упрекает.

Если мы порой «перехлёстываем» через край, мне ничего не стоит позвонить и сказать:«Миш, по-моему, я рванула». — «Да, мать! Ну ничего. Я тоже был непрост». Я сына очень жалею: ему сказать мне извини безумно трудно, он не любит просить прощения. Но по его поведению я всегда знаю, что он хочет помириться...

— А с внуками — при вашей-то занятости — часто удаётся общаться?

— У меня три внука — Даниил, Максим и Елизавета. Все очень хорошие ребята, талантливые, красивые, умные. И все — от разных матерей. Одной невестки, царство ей небесное, уже нет... Мой самый старший внук Даниил мне как родной сын. Мы с Анатолием Михайловичем стали его опекунами. (Это пришлось сделать по трагической причине — старший сын Дружининой и Мукасея погиб в 1978 г. — Ред.). Мы с Данилкой работаем вместе. Он режиссёр по компьютерному монтажу. Причём очень хорошо монтирует, лучше, чем все мы, знает эту технику... И Максима я очень люблю, и Лизку. Но, к сожалению, мы с ними не так тесно общаемся. Так сложилась судьба.

Режиссер Светлана Дружинина и оператор Анатолий Мукасей на съемочной площадке киноэпопеи «Тайны дворцовых переворотов» в «Усадьбе Кусково». 2010 год Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

Умейте говорить спасибо

— Вы выбрали сложнейшую для женщины профессию — режиссёра...

— Я очень жертвенно отношусь к своей работе. «Коллективное творчество» — это неправда. Да, оно коллективное. Но коллектив собираю я, ответственна за него я. Я обязана властвовать и владеть всем этим делом. Но владеть мудро, разумно. Не ради собственных амбиций, а чтобы сделать общее достойное дело. И мой муж, и я всегда работаем на результат. Иногда на съёмках фильмов, как сейчас говорят, «пилят» бюджет. Нам «пилить» нечего. Мы большие дорогие картины делаем за очень маленькие деньги.

— Вы неоднократно говорили, что преклоняетесь перед Екатериной II. Императрица работала только с мужчинами. А вам легче работается с мужчинами или с женщинами?

— Люблю работать именно с мужчинами. Мне в этом плане повезло: моя режиссёрская карьера складывалась рядом с талантливыми, уже известными к тому времени писателями, драматургами, сценаристами. Свой дебют «Зинка» я писала с Борисом Можаевым. С Володиным над «Дульсинеей Тобосской» мы вот здесь, за этим столом работали... (Разговор происходит дома у Дружининой. — Ред.). Юрию Марковичу Нагибину я обязана тем, что он меня «подсадил на время». Мне стало безумно интересно работать именно с историческими сюжетами.

Рабочий момент на съемках фильма о гардемаринах режиссера Светланы Дружининой, 1987 год Фото: РИА Новости/ Ю. Венцковский

 

— А кто вас на «Гардемаринов» вдохновил?

— Это «привет» от Каверина. Когда мы работали над «Исполнением желаний», у нас были серьёзные споры и даже ссоры. Но мы всегда мирились и очень продуктивно работали...

Кстати, я никогда не влезаю в соавторы сценария. Да, я обязательно рассказываю о своей позиции, пытаюсь её доказать. Но никогда не спорю, если вдруг предложение противоположной стороны будет лучше, чем моё. Может быть, вначале не приму его. Как говорю, я талантлива завтра. На следующий день могу и извинения попросить, и сделать это совершенно искренне.

Когда говорю о том, что люблю работать с мужчинами, я имею в виду только определённые этапы. А так у меня вся съёмочная команда — женщины. Иначе как снимать зимой на натуре в чистом поле, да ещё когда вокруг темно, холодно? Как прожить, что съесть, как на следующий день всё организовать... Мужики таких тяжёлых условий не выдерживают. Только наши милые женщины.

Как-то я была на передаче о Вячеславе Тихонове. Мы вместе с ним снимались в картине «Дело было в Пенькове». На съёмках программы мне задали вопрос: «А был ли Тихонов интеллигентным человеком?» Когда спрашивают о таких понятиях, как «интеллигентный человек», «духовность», я отвечаю: «Это невозможно оформить на словесном уровне. Нельзя потрогать руками». Все люди, о которых я вам рассказывала, были невероятно интеллигентные, потому что были жертвенны. Творили для Отечества с вдохновением и любовью. Они — наша духовная платформа.

Как оставаться интеллигентным человеком? Надо помнить добро, своих родителей, учителей. Помнить тех, кто тебе помог стать чуть-чуть выше, поддержал в трудную минуту, успокоил. Мне кажется, умение говорить искреннее спасибо и помнить своё начало начал тоже входит в систему интеллигентности.

Светлана Дружинина и Вячеслав Тихонов в фильме «Дело было в Пенькове», 1958 год

 

Ольга Шаблинская

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно