8103

Главная роль: жена. Меньшикова снялась у мужа лишь раз. И не жалела

"Аргументы и факты" в Беларуси № 36. За себя или за всех? 08/09/2020

У замечательной актрисы Нины Меньшиковой ролей было немало, а поклонников и сейчас без счета. Притом что некоторые даже не знали, как зовут их любимицу, и на улицах окликали просто: «Мама Вера!» - именно так звала ее героиню, свою соседку по комнате, Тося в «Девчатах». Нина Евгеньевна против такого обращения ничуть не возражала.

Мама Вера

А вот в легендарном фильме «Доживем до понедельника» Нина Меньшикова появилась в совсем иной роли - строгой и непримиримой учительницы Светланы Михайловны, душившей всякую творческую, свободную мысль в школе. К счастью, как раз с этой ролью Меньшикову обычно никто и не думал ассоциировать в жизни. Еще через пару лет актриса сыграла другого педагогического «сухаря» - старшую пионервожатую Ксению Львовну из «Ста дней после детства», способную замучить кого угодно бесконечными собраниями, соцсоревнованиями и построениями вокруг флагштока. В образ Меньшикова вжилась превосходно, - талант есть талант! - но все-таки сумела остаться в народной памяти не занудной «Ксенией Львовной», а доброй и понимающей «мамой Верой».

Да и прочие свои роли - обычно это были персонажи второго плана или вовсе эпизодические - Нина Евгеньевна умудрялась наполнить удивительной человечностью. Даже вредные «училки» в ее исполнении не превращались в законченных «злодеек» - за их неуживчивостью, казалось, скрывается какая-то личная драма, отчего им невольно хотелось посочувствовать. Привнести в фильм новую, пусть и неявную, но угадывающуюся историю, не произнеся ни одной лишней реплики, - у Меньшиковой был к этому особый талант.

В юности считалась «гадким утенком», а стала любимицей огромной страны.
В юности считалась «гадким утенком», а стала любимицей огромной страны. Фото: Фото из открытых источников

Путевка в жизнь

К слову о таланте - разглядели его в актрисе далеко не сразу. Поначалу, когда Нина в 1947 году поступила на актерский факультет ВГИКа, казалось, что ее шансы добиться успеха на артистическом поприще стремятся к нулю. Руководитель курса Борис Бабочкин (знаменитый Чапаев из одноименного фильма) не видел в своей ученице ни харизмы, ни броской красоты, ни даже обычной миловидности - он оценил ее будущее как абсолютно бесперспективное и вынес вердикт: «Не подает никаких надежд».

Возможно, зрители и вовсе остались бы без будущей народной артистки, если бы она по собственной инициативе не перешла на курс ниже, к Сергею Герасимову, который сразу сумел распознать в «несимпатичной» студентке и большой талант, и те самые надежды. У Бабочкина Нина была троечницей, а у Герасимова стала получать повышенную стипендию. Более того, наставник написал своей выпускнице весьма лестную характеристику, назвав ее «одаренной молодой актрисой, способной к решению самостоятельных актерских задач», и тем самым помог начать успешную карьеру.

Помимо «путевки в жизнь» от Герасимова, в институте Меньшикова получила еще один подарок судьбы: встретила настоящую любовь в лице режиссера Станислава Ростоцкого. Влюбиться в него с первого взгляда было нетрудно: высок, обаятелен, хорош собой, балагур-весельчак, да еще и герой-фронтовик! Немногие, правда, знали, что на войне Станислав Иосифович потерял ногу и был вынужден ходить на протезе, страдая от сильной боли. Сам режиссер страшно стеснялся своего увечья и старался о нем помалкивать, полагая, что ни одна девушка не пожелает связать свою жизнь с калекой.

Роль в «Доживем до понедельника» попросила для себя сама. И не прогадала.
Роль в «Доживем до понедельника» попросила для себя сама. И не прогадала. Фото: Фото из открытых источников

В деревню, в глушь

Между тем от девушек не было отбоя - ни о чем не подозревавшие поклонницы ходили за Ростоцким по пятам, в том числе Нинина подруга, красавица Алла Ларионова. Сама же Меньшикова была уверена, что шансов у такой «серой мышки», какой она себя считала, нет никаких: «Я была так влюблена, что даже заставляла себя не думать о нем, потому что понимала: если не перестану о нем думать, то просто сойду с ума...»

Впрочем, в конечном счете, все сложилось как нельзя лучше. Однажды поздним зимним вечером Ростоцкий возвращался из института на троллейбусе. Там же в углу тихо мерзла Нина. Они разговорились. Режиссер даже надумал было проводить ее до дома, но Меньшикова ехала в совсем уж далекий медвежий угол, и он отказался от своей затеи.

Но практичность Ростоцкого сослужила ему добрую службу. Вместе с соавтором Владимиром Красильщиковым они намеревались написать сценарий фильма о тружениках села, а значит, обоим предстояло надолго засесть в деревенской глуши, вдали от цивилизации. «Только нам надо взять кого-нибудь с собой, кто бы для нас убирал и готовил. Если будем заниматься еще и хозяйством, сценарий в срок точно не сдадим», - уточнил Ростоцкий и кинул клич среди знакомых: вдруг кто-нибудь согласится на такое предложение? Первой - и, собственно, единственной - вызвалась Нина Меньшикова.

Сын Андрей пошел по стопам родителей - стал известным актером и режиссером.
Сын Андрей пошел по стопам родителей - стал известным актером и режиссером. Фото: Фото из открытых источников

Харчи свои

Сначала Ростоцкий удивился: неужели молодой актрисе и впрямь охота взваливать на себя такое бремя? Потом не на шутку смутился: по его мнению, порядочная девушка ни за что не согласилась бы отправиться к черту на кулички в компании двоих малознакомых мужчин. Наконец заподозрил, что она просто-напросто хочет получить роль в его новом фильме…

Свое мнение он переменил быстро - едва только увидел, как Нина тащит два тяжеленных баула с провиантом к старенькому «Москвичу», где ее поджидали будущие классики, готовые отправиться в путь. Даже спустя много лет Станислав Иосифович помнил ее одежду в тот день - синяя курточка и лучшее ситцевое платье, синее с белыми полосками.

Оказалось, что Меньшикова искренне хотела помочь - она старалась из всех сил, не чуралась никакой работы, а больше всего ее беспокоило отсутствие навыков кашеварства: «Хозяйка из меня была неважная». Ничего удивительного, что их роман начался в первый же день. Впоследствии Меньшикова вспоминала: «Там была любовь. С моей стороны - безумная любовь».

Именно Нине Ростоцкий признался, что у него нет половины ноги и что ему приходится каждый раз делать обезболивающие уколы, чтобы носить протез. Наконец спросил, готова ли она жить с инвалидом. «Всю жизнь», - не раздумывая, ответила девушка.

«Умница и чудо!»

В 1956-м состоялась премьера того самого судьбоносного фильма «Земля и люди» - его посмотрели более 24 миллионов человек. В том же году Меньшикова и Ростоцкий поженились, а вскоре у них родился сын, названный Андреем в честь оператора Андрея Москвина. Кстати, врачи запрещали Нине Евгеньевне рожать - в детстве она переболела туберкулезом. Но Меньшикова решила рискнуть - и подарила советскому кинематографу будущего талантливого актера, каскадера и режиссера Андрея Ростоцкого («Эскадрон гусар летучих», «Перехват», «Бармен из «Золотого якоря»).

Что же до Ростоцкого-старшего, он впоследствии стал прижизненным классиком отечественного кино, лауреатом всех мыслимых призов и премий. Дважды его работы номинировались на «Оскар» («…А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо»), трижды признавались лучшими фильмами года. А вот жену он снял лишь в одной своей картине - «Доживем до понедельника».

Впрочем, Нина Евгеньевна и не настаивала, считая, что главное ее призвание - быть женой и матерью. До самой смерти мужа в 2001 году она не переставала заботиться о нем, и до самого конца Станислав Иосифович признавался: «Сколько ненужного, глупого, ненастоящего принес бы я в жизнь, если бы не Нина. Умница она у меня и чудо!»

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно