439

Если друг… Как создавалась музыка к знаменитому фильму «Вертикаль»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 18. Сбывшиеся предсказания провидцев 03/05/2022
Кадр из фильма

Владимир Высоцкий был самым что ни на есть народным артистом, хотя при жизни так и не удостоился этого официального звания. Он был одинаково любим и простыми рабочими, и интеллигенцией, и «диссидентами», и даже представителями высших эшелонов власти.

Его произведения были не столько про «здесь и сейчас», но в прямом смысле слова «на века». Поэтому все наследие артиста осталось актуальным спустя много лет после его ухода и будет актуальным еще очень долго.

В общей сложности Высоцкий снялся в тридцати фильмах. Им было написано около 130 песен для кинолент, хотя многие из них в картины не вошли. А впервые титры «Автор и исполнитель песен Владимир Высоцкий» появились в картине «Вертикаль», премьера которой состоялась в 1967 г. Это была дипломная работа Станислава Говорухина и Бориса Дурова. Именно после выхода на экраны этого фильма начались всесоюзная известность и широкая популярность талантливого актера, музыканта, исполнителя и его песен.

Люди ходили на «Вертикаль» по несколько раз с блокнотами и ручками, чтобы записать слова, и аплодировали при каждом появлении на экране Высоцкого. Через год после премьеры на Всесоюзной студии грамзаписи вышла гибкая пластинка с песнями из «Вертикали». Тираж разошёлся мгновенно, и организации торговли без ведома «Мелодии» делали дополнительные заказы заводам, печатавшим пластинки.

Стечение обстоятельств

Второй режиссер фильма Степан Пучинян вспоминал, что изначально на главную роль радиста Володи планировали пригласить Юрия Визбора, который и сам занимался горным туризмом, и к тому времени написал такие известные «горные» песни, как «На плато Расвумчорр не приходит весна» и «Домбайский вальс» («Лыжи у печки стоят…»). Визбор прошел «пробы», но постоянно переносил сроки приезда и в итоге отказался от съемок, о чём, как утверждали причастные, потом сожалел. Тогда решили позвать Высоцкого. По некоторым сведениям, сценарий показался ему малоинтересным, но зато подкупила возможность выступить автором и исполнителем песен. На своих концертах и встречах со слушателями Владимир Высоцкий часто рассказывал о съёмках в этом фильме:

В дополнение к этой истории Станислав Говорухин в одном из интервью рассказал, что идея пригласить Высоцкого сняться в фильме появилась после того, как ему с Дуровым как дипломникам ВГИКа пришлось принять к постановке «горевшую» на Одесской киностудии картину. Постановщики решили сделать не просто фильм об альпинистах, а романтическую поэму о горах. Для поэмы требовались песни.

Зачем штурмуют вершины?

Сам Владимир Семёнович вспоминал о написании песен для фильма «Вертикаль» следующее: «Когда спрашиваешь альпинистов, зачем они штурмуют вершины, ни один не может объяснить. Заслуженный мастер спорта по альпинизму Елисеев на мой вопрос, зачем он когда-то впервые полез в горы и почему делает это до сих пор, ответил: «Сперва чтобы проверить, что я есть за человек. А сейчас просто любопытно, что за люди кругом?» Знаете, в горах нельзя надеяться на скорую помощь и на милицию, там может помочь только твой друг, его рука, ты сам и случай. Когда мы делали фильм, пытались ответить на вопрос: «А зачем собственно люди ходят в горы? Что их там привлекает?» И, пока киногруппа пытались ответить на этот вопрос, я написал несколько песен альпинистских для себя и своих друзей. Альпинисты, услышав песни, попросили вставить их в картину. Через большое сопротивление (имеется в виду киностудия) их вставили».

Тогда Высоцкий действительно был в опале, и кто-то из Госкино угрожал неприятностями, если в картине прозвучат песни неугодного барда. Но в итоге все композиции остались.

Рождение песен

Первой родилась «Песня о друге». Консультант фильма, альпинист Леонид Елисеев, рассказал Высоцкому, как он с товарищами в 1955 г. поднимался по северному склону Главного Кавказского хребта. По вине одного из альпинистов с ним сорвались ещё четверо, получив различные травмы, а один остался посередине ледового склона без страховки. Елисеев из последних сил поднялся на 70 м и вызвал по рации спасателей. Высоцкий после этого провёл ночь без сна, в результате чего родились строки: «Если друг оказался вдруг…».

Следующей песней была «Вершина». Потом родилась «Скалолазка»… Одно время считалось, что «Скалолазку» Высоцкий посвятил Ларисе Лужиной, только по той причине, что большую часть фильма в кадре они находятся вместе. Но Лужина играет в фильме не альпинистку, а врача, и ни у самого Высоцкого, ни у его персонажа радиста нет повода назвать её скалолазкой. Более подходящие кандидатуры – это исполнительница главной роли Маргарита Кошелева, а также инструкторы по альпинизму Мария Готовцева и Светлана Лепко. Но Владимир Семенович так и не раскрыл тайну, кому посвятил песню. На концертах он иногда предварял ее исполнение словами: «Скалолазка – это такая женщина, которая лазит по скалам»…

КСТАТИ

Автор сценария Сергей Тарасов первый раз услышал песни Высоцкого на съемках картины. Он сказал тогда Говорухину: «Не знаю, что из этого выйдет, подожду результата, но мне кажется, если экранное повествование будет разбито этими балладами Высоцкого, то и смысл появится, и ясность».

В ТЕМУ

Изначально Николай Рашеев и Эрнест Мартиросян под влиянием нашумевшего фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков» написали такой режиссёрский сценарий, что получился сюрреализм: альпинисты ползут по Красной площади, вбивая ледорубы в брусчатку… Директор Одесской студии Геннадий Збандут отстранил их и пригласил Говорухина, у которого, кстати, был спортивный разряд по альпинизму, и Дурова.

Песня о друге

Муз. и сл. В. Высоцкого

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, —
Парня в горы тяни — рискни!
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой —
Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах не ах,
Если сразу раскис — и вниз,
Шаг ступил на ледник — и сник,
Оступился — и в крик, —
Значит рядом с тобой — чужой,
Ты его не брани — гони.
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл;
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал;
Если шел он с тобой, как в бой,
На вершине стоял хмельной, —
Значит, как на себя самого,
Положись на него!

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно