Композитор Гия Канчели написал музыку к нескольким популярным фильмам своего знаменитого соотечественника, режиссера Георгия Данелии. Его проникновенные мелодии звучат в картинах «Не горюй», «Мимино», «Слезы капали», «Кин-дза-дза!» и других лентах классика советского кинематографа.
Судя по воспоминаниям Георгия Данелии, совместная работа не всегда шла гладко, но особенно тяжело было во время создания музыки к фантастической антиутопии «Кин-дза-дза!».
В автобиографической книге «Безбилетный пассажир» Георгий Николаевич рассказал, как он заставлял композитора максимально упростить песню, которую исполняют герои киноленты: «В «Кин-дза-дза!» есть номер — музыка инопланетян. Культура на планете, куда попали наши герои, находится в полном упадке, даже речь свелась к двум словам: «ку» и «кю». И музыка, которую исполняют инопланетяне Уэф и Би (Леонов и Яковлев), должна быть очень примитивной и очень противной — примерно как бритвой по стеклу скребут. Канчели написал мелодию. Я сказал, что годится, но надо упростить».
Предложенный композитором вариант казался режиссеру слишком нейтральным, он даже нашел ржавый замок где-то в подвале, притащил его на запись музыки и заставлял скрипача оркестра издавать на инструменте звуки, похожие на открывание этого замка. А Гия Канчели для достижения нужного ему эффекта решил использовать те самые бритву и стекло, чтобы скрипом извлечь звуки, отдаленно напоминающие музыку. Собственно, так родилась мелодия песни «Мама, мама, что я буду делать».
Помогла «Одесситка»
Если вы помните, в начале и в конце фильма, когда прораб Владимир Машков (Станислав Любшин) у себя дома разговаривает с женой, фоном звучит песня «Одесситка». Точнее, в этот момент по телевизору демонстрируется фильм «Котовский» (1942 г.) – в показанном отрывке действие происходит в ресторане Одессы в период иностранной оккупации города во время Гражданской войны. На сцене выступает актриса, которая танцует канкан и исполняет веселые эстрадные куплеты. Музыка к канкану для фильма «Котовский» была написана композитором Оскаром Строком. Автор текста куплетов «Одесситка» - Лев Зингерталь.
В качестве припева к канкану использована песенка «Мама, что мы будем делать», появившаяся в 1919 году в киевском театре-кабаре «Кривой Джимми», где её исполнял «салонный хор», в котором солировал Федор Курихин. Особую популярность песня получила благодаря созданному Леонидом Утёсовым «комическому хору», где её пели артисты, изображавшие нищих. В фильме «Кин-дза-дза!» эту песню, изменив в ней вторую строчку на «Мама, мама, как мы будем жить», неоднократно исполняют попавшие на Плюк земляне, но в этом случае её текст поётся на мелодию «Колыбельной» французского композитора Исидора Филиппа.
Общая идея
Мучительно создавалась не только музыка к фильму, но и сама картина. Изначально идея была слишком общая. Первоначальный сюжет этой истории Данелия разработал вместе с Резо Габриадзе — грузинским режиссером, драматургом и сценаристом. По воспоминаниям Георгия Николаевича, первый вариант в Госкино едва не отвергли, но спасла его репутация, наработанная долгими годами в профессии. После этого соавторы все равно даже в ходе съемок продолжали доделывать сценарий, постоянно что-то улучшали. В итоге пачка различных версий потянула на 5 килограммов.
После премьеры к Георгию Данелии обратился американский режиссёр с предложением сделать спецэффекты для его фильма — очень уж его впечатлил летающий пепелац. Представителю Голливуда было невдомек, что голь на выдумку хитра: пепелац для картины «Кин-дза-дза!» соорудили из найденного на свалке хвоста самолета. Костюмы шили буквально из подручного материала, иные планеты «собирали» по театральным закоулкам...
К сожалению, не все зрители поняли, о чем фильм. Это были последние годы существования СССР: часто в кино искали ответы на появляющиеся в тот период вопросы. А картина «Кин-дза-дза!» буквально наполнена скрытыми смыслами («Я расскажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ») и странным сленгом, который хорошо подходил для обхода цензурных ограничений («Уэф, ты когда-нибудь видел, чтобы такой маленький пацак был таким меркантильным кю?»). Но такие тонкие вещи нужно уметь или хотя бы хотеть считывать.
Интересно, что лента стала набирать популярность с годами, и уже в 90-х у комедии было больше поклонников, чем на момент премьеры.
В Западной Европе, где Гия Канчели жил долгое время, его знали как создателя симфонической камерной музыки. Зарубежным поклонникам его творчества было мало известно о работах композитора для кино и спектаклей.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть