- Случайно узнала, что прекрасная музыка из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» официально признана мировым шедевром. А как создавалось это произведение? В. Семиколенова, Гомель
Знаменитый вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» (1978 г.), который был признан ЮНЕСКО одним из четырех музыкальных шедевров XX века, создал композитор Евгений Дога. Эта прекрасная мелодия очаровывала зрителей и слушателей по всему миру, исполняясь на лучших концертных площадках планеты. Произведение также звучало на церемониях открытия и закрытия двух Олимпиад – в 1980 г. в Москве и в 2014 г. в Сочи.
Несмотря на то что красивую инструментальную музыку Евгения Доги можно слышать во многих советских кинофильмах («Анна Павлова», «Восьмое чудо света», «Мария, Мирабела», «Зелёная волна», «Портрет жены художника», «Одиноким предоставляется общежитие» и др.), самым главным «хитом», «визитной карточкой» и «нетленкой» композитора стал именно знаменитый вальс.
Как все начиналось
Пожалуй, все началось с того момента, когда в конце 1950-х годов Евгений Дога познакомился с режиссёром Эмилем Лотяну, без которого этот вальс вряд ли бы появился на свет. Первой совместной работой двух творцов стал фильм «Лаутары» (1972 г.), где композитор впервые работал с молдавским фольклором. Однако настоящий всесоюзный успех снискал второй фильм Лотяну и Доги — «Табор уходит в небо» (1976 г.). Прозвучавшую там музыку многие до сих пор считают народной. Композитор признавался, что снимавшиеся в ленте цыгане не хотели, чтобы их народное творчество кто-либо интерпретировал в музыкальном плане, но Евгений Дога на это сказал: «Мы (с Эмилем Лотяну) сделаем из этого классику!»
Похожие сложности возникли, когда Эмиль Лотяну взялся за следующий фильм — «Мой ласковый и нежный зверь», снятый по мотивам повести А. Чехова «Драма на охоте». Комиссия по наду-
манным причинам не хотела, чтобы музыку писал Дога. Тем не менее композитора утвердили, и работа над музыкой началась — причём задолго до съёмок.
Лотяну и Дога сразу же оговаривали, что должно звучать в каждом эпизоде: режиссер был одним из немногих, кто снимал под фонограмму. В основном его коллеги по творческому цеху вставляют мелодии в готовый видеоряд…
Рождение вальса
Первое обсуждение музыки к «Зверю» состоялось ещё в начале 1976 г. Поначалу думали использовать для сцены свадьбы Оленьки Скворцовой какой-нибудь аутентичный вальс XIX века. Но в фонотеке ничего подходящего не нашлось, и тогда композитор заявил, что сочинит вальс сам.
Впоследствии об этом своём обещании Дога чуть было не пожалел… Дело в том, что с момента того разговора прошло много времени, и Евгений Дмитриевич начал работать над каким-то другим саундтреком. Поэтому, когда Лотяну в разгар съемок потребовал обещанный вальс, оказалось, что музыка не готова. А ведь до съёмок сцены свадьбы оставалось несколько дней.
Режиссер рвал и метал, поэтому Дога срочно начал перебирать свои черновые наброски (благо их у него хватало). Первые два наброска Лотяну не понравились. Перспективным показался лишь третий — с несколькими нотами, начертанными зелёными чернилами. Режиссёр заставил композитора прямо при нём развить эту тему и, уходя, пожелал, чтобы завтра вальс был не только дописан, но и записан.
Так как Дога сочинял эту музыку на скорую руку, она показалась ему слишком простой — всего лишь две повторяющиеся мелодии! И композитор очень беспокоился, как воспримут его вальс музыканты оркестра. Но после записи автору устроили овации. Такую же реакцию вальс вызвал и у присутствующих на съёмочной площадке.
Это и вправду был очень необычный вальс: с одной стороны — безумно красивый, а с другой — наполненный щемящим чувством тревоги. Он идеально вписался в трагическую историю дочери лесника, которая разрывается между настоящей любовью и стремлением добиться положения в обществе…
КСТАТИ
Американский журнал History Rundown составил рейтинг лучших музыкальных классических композиций, в который вошли 200 когда-либо написанных шедевров классической музыки, начиная с Симфонии №5 Бетховена (1-е место) и заканчивая вальсом Опера 64 Шопена (200-е). В этом списке оказались и творения Евгения Доги: вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» расположился на 94-м месте. А на 83-м – вальс «Граммофон», написанный в 1992 г. для криминального фильма «Без улик» («Беларусьфильм»), который был не особо популярен в прокате.
Эксперты назвали самые популярные новогодние песни
Певец Михаил Шуфутинский оценил популярность песни «Третье сентября»
Воспоминания из детства и современные песни… О чем пишут читатели «АиФ»
«Белеет мой парус…» Как песня из «12 стульев» раскрыла талант Миронова
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть