В 1979 году в советском прокате почти безраздельно царствовала «Женщина, которая поёт» — музыкальный фильм с Аллой Пугачевой посмотрело почти 55 млн зрителей. Правда, триумф этой картины был несколько омрачен засильем иностранного кино — в первой десятке лидеров отечественных лент было всего три. А вот все остальные места занимала продукция итальянских, французских, американских и индийских кинематографистов. Причем эти фильмы не были горячими новинками — например, «Синьору Робинзону» было уже три года, а франко-итальянский «Горбун» Андре Юнебеля вообще вышел в 1959-м. Японский фильм со скромным названием «Легенда о динозавре» был относительно свежим — он добрался до советских зрителей всего лишь спустя два года после премьеры на родине.
Откуда взялась эта легенда?
За производством «Легенды о динозавре» стояла японская кинокомпания Toei, которая в основном занималась супергеройским кино жанра токусацу и историческими костюмными сериалами о самураях дзидайгэки. Большинство её продукции распространялось в Японии; в 1990-е анимационное подразделение Toei выпустило мультсериал «Сейлор Мун», который оказался очень популярным во всем мире.
Решение снимать фильм о доисторических монстрах принял глава Toei Сигэру Окада. Причем вдохновение он получил не из традиционных японских фильмов о кайдзю — гигантских монстрах, самым известным из которых является Годзилла. Сильное впечатление на Окаду произвел фильм Стивена Спилберга «Челюсти» — и он решил поэксплуатировать западные находки применительно к Японии. Ну а окончательный выбор в пользу подводных динозавров был сделан после очередной шумихи по поводу чудовища из шотландского озера Лох-Несс; в 1975-м как раз были опубликованы новые исследования этого водоема.
О чем эта «Легенда»?
События фильма разворачиваются возле озера Сай, которое расположено неподалеку от Фудзиямы — самого узнаваемого места Японии. Это было сделано сознательно, так как позволяло добавить в стандартный сюжет национальный колорит. В остальном ничего неожиданного — молодой геолог исследует странную пещеру, среди местных жителей бродят слухи о различных чудовищах и прочих опасностях, а в окрестностях пропадают люди и умирают животные.
В итоге герои оказываются в пещере, где находят яйца динозавров, а самих динозавров оказывается целых два — летающий птеродактиль и водный плезиозавр. Ящеры вступают в схватку, но завершает их битву природа — после извержения Фудзи один сгорает в лаве, а другой падает в глубокую трещину.
В целом «Легенда о динозавре» — это типичная для Японии тех лет картина с элементами хоррора и с участием тех самых кайдзю. При этом саспенс японцы нагонять умели, так что в фильме есть несколько по-настоящему пугающих моментов — например, сцена с перекушенной надвое девушкой-ныряльщицей.
Как посмотрели фильм?
В японский прокат «Легенда о динозавре» вышел 29 апреля 1977 года и особого успеха не имел — было продано всего 650 тысяч билетов, а сборы составили 240 млн йен (при бюджете в 750 млн йен, или $2,8 млн). Окада рассказывал, что фильм удалось продать в несколько стран во время международных кинофестивалей в Тегеране и Милане, но ни на одной территории картина не стала хитом. Кроме Советского Союза.
До зрителей СССР, которые не были избалованы многочисленными кайдзю или «Челюстями», «Легенда» добралась спустя два года и произвела шоковый эффект. Советские кинематографисты с жанром ужасов почти не работали, а отдельные примеры проходили либо как детские сказки, либо как экранизация классики — за 10 лет до динозавров из Японии одним из лидеров проката стал «Вий». Но съеденные заживо люди или обезглавленные лошади были всё-таки в новинку — так что люди массово шли на «Легенду...», и даже не раз. Всего фильм посмотрело за год 48,7 млн человек — немногим меньше, чем Аллу Пугачеву в «Женщине...». Любопытно, что этой аудитории японскому хоррору хватило лишь на третье место — вторым в 1979 году стал не менее легендарный, но зато веселый «Синьор Робинзон» Серджио Корбуччи, который посмотрели 52,1 млн зрителей.
Сейчас, конечно, «Легенда о динозавре» смотрится совсем иначе — резиновые куклы монстров совершенно не пугают, а в сюжете невооруженным глазом видны зияющие дыры, которые очень сложно замаскировать. Впрочем, это не отменяет того, что продукции кинокомпании Toei много лет назад удалось напугать непуганых советских граждан.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть