1767

Танец мотыльков. Как снимали «Холодное лето пятьдесят третьего…»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 16. Дачные штрафы. За что и в каком размере могут наказать рублём? 19/04/2022
Действие фильма разворачивается в 1953-м – в год смерти Сталина.
Действие фильма разворачивается в 1953-м – в год смерти Сталина. Кадр из фильма

Когда на экраны вышел фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1987 г.), для многих он стал откровением. Критики писали, что появление такой картины в последние годы существования СССР стало возможным благодаря гласности и перестройке.  

В середине 80-х гг. в обществе уже веяло переменами, люди робко начинали думать, а иногда и говорить о том, что долгие годы в Стране Советов было под запретом. И, когда сценарист Эдгар Дубровский принес на киностудию свою работу под названием «Танец подёнок» (подёнки – это мотыльки), худсовет высоко оценил сей труд. В производство была принята картина под рабочим названием «Ближняя история» - режиссером стал Александр Прошкин.

Создатели послали сценарий в МВД СССР с тем, чтобы им выделили консультанта. Однако сначала пришел следующий ответ: «В связи с тем что работник милиции представлен в сценарии лишь в малозначительных эпизодах, выделение консультанта из органов внутренних дел для работы над фильмом считаем нецелесообразным. По нашему мнению, произведение перегружено сценами жестокости и кровопролития, которые могут негативно воздействовать на зрителей, прежде всего из числа молодежи». Потом в правительстве настояли на выделении консультантов.

«Холодное лето пятьдесят третьего…»
«Холодное лето пятьдесят третьего…» Фото: Кадр из фильма

О чем фильм

События фильма по сценарию происходили в 1955-м, но режиссёр решил перенести сюжет в 1953 год, когда после смерти Сталина произошла одна из самых масштабных в СССР амнистий. На свободу должны были выйти женщины с маленькими детьми, осуждённые за должностные и административные преступления, заключенные младше 18 и старше 55 лет, а также все, кому дали не больше 5 лет заключения. Но в результате на волю вышли более миллиона человек, среди которых были и матёрые преступники, и уже сложившиеся банды, что привело к разгулу преступности по всей стране…

Одна из таких банд грабителей и ворвалась в деревню, где на поселении жил главный герой картины – политический заключенный.

Режиссёр хотел подчеркнуть, что в банды сбивались очень разные люди. История каждого должна была читаться по лицу, и на роли бандитов он утвердил разноплановых актёров. «Вора в законе» сыграл Владимир Головин, который в середине 80-х был одним из самых популярных актёров «отрицательного обаяния». Известный со времён «Неуловимых мстителей» Виктор Косых снялся в роли «шестерки» Баклана. Жестокого бандита Крюка сыграл актёр киевского театра Алексей Колесник…

Актёры вспоминали, что прямо в гриме ездили обедать в столовую леспромхоза, и когда они входили — очередь моментально рассасывалась. После выхода «Холодного лета пятьдесят третьего…» им неоднократно приходилось выступать перед заключёнными, и везде они слышали одобрительное: «Наши люди!».

«Холодное лето пятьдесят третьего…»
«Холодное лето пятьдесят третьего…» Фото: Кадр из фильма

Последняя роль

Одну из главных ролей в фильме – инженера Старобогатова по кличке Копалыч, осужденного за шпионаж, - сыграл Анатолий Папанов. Во время съёмок Анатолий Дмитриевич отпросился на несколько дней в Москву — у его студентов начинался новый учебный год, в связи с чем надо было утрясти некоторые вопросы. По приезде домой он обнаружил, что отключили горячую воду, но все-таки решил принять холодный душ. Ледяная вода спровоцировала сердечный приступ, и Папанов скончался. Это было огромным потрясением для всех. Режиссёр говорил, что долго не мог избавиться от ощущения, что на актёре сказалась судьба Копалыча. В дань памяти он вставил в конец фильма повтор сцены Анатолия Папанова, в которой тот говорит: «Об одном жалею — годы. Так хочется пожить по-человечески. И работать…» — и сказал, что это был последний кадр великого артиста.

Фото: Кадр из фильма

ФАКТЫ

На роль осуждённого за шпионаж Копалыча режиссёр пробовал Георгия Юматова, Вацлава Дворжецкого и известного белорусского актера Геннадия Гарбука. Когда с соискателями не сложилось, появилась кандидатура Анатолия Папанова. В театре актёра не хотели отпускать — он много играл, преподавал в ГИТИСе, но тот настаивал: «Меня эта тема очень волнует — я в ней многое могу сказать…» Папанову довелось в юности провести несколько суток в Бутырке. На заводе, где он работал литейщиком, кто-то украл детали, а «замели» поначалу всю бригаду. Актёр прочувствовал эту несвободу и потом долго боялся, что за ним могут прийти, даже если он ни в чём не виновен…

На роль Лузги режиссёр сразу пригласил Валерия Приёмыхова —  незадолго до съемок они познакомились и очень хотели поработать вместе. Приёмыхов загорелся ролью! По сценарию Лузга в прошлом был учёным-археологом, но актёр сразу сказал, что человек такой профессии не сможет сражаться с уголовниками, он должен быть офицером! Роль переписали, и его герой стал капитаном полковой разведки, который получил срок за то, что был в плену. Приёмыхов настолько вжился в образ, что во время съёмок местные жители подходили к нему и спрашивали: «Ты, часом, не учился… не работал… не отдыхал… не сидел…» — всем казалось, что он простой мужик, которого они где-то видели.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно