1615

«Неудачливый» шедевр. Как «Кавказскую пленницу» не хотели пускать в прокат

Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». / Georg Ter-Ovanesov / www.globallookpress.com

3 апреля 1967 года состоялась премьера комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Нину, главную героиню, озвучивала Надежда Румянцева, пела про «медведей, трущихся о земную ось» Аида Ведищева. А вся слава досталась 19-летней циркачке Наталье Варлей. Картина изменила её жизнь, хотя до сих пор сердце актрисы ноет из-за того, что в фильме ей не дали ни сказать, ни спеть. Обида так и не прошла...

Путь этой лёгкой комедии на экран был тернистым. Предыдущая лента Гайдая «Операция “Ы”» имела огромный успех и стала лидером проката. Но режиссёр считал, что тот фильм опустошил его, а Шурик и троица исчерпали себя (Никулин, Вицин, Моргунов успели сняться также в короткометражках «Пёс Барбос и необычный кросс», «Самогонщики»).

«Троицы не будет!»

Сценаристы Слободской и Костюковский придерживались иного мнения. Ещё до премьеры «Операции» они начали сочинять новые приключения Шурика и хотели, чтобы снимал их только Гайдай. Так что после оглушительного успеха комедии руководство «Мосфильма» надавило на Гайдая, чтобы он взялся за «Шурика в горах» (так первоначально называлась «Кавказская пленница»).

При обсуждении сценария коллеги стали высказывать замечания. Было и такое: «Сценарий во многом тяжелит троица. Она требует отдельных интермедий. Эти маски примитивны, они исчерпали себя». И вдруг Гайдай выдал: «Троицы не будет. Никулин сниматься отказался». Юрий Владимирович вспоминал, что действительно скептически воспринял сценарий и в успех картины не верил.

Спустя пару месяцев режиссёр всё-таки решил привлечь троицу к съёмкам, даже смог уломать Никулина. Однако и Моргунов не желал снова играть Бывалого. К тому же за кадром Никулин, Вицин, Моргунов не испытывали друг к другу тёплых чувств. Но Гайдай заверил их, что в сценарий можно вносить правки. «Режиссёрский сценарий... весь исписан, — говорил он в интервью. — То, что вы прочитали, ещё не окончательный вариант, во многом он „варится“ на съёмочной площадке. Случается, мы заново придумываем целые сцены. Вместе с актёрами отрабатываем реплики, и частенько на репетиции экспромтом рождаются новые».

Платили шампанским

За каждый придуманный трюк (шутку), вошедший в картину, Гайдай «выплачивал» две бутылки шампанского. Никулин заработал за время съёмок 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин — всего одну: вроде бы он не любил шампанское, но любил сдавать посуду. Зато Георгий Михайлович придумал сцены, когда Трус на дороге бьётся в конвульсиях, стоя между Бывалым и Балбесом, и когда пугается платка, обронённого убегающей Ниной.

На роль главной героини — студентки, комсомолки и просто красавицы — претендовали едва ли не 500 девушек. Пробовались Анастасия Вертинская, Жанна Болотова, Наталья Селезнёва, Лариса Голубкина, Наталья Кустинская, Раиса Недашковская... Но никто не устраивал Гайдая. И вдруг ассистент вспомнила эквилибристку из цирка — 18-летнюю Наташу Варлей, которую она видела на съёмках в Одессе. Варлей согласилась из любопытства. И ещё на пробах поразила съёмочную группу «раскрепощённостью». По просьбе Гайдая она легко разделась перед камерами до купальника — ведь для цирковых артисток это «униформа». Чего ж тут стесняться? А режиссёр потом объяснил: «Брижит Бардо в купальнике выглядит талантливее Фаины Раневской».

Почти все трюки в картине Наталья исполняла сама. Она водила машины, спускалась на тросе со скалы, прыгала из окна со съёмочного крана. И даже сиганула за Шуриком в горную реку, когда увидела, что мастер спорта по прыжкам в воду начала тонуть (оказалось, дублёрша наврала о своих достижениях.)

«Река брала начало в ледниках Кавказских гор, — вспоминала Варлей. — Температура в ней была градусов 5–6... Дублей много, так что, когда мы с Шуриком сидим и стучим в кадре зубами от холода, надо сказать, стучали мы практически по-настоящему».

Наталье также пришлось грызть лепёшку, купленную в магазине «Армения», но к съёмкам успевшую засохнуть, и уплетать за обе щеки искусственные и консервированные фрукты — настоящих в апрельской Москве тогда не было.

Сыграть-то Варлей сыграла, а вот озвучивание Гайдая категорически не устроило — всё-таки она не была профессиональной актрисой (истинной причиной такого решения режиссёра Варлей называла пикантную ситуацию, когда она резко отказала Гайдаю в поцелуе). Пришлось ему обратиться к соседке по дому Надежде Румянцевой. А песню про медведей доверить Аиде Ведищевой. От Варлей в фильме осталась пара фраз, в том числе: «Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью!» Спустя годы она призналась: «Я смотрела на себя на экране, говорящую не юным голосом и поющую чужим взрослым тембром, и мне становилось плохо. Я физически ощущала, что нарушена гармония, три компонента не соединяются воедино».

Справедливости ради, Ведищева всего на 6 лет старше Варлей. А у Румянцевой, кажется, до конца жизни был тонкий, чуть ли не детский голосок.

Кавказская пленница
Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Фото: РИА Новости/ Чигляков

К слову, песню о медведях Гайдай поначалу не принимал. И не понимал. «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спину о земную ось»... «Какой мороз, если в картине лето?! — недоумевал он. — Да и не будет народ это никогда петь». Добавим: ни на Кавказе, ни в Крыму гималайские медведи не водятся.

Спас фильм Брежнев

С музыкой вообще всё складывалось непросто. Когда съёмочная группа уехала в Крым, Александр Зацепин отправился в Дом творчества. И за короткое время сочинил 4 мелодии (пятая стала «Песней про султана»), предупредив Гайдая, что одна мелодия может быть песней. Режиссёру она не понравилась. Зацепин психанул: приглашайте другого композитора, например Бабаджаняна, написал заявление об уходе с картины и отдал худруку объединения «Луч» Пырьеву. Тот порвал бумагу и приказал срочно лететь к Гайдаю. Войдя в гостиницу, Зацепин буквально наткнулся на троицу актёров. Они тут же запели мелодию новой песни и стали поздравлять композитора: очень запоминающаяся музыка! Гайдай, однако, стоял на своём. Даже призвал на помощь сценаристов, которые всегда его поддерживали. Но в этот раз они уверяли, что музыка идеальна: просто и со вкусом. Обругав всех, Гайдай ушёл. А злоключения продолжились. Когда картина была готова, больше всех на худсовете досталось троице: она раздражает, её надо сократить; актёры перекривлялись. Влепили по первое число и Зацепину: песня Никулина пошловата; музыка неудачная, не кажется новой и оригинальной; песня о медведях хорошая, но есть и инородная музыка (погоня, мешок плывёт по реке); музыка написана в стиле Таривердиева и кажется устаревшей, часто тормозит действие. Наконец, Пырьев резюмировал: «Это не лучший фильм Гайдая».

Режиссёр сидел сам не свой. Признал, что картина нуждается в доработке. И две недели занимался «улучшением». Ему хватило смелости наплевать на некоторые замечания. В итоге на студии фильм был принят. А в Госкино случился скандал. «Эта антисоветчина выйдет на экран только через мой труп!» Хлопнув дверью, большой начальник вышел из зала. Но уже в понедельник целовал сценариста Костюковского... Оказалось, в пятницу позвонили от Брежнева и попросили «что-нибудь посмотреть». После чего Леонид Ильич благодарил за прекрасную комедию.

В день премьеры «Кавказскую пленницу» только в Москве пустили сразу в 53 кинотеатрах. Всюду был аншлаг. Фильм посмотрели 76,5 млн зрителей, разобрав его на цитаты. Прежде ни у одного советского режиссёра подобного успеха не было. И до сих пор в мире не так много картин, которые спустя 55 лет обожаемы зрителями...

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно