3 апреля 1967 года состоялась премьера комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Нину, главную героиню, озвучивала Надежда Румянцева, пела про «медведей, трущихся о земную ось» Аида Ведищева. А вся слава досталась 19-летней циркачке Наталье Варлей. Картина изменила её жизнь, хотя до сих пор сердце актрисы ноет из-за того, что в фильме ей не дали ни сказать, ни спеть. Обида так и не прошла...
Путь этой лёгкой комедии на экран был тернистым. Предыдущая лента Гайдая «Операция “Ы”» имела огромный успех и стала лидером проката. Но режиссёр считал, что тот фильм опустошил его, а Шурик и троица исчерпали себя (Никулин, Вицин, Моргунов успели сняться также в короткометражках «Пёс Барбос и необычный кросс», «Самогонщики»).
«Троицы не будет!»
Сценаристы Слободской и Костюковский придерживались иного мнения. Ещё до премьеры «Операции» они начали сочинять новые приключения Шурика и хотели, чтобы снимал их только Гайдай. Так что после оглушительного успеха комедии руководство «Мосфильма» надавило на Гайдая, чтобы он взялся за «Шурика в горах» (так первоначально называлась «Кавказская пленница»).
При обсуждении сценария коллеги стали высказывать замечания. Было и такое: «Сценарий во многом тяжелит троица. Она требует отдельных интермедий. Эти маски примитивны, они исчерпали себя». И вдруг Гайдай выдал: «Троицы не будет. Никулин сниматься отказался». Юрий Владимирович вспоминал, что действительно скептически воспринял сценарий и в успех картины не верил.
Спустя пару месяцев режиссёр всё-таки решил привлечь троицу к съёмкам, даже смог уломать Никулина. Однако и Моргунов не желал снова играть Бывалого. К тому же за кадром Никулин, Вицин, Моргунов не испытывали друг к другу тёплых чувств. Но Гайдай заверил их, что в сценарий можно вносить правки. «Режиссёрский сценарий... весь исписан, — говорил он в интервью. — То, что вы прочитали, ещё не окончательный вариант, во многом он „варится“ на съёмочной площадке. Случается, мы заново придумываем целые сцены. Вместе с актёрами отрабатываем реплики, и частенько на репетиции экспромтом рождаются новые».
Платили шампанским
За каждый придуманный трюк (шутку), вошедший в картину, Гайдай «выплачивал» две бутылки шампанского. Никулин заработал за время съёмок 24 бутылки, Моргунов — 18, а Вицин — всего одну: вроде бы он не любил шампанское, но любил сдавать посуду. Зато Георгий Михайлович придумал сцены, когда Трус на дороге бьётся в конвульсиях, стоя между Бывалым и Балбесом, и когда пугается платка, обронённого убегающей Ниной.
На роль главной героини — студентки, комсомолки и просто красавицы — претендовали едва ли не 500 девушек. Пробовались Анастасия Вертинская, Жанна Болотова, Наталья Селезнёва, Лариса Голубкина, Наталья Кустинская, Раиса Недашковская... Но никто не устраивал Гайдая. И вдруг ассистент вспомнила эквилибристку из цирка — 18-летнюю Наташу Варлей, которую она видела на съёмках в Одессе. Варлей согласилась из любопытства. И ещё на пробах поразила съёмочную группу «раскрепощённостью». По просьбе Гайдая она легко разделась перед камерами до купальника — ведь для цирковых артисток это «униформа». Чего ж тут стесняться? А режиссёр потом объяснил: «Брижит Бардо в купальнике выглядит талантливее Фаины Раневской».
Почти все трюки в картине Наталья исполняла сама. Она водила машины, спускалась на тросе со скалы, прыгала из окна со съёмочного крана. И даже сиганула за Шуриком в горную реку, когда увидела, что мастер спорта по прыжкам в воду начала тонуть (оказалось, дублёрша наврала о своих достижениях.)
«Река брала начало в ледниках Кавказских гор, — вспоминала Варлей. — Температура в ней была градусов 5–6... Дублей много, так что, когда мы с Шуриком сидим и стучим в кадре зубами от холода, надо сказать, стучали мы практически по-настоящему».
Наталье также пришлось грызть лепёшку, купленную в магазине «Армения», но к съёмкам успевшую засохнуть, и уплетать за обе щеки искусственные и консервированные фрукты — настоящих в апрельской Москве тогда не было.
Сыграть-то Варлей сыграла, а вот озвучивание Гайдая категорически не устроило — всё-таки она не была профессиональной актрисой (истинной причиной такого решения режиссёра Варлей называла пикантную ситуацию, когда она резко отказала Гайдаю в поцелуе). Пришлось ему обратиться к соседке по дому Надежде Румянцевой. А песню про медведей доверить Аиде Ведищевой. От Варлей в фильме осталась пара фраз, в том числе: «Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью!» Спустя годы она призналась: «Я смотрела на себя на экране, говорящую не юным голосом и поющую чужим взрослым тембром, и мне становилось плохо. Я физически ощущала, что нарушена гармония, три компонента не соединяются воедино».
Справедливости ради, Ведищева всего на 6 лет старше Варлей. А у Румянцевой, кажется, до конца жизни был тонкий, чуть ли не детский голосок.
К слову, песню о медведях Гайдай поначалу не принимал. И не понимал. «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спину о земную ось»... «Какой мороз, если в картине лето?! — недоумевал он. — Да и не будет народ это никогда петь». Добавим: ни на Кавказе, ни в Крыму гималайские медведи не водятся.
Спас фильм Брежнев
С музыкой вообще всё складывалось непросто. Когда съёмочная группа уехала в Крым, Александр Зацепин отправился в Дом творчества. И за короткое время сочинил 4 мелодии (пятая стала «Песней про султана»), предупредив Гайдая, что одна мелодия может быть песней. Режиссёру она не понравилась. Зацепин психанул: приглашайте другого композитора, например Бабаджаняна, написал заявление об уходе с картины и отдал худруку объединения «Луч» Пырьеву. Тот порвал бумагу и приказал срочно лететь к Гайдаю. Войдя в гостиницу, Зацепин буквально наткнулся на троицу актёров. Они тут же запели мелодию новой песни и стали поздравлять композитора: очень запоминающаяся музыка! Гайдай, однако, стоял на своём. Даже призвал на помощь сценаристов, которые всегда его поддерживали. Но в этот раз они уверяли, что музыка идеальна: просто и со вкусом. Обругав всех, Гайдай ушёл. А злоключения продолжились. Когда картина была готова, больше всех на худсовете досталось троице: она раздражает, её надо сократить; актёры перекривлялись. Влепили по первое число и Зацепину: песня Никулина пошловата; музыка неудачная, не кажется новой и оригинальной; песня о медведях хорошая, но есть и инородная музыка (погоня, мешок плывёт по реке); музыка написана в стиле Таривердиева и кажется устаревшей, часто тормозит действие. Наконец, Пырьев резюмировал: «Это не лучший фильм Гайдая».
Режиссёр сидел сам не свой. Признал, что картина нуждается в доработке. И две недели занимался «улучшением». Ему хватило смелости наплевать на некоторые замечания. В итоге на студии фильм был принят. А в Госкино случился скандал. «Эта антисоветчина выйдет на экран только через мой труп!» Хлопнув дверью, большой начальник вышел из зала. Но уже в понедельник целовал сценариста Костюковского... Оказалось, в пятницу позвонили от Брежнева и попросили «что-нибудь посмотреть». После чего Леонид Ильич благодарил за прекрасную комедию.
В день премьеры «Кавказскую пленницу» только в Москве пустили сразу в 53 кинотеатрах. Всюду был аншлаг. Фильм посмотрели 76,5 млн зрителей, разобрав его на цитаты. Прежде ни у одного советского режиссёра подобного успеха не было. И до сих пор в мире не так много картин, которые спустя 55 лет обожаемы зрителями...
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть