В современных условиях на смену выпавшим из проката голливудским премьерам приходят не только современные российские фильмы, но и старое советское кино, которое по праву входит в золотой фонд отечественного кинематографа. Так, в повторный прокат выходит «Служебный роман» Эльдара Рязанова. Кино по-своему легендарное — его премьера состоялась в далеком уже 1977 году. В 1978 фильм посмотрели 58 миллионов зрителей, которые честно отсмотрели две серии отношений строгой начальницы и её добродушного подчиненного. АиФ разбирается, чем так очаровал аудиторию Рязанов.
Популярная пьеса
Не секрет, что «Служебный роман» — это авторская экранизация пьесы «Сослуживцы», написанной Рязановым и его постоянным соавтором, драматургом Эмилем Брагинским в 1971 году. Почти сразу её поставили в нескольких ведущих театрах СССР — например, в ленинградском Театре комедии (сейчас носит имя режиссера Николая Акимова), а также в московском театре имени Маяковского. Кстати, постановка театра Маяковского стала основой для фильма-спектакля «Сослуживцы». По легенде, эта телеверсия активно не нравилась Рязанову, почему тот и решился на «Служебный роман». Впрочем, запись этого спектакля доступна в сети.
Дуэт Мягкова и Фрейндлих
Судя по приведенному выше видео, у Рязанова были причины для недовольства — актеры Галина Анисимова (Калугина) и Борис Левинсон (Новосельцев) действительно были далеки от образов, которые закладывали в этих героев авторы пьесы. Что это за образы — понятно по «Служебному роману»; режиссер позвал в фильм тех актеров, с которыми уже не раз работал на съемочной площадке или видел их пробы на другие свои проекты. Труднее всего, как ни странно, пришлось Андрею Мягкову, который буквально только что прославился на всю страну ролью Жени Лукашина в «Иронии судьбы, или С лёгким паром» и от которого требовалось сыграть совершенно другой типаж. Впрочем, талантливый Мягков с этой задачей справился — его Новосельцев вышел натуральным кабинетным недотепой, типичным обитателем некоего статистического управления, которому проще общаться с цифрами, а не с людьми. Ну, и с актрисой Театра имени Ленсовета Алисой Фрейндлих Рязанов был знаком не понаслышке — она пробовалась к нему и в «Гусарскую балладу», и в «Зигзаг удачи», но идеально подошла к образу властной и местами жестокой Калугиной. Вот как та же сцена выглядела в исполнении Мягкова и Фрейдлих:
Актеры вокруг звезд
Понятно, что основная сюжетная линия «Служебного романа» — взаимоотношения Калугиной и Новосельцева и их нелегкий путь от ненависти до любви. Но в пьесе и в фильме множество побочных сюжетов, актерских пар и актерских работ, без которых картина не попала бы в золотой фонд.
Немного надменная секретарша Верочка (Лия Ахеджакова), которая незаметно фрондирует начальству; суматошная профсоюзная активистка Шура (Людмила Иванова), которая постоянно собирает деньги с сотрудников учреждения; сидящий под лестницей несчастный Бубликов (Пётр Щербаков), который умер, а потом не умер. Ну и, конечно, вернувшийся из зарубежной командировки Самохвалов (Олег Басилашвили) и давно влюбленная в него Ольга (Светлана Немоляева) — его все ненавидели за черствость, а её жалели.
Во что это вылилось
Премьера «Служебного романа» — в фильме 2 серии общей продолжительностью 2,5 часа — состоялась в Москве 26 октября 1977 года. Но по-настоящему народным он стал по итогам уже следующего, 1978 года. Картину посмотрели в кинотеатрах 58,4 млн человек — недосягаемые по нынешним временам цифры, хотя количество копий (1723 в 1970-е) похоже на современное. Андрей Мягков и Алиса Фрейндлих тогда стали лучшим актером и актрисой года по выбору читателей журнала «Советский экран». Ну а «Служебный роман» в том же голосовании был признан лучшим фильмом года.
«Служебный роман» называют лидером советского кинематографа по итогам 1978 года — формально так и есть, он стал лучшим среди отечественных картин, опередив «Судьбу» Евгения Матвеева (57,8 млн зрителей, 1469 копий) и «Трактир на Пятницкой» Александра Файнциммера (54,1 млн зрителей при тираже 1238 копий). Правда, всем трем советским фильмам пришлось выдерживать жесткую конкуренцию с западной продукцией — абсолютным победителем тогда стал индийский «Мститель» (60 млн), а в первой десятке были французские «Четыре мушкетёра» Андре Юнебеля (56,6 млн), «Новобранцы идут на войну» Клода Зиди (50,1 млн) и «Жандарм женится» Жана Жиро (41,8 млн).
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть