Детские фильмы в СССР снимали всегда, но не каждая картина становилась событием. Впрочем, и событий тоже хватало — в 50-е, например, пользовался успехов «Васёк Трубачёв и его товарищи» и его продолжение, в 1960-е пальму первенства стоит отдать комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова, а в 1980-х выстрелили «Гостья из будущего» и «Приключения Петрова и Васечкина».
1970-е годы в этом отношении мало чем отличаются — у киношников хватало как проходных фильмов, так и фильмов, которые до сих пор входят в различные рейтинги лучших фильмов советской эпохи. Но как раз в те годы исполнители главных ролей в таких картинах начинали познавать, что такое всесоюзная слава. Кроме того, именно юные актеры 70-х чуть ли не массово потом получили актерское образование и остались в профессии.
Дима Иосифов, «Приключения Буратино», 1975
Чтобы найти исполнителя роли Буратино, режиссеру Леониду Нечаеву потребовалось отсмотреть около 4 тысяч кандидатов — ни один не подходил. При этом Иосифов уже был в актерском составе — его нашли в минской школе фигурного катания (фильм снимался на киностудии «Беларусьфильм»), но дали роль Арлекино. В итоге произошла рокировка, и 10-летний мальчик после выхода фильма стал звездой всего СССР. Он снимался и после — сыграл Волчонка в фильме Нечаева «Про Красную Шапочку», у него были роли и в других картинах. А потом он окончил ВГИК, работал в кино и в театрах, получил ещё и режиссерское образование. Среди его режиссерских работ — сериалы «Уходящая натура», «Екатерина», «Елизавета», «Любовь Советского Союза». На экране он появляется изредка — так, в фильме «Чемпион мира» Иосифов сыграл шахматиста Михаила Таля.
Татьяна Проценко, «Приключения Буратино», 1975
Мальвину ассистент режиссера нашел в поезде «Москва-Минск». Проценко тогда было 7 лет, но она ничуть не уступала другим юным актерам «Буратино», которые были постарше.
Её игра вдохновила создателей картины — Нечаева и сценариста Инну Веткину — на написание сценария «Про Красную Шапочку», но Проценко в нем сыграть не смогла — незадолго до съемок она получила сотрясение мозга, и родители были против новой работы. Мальвина так и осталась её единственной ролью, хотя ВГИК она окончила — киноведческий факультет. Умерла в 2021-м, после нескольких лет борьбы с раком. Ей было всего 53 года.
Яна Поплавская, «Про Красную Шапочку», 1977
Историю про Красную Шапочку Нечаев всё же снял — главную роль сыграла 10-летняя Яна Поплавская, у которой уже был небольшой опыт актерской игры. В 7 лет Поплавская выходила на сцену театра на Таганке (там тогда работала её мать), а в кино снималась и вовсе с четырех. В школьные годы она снималась достаточно активно, потом окончила Щукинское училище — правда, с отчислением из-за съемок в фильме «Узник замка Иф». После 1990-х в кино появлялась не так часто, но много работала на телевидении, а сейчас преподает актерское мастерство и ведет популярный блог.
Елена Кищик, «Шла собака по роялю», 1978
История о взрослении девочки-подростка, которая влюбляется, но не может разобраться в первой любви.
Главную роль сыграла 15-летняя Елена Кищик, которая после школы окончила ГИТИС, работала в театре «Сфера», но в кино почти не снималась — у неё есть буквально несколько небольших ролей, в том числе — в комедии Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Впрочем, из кинематографа Кищик не уходила — работала актрисой озвучания, в её фильмографии на сайте «Кинопоиск» приведено около 20 работ.
Владимир Шевельков, «В моей смерти прошу винить Клаву К.», 1980
Ещё один фильм о подростковой любви, в которой непросто разобраться. Главных героев Сережу и Клаву в разные периоды их жизни сыграли сразу трое актеров, а старшеклассниками их изобразили Надежда Горшкова и Владимир Шевельков.
У Шевелькова получилась необычная судьба — в кино он пришел 17-летним юношей, только что поступившим в Ленинградский электротехнический институт. Но после «В моей смерти...» он стал очень востребован, перепоступил во ВГИК, много снимался во время учебы. Прославился после роли Никиты Оленева в фильме «Гардемарины, вперед!» 1987 года; правда, во вторую часть его не взяли — не сошелся характером с режиссером и коллегами, а роль Оленева сыграл Михаил Мамаев. Сам Шевельков в конце 1980-х почти ушел из кино, занялся рекламой; вернулся лишь в конце 1990-х уже как режиссер. Снимал, например, сериалы «Опера. Хроники убойного отдела», «Васильевский остров», один из сезонов «Тайн следствия». Иногда и сам появляется на экране в небольших ролях.
Юрий и Владимир Торсуевы, «Приключения Электроника», 1979
Братья Торсуевы тогда были далеко не первой парой близнецов, которые хотели сняться в этом фильме — их номер был ближе к четвертой сотне. Но именно они подошли на роли Электроника и Сережи Сыроежкина, хотя в процессе съемок режиссеру Константину Бромбергу пришлось поменять их местами — Электроник достался более серьезному Володе.
Кстати, в этом же фильме могла сыграть и Яна Поплавская, но та отказалась от роли Майки. После выхода фильма Торсуевы прославились на всю страну, но актерскую карьеру так и не сделали, хотя снимались относительно много — в 90-е занимались больше бизнесом.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть