В начале 2010-х годов термин «шринкфляция» (от английского shrink – «уменьшать») ввела в обиход британо-американский экономист Пиппа Малмгрен. Но само это явление знакомо человечеству уже сотни лет. Причем каждый из нас хотя бы раз сталкивался с шринкфляцией. Что это такое и что с ней не так?
Чтобы не повышать цену, снижая тем самым привлекательность товара, некоторые производители идут по пути уменьшения упаковки. Потребитель получает меньше «усохшего» в весе товара за те же деньги. «Производители прибегают к шринкфляции, когда сталкиваются с ростом затрат на сырье, логистику, оплату труда. За счет этого повышаются реальные затраты покупателя на каждую единицу веса или объема, создается эффект скрытого подорожания, - утверждает кандидат экономических наук, доцент Александр КОЗЛОВ. - По сути, шринкфляция – научное название инструмента манипуляции для сокрытия инфляции или удорожания товара, в основе которого лежит психологическое смирение или согласие потребителя с новой ценой. Широкое распространение шринкфляции связано с развитием поведенческой экономики, изучающей потребительские привычки и разрабатывающей новые методы максимизации прибыли. Исследования показывают, что потребители практически не замечают уменьшения объемов товаров в упаковке, пока внешний вид остается прежним. К примеру, в магазинах мы можем увидеть упаковку яиц из 8 штук вместо стандартных 10, бутылку молока объемом 930 мл вместо 1 л, пакет сахара массой 900 г вместо 1 кг, упаковку макарон объемом 400 г вместо 500 г и т. д.».
Александр Козлов подчеркивает, что такое изменение почти не вызывает негативной реакции населения. Покупатели спокойнее относятся к ситуации, когда цена не меняется явно, даже если фактическое подорожание оказывается сильнее. Так, покупка 10 яиц за 3,5 руб. вместо прежних 3 руб. воспринимается гораздо болезненнее, чем приобретение 8 яиц за те же 3 руб. Несмотря на то что реально во втором случае подорожание серьезнее (ведь стоимость одного яйца увеличилась с 35 коп. до 38 коп.), покупателю все же кажется, что для него ситуация лучше, поскольку сумма покупки осталась прежней. В итоге такая практика помогает некоторым компаниям завуалированно повышать цену, вызывая минимум недовольства покупателей.
«Наш мозг устроен так, что прямой рост цен вызывает однозначный протест: «Опять дороже!» И другое дело, когда продукт незаметно теряет в объеме или весе, а цена остается прежней. В этом случае многие просто не обращают на это внимания, так как подсчет реальной стоимости каждой единицы товара требует лишних усилий. А теперь представьте ситуацию, когда производитель решил окончательно запутать потребителя, и на эти же 8 яиц установил цену 2,99 руб. И снова выбор, и снова нужно считать, что далеко не каждому хочется делать», - дополняет экономист.
НЕ ТОЛЬКО ВЕС
«Будто вишенка на торте - ситуация, когда вес упаковки сохраняется, но состав товара незаметно для потребителя меняется. Например, производитель снижает жирность или заменяет часть мяса в колбасе более дешевыми ингредиентами растительного происхождения, – делится опытом Александр Козлов. – Вот типичный случай из моей практики. Покупая одну и ту же марку витаминов, обнаружил, что со временем доля основного активного вещества сократилась почти в 2 раза, а некоторые активные добавки вовсе исчезли. К моему удивлению, импортный товар, приобретенный за границей, на первый взгляд казавшийся мне на 25% дешевле других, в итоге оказался почти в 2 раза дороже аналогичного официально импортированного в нашу страну».
Такое мировое явление, как шринкфляция, может касаться не только товаров, но и зарплат. Это когда номинальная величина зарплаты остается той же или немного возрастает, но фактически доходы падают из-за инфляции и повышения стоимости жизни. По словам эксперта, также может сложиться такая ситуация, когда для получения одного и того же дохода требуется потратить большее количество времени. Например, из-за увеличения норм выработки, часовых ставок и т. д. Получается, зарплата растет, а жить становится сложнее. Это тоже своего рода скрытое снижение реальных доходов, которое далеко не сразу бросается в глаза. При этом индексация зарплат (например, у нас «минималка» в начале 2025 г. увеличилась с 626 руб. до 726 руб., а в 2026-м г. достигнет отметки 858 руб.) и сдерживание инфляции в пределах 5-7% в том числе направлены на защиту реальной покупательной способности.
Исследования и практические наблюдения эксперта показывают: шринкфляция часто предшествует классической инфляции. То есть когда сократить объем продукта дальше уже нельзя, на него начинается открытое повышение цен. Например, нельзя уменьшить бутылку молока объемом 1 л до 0,5 л, потому что это уже новый вид упаковки.
НЕ НАДО ПУТАТЬ!
Важно различать шринкфляцию и результаты научно-технического прогресса, когда благодаря научным достижениям уменьшается вес товара, но при этом улучшаются его качественные характеристики: «Например, витамины нового поколения содержат меньше активных веществ, но имеют больший коэффициент их полезного действия. Или в случае с упаковкой товаров, ставшей легче, но прочнее и удобнее за счет разработки современных материалов. К слову, шринкфляция чаще всего ассоциируется с продовольственными товарами, потому что именно их сложнее модернизировать технологически и т. д.».
Кстати, технический прогресс ведет к увеличению стоимости изделий, поскольку стоимость за единицу веса постоянно увеличивается за счет количества овеществлённого труда и прежде всего интеллектуального. Примером служат автомобили, в которых появляются детали из карбоновых материалов, они легче и прочнее многих металлов, но значительно дороже их. Также бытовая техника, компьютеры и смартфоны становятся компактнее и функциональнее, но они дорожаю из-за более сложных технологических решений.
НАРУШАЕТ ЛИ ПРАВА
«С одной стороны, шринкфляция отвлекает наше внимание от реальной проблемы роста цен, но с другой - производители все сведения указывают, и никто не мешает покупателю разобраться в реальной ситуации, - дополняет эксперт. - И все же, на мой взгляд, подобные манипуляции некоторых производителей в наибольшей степени сказываются на слабозащищенных категориях населения – детях, пенсионерах, инвалидах. Правительства разных стран пытаются с этим бороться, например, законодательно закрепляя требование указывать цену товара за единицу веса и объема. Так, в Беларуси это требование регламентировано Законом «О защите прав потребителей», и оно соблюдается, чего нельзя сказать о многих других странах. Словом, чтобы не переплатить, следуйте классическому правилу: смотрите на этикетку и анализируйте, что именно меняется в товаре. В крайнем случае можно обратиться в Общество по защите прав потребителей, Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Профсоюзы также готовы поддержать вас. А если ситуация серьезная, идите в суд».
В ТЕМУ
Как пояснила начальник юридического отдела Городского общества защиты потребителей Ольга ИВАЩЕНКО, наш закон требует обязательно размещать полную и точную информации о продукте или товаре на упаковках, ярлыках или этикетках. Это означает, что производитель обязан честно указывать название товара, его вес, объем, состав и т. д., чтобы исключить любые возможности для введения покупателей в заблуждение.
По правилам информация должна быть представлена так, чтобы потребитель смог быстро и без труда её прочитать и понять. Также она не должна быть скрыта от его глаз узорами, рисунками или какими-либо иными написанными, напечатанными или графическими материалами. Название продукта обязательно указывается крупным шрифтом, высота которого должна быть не менее 2 мм. Для изложения текстовой информации и знаков следует использовать любой четко различаемый шрифт, выделяющийся на любом фоне. Кроме того, вся необходимая информация должна быть на государственном языке (русском или белорусском) и при необходимости на иностранном языке в соответствии с его языковыми нормами.
МАРТ собрал жалобы белорусов на магазины
Интернет-магазины обяжут отвечать на электронные обращения покупателей
Хитрости продавцов. Как понять, что вам продают несвежий букет
Почему хлеб младшекласснику продают в магазине, а компьютер – нет?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть