Когда видишь известного человека, особенно ведущего «сухой» информационной программы с многомиллионной аудиторией на ТВ, в непривычном амплуа, это становится неожиданностью. Вау, он и так может!
В интервью «АиФ» Эрнест рассказывает о разных амплуа, литовских корнях, белорусском характере и мистических совпадениях.
- Эрнест, как давно вы занимаетесь музыкой?
- С музыкой дружу с детства. Я учился игре на классической гитаре в музыкальной школе. Кстати, моим первым учителем был выдающийся гитарист Александр Фраучи, который фактически «привез» классическую гитару в страну. Наши родители дружили. Руку мне «ставил» он, а дальше я занимался уже с другими педагогами. Вообще, гитара в моей жизни была всегда. Я не занимался музыкой профессионально - играл в армии, на студенческих вечеринках. Время от времени вешал на гвоздик, потом снова снимал. А когда наступил кризис среднего возраста, я понял, что после себя надо оставить что-то большее, чем подводка к сюжету в выпуске новостей. Тележурналисту в этом смысле трудно: после писателя остаются книги, после художника - картины, после архитектора – дома. А после нас?.. Только эфирное облако, которое через пару месяцев растает. При этом за время работы накапливается много материала, эмоций, переживаний, страстей, которые остаются за кадром и не могут пробиться наружу, за рамки моих эфирных ипостасей, так сказать. Так появились несколько песен. А потом я сравнительно удачно выступил на конкурсе «Поют журналисты Москвы» в «Гнезде глухаря» - главной кузнице бардов России. Сыграть мне помог мой друг - тоже ученик Фраучи, гитарист-виртуоз, лауреат международных конкурсов Дима Мурин. Реакция аудитории, особенно девушек (улыбается), произвела на меня неизгладимое впечатление, и я решил, что буду писать песни дальше. Пригодится ли это потомкам, не знаю, но современникам и особенно современницам кое-что нравится.
- Может быть, пора записать свой альбом?
- Хотелось бы это сделать, но все время мешают разные обстоятельства. Значит, наверное, пока не очень хочу. Или время не пришло. Надо мобилизоваться. Одно дело - написать песню, другое – качественно ее исполнить. Авторы - не всегда хорошие исполнители. Так же как и поэты не всегда читают свои стихи так же убедительно, как профессиональные артисты. Поэтому записывать альбом самостоятельно я не спешу, все время говорю себе: «Надо еще позаниматься». Однажды я все же записал несколько песен, перед тем как мне должны были сделать операцию и был реальный риск потери голоса. Голос не пострадал, а полупрофессиональные записи сохранились. А когда я решил записать песни уже профессионально, нашего звукорежиссера ограбили на улице - украли ноутбук с фонограммами. Пока попыток больше не предпринимаю, жду сигнала.
- Но вы нащупали правильный формат для встреч с публикой…
- Да, я решил не ограничиваться музыкой, а попробовать форму творческих вечеров, где можно и поговорить, и почитать стихи, и песни спеть. Практика показала, что это вполне удачный и востребованный путь к аудитории. Зрителям нравится – и в Москве, и в регионах. Мне, конечно, ближе клубный формат - люди в зале сидят непринужденно, как на собственной кухне, расслабляются и без проблем настраиваются на твою волну. Концертный зал, филармония – конечно, более торжественно, но и более ответственно. Алкоголь, который могли бы принять зрители, уже не поможет (смеется). Недавно мы вернулись из Ставрополя, где нас принимали на ура, вечер продолжался больше 4 часов – как раз в филармонии, без всякого алкоголя.
- Какой концерт вам запомнился больше всего?
- Первый, конечно, - в «Гнезде глухаря», о котором я уже говорил. В зале были в основном журналисты – люди одного со мной призвания. А еще, скорее всего, сработал эффект неожиданности. Они увидели не «андроида» из телевизора, читающего по суфлеру новости, а вполне живого человека со своими страстями, болью и откровениями. Ну, качество текста и музыки, надеюсь, тоже сыграли свою роль. Хотя, если честно, я с определенной долей иронии отношусь к этой части своей жизни, потому что боюсь впасть в грех графомании. Боюсь чрезмерного пафоса или «розовых слюней». Мне в этом смысле очень близок творческий метод Довлатова, который я использую как своего рода камертон, помогающий настроиться на верную волну. Довлатов виртуозно высмеивал себя, свои сомнения и пороки, не теряя при этом достоинства.
- Это правда, что вы восстанавливаете один из спектаклей вашего отца – известного режиссера Гедрюса Мацкявичюса? Расскажите об этом проекте. Когда состоится премьера?
- Это важный для меня проект, на который я направил все свои силы. Спектакль называется «Легенда о Хоакине». 18 мая моему отцу, который открыл направление пластической драмы в театральном искусстве, исполнилось бы 70 лет. К сожалению, он рано ушел. Но сохранилась школа, остались его ученики и последователи. Я подумал, что настоящим памятником, подарком к его юбилею стало бы возрождение – если не театра, то хотя бы этого удивительного спектакля. Нужен первый широкий, уверенный шаг… У отца были несколько потрясающих постановок, силу и глубину которых я по-настоящему начал понимать уже в зрелом возрасте. Спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» стал одним из самых ярких и понятных каждому зрителю. Все гастроли в незнакомых городах начинались именно с «Хоакина». Его иногда путают с постановкой Рыбникова, которая вышла почти в то же время, но отцовский спектакль другой. В нем звучит духоподъемная национальная чилийская музыка, драматургия выстроена безупречно, смотрится на одном дыхании, почти как боевик. А поднятые темы актуальны как никогда – борьба человека за право остаться собой, любовь, свобода, достоинство. А еще этот спектакль - без слов, а значит, будет понятен в любой стране.
Гедрюс Мацкявичюс, отец Эрнеста Мацкявичюса |
Кстати, первый исполнитель роли Хоакина Павел Брюн впоследствии работал в знаменитом Cirque du Soleil, где поставил множество потрясающих шоу, применяя приемы, которым его учил отец. Потом он ставил шоу для Селин Дион, которое в течение 6 лет 5 дней в неделю собирало 4,5 тыс. человек в одном и том же зале в Лас-Вегасе! Метод Гедрюса Мацкявичюса уникальный, говорить и писать о нем можно много и подробно, но лучше все-таки посмотреть. Да, очень важно: «Легенда о Хоакине» не будет калькой с того, старого, спектакля, а станет новой, современной версией. Поставит ее человек, долгое время исполнявший в отцовском спектакле главную роль после Павла Брюна - Владимир Ананьев. Сегодня он режиссер «Театриума на Серпуховке». Ему помогают еще две звезды театра пластической драмы - Анатолий Бочаров и Сергей Лобанков. Я не знаю, что получится. Надеюсь, будет здорово. Премьера состоится в Театре киноактера 18 мая, а еще одна премьера - 5 июня в «Театриуме на Серпуховке». |
- Вы переехали в Россию в детстве. Удалось ли сохранить связи с Литвой – на эмоциональном, культурном, ментальном уровнях? Говорите ли вы по-литовски сейчас? Ваша дочь Даля понимает литовский язык?
- Традиции стараюсь хранить и передавать. Стараюсь хотя бы раз в год возить дочку в Литву. Язык я немного подзабыл. Все понимаю, но говорить неправильно стесняюсь. У Дали неплохая способность к языкам, она уже бегло болтает по-английски, по-литовски тоже старается. В моем музыкальном репертуаре есть несколько народных литовских песен, которые я очень люблю, - мне очень дороги. Кстати, литовские и русские песни похожи, что неудивительно – слишком близко живут наши народы, слишком сильно переплелись культуры, да и история по сути общая. Как бы отдельные политики ни пытались доказывать обратное.
- Есть ли у вас любимое место в Литве?
- Несмотря на то что я родился в Вильнюсе, больше всего я люблю Палангу. 5 лет назад я приехал туда после очень длинного, 30-летнего перерыва. И понял, что это одно из лучших мест на Земле, куда хочется возвращаться снова и снова. В Паланге познакомились мои родители, здесь прошло мое детство. А еще… Знаете, курортный сезон здесь продолжается всего 2 месяца, каждый раз напоминая о скоротечности жизни и мимолетности счастья, о том, что есть вещи, которыми нужно дорожить, пока они с тобою происходят. Я даже песню об этом написал.
- А доводилось ли вам бывать в Беларуси? Какие у вас впечатления от республики?
- В Беларуси бывал проездом, этим летом хотел бы там отдохнуть. Я знаю белорусов как очень добрых, отзывчивых и трудолюбивых людей, с которыми легко и приятно общаться. И хотя страна не купается в роскоши, там есть порядок и стабильность, и это очень здорово. Видно, что люди, которые живут в Беларуси, это очень ценят. Белорусским характером можно гордиться.
- Не скучно ли вам работать в информационной телепрограмме? Возможно, стоит попробовать другой формат?
- Вообще, мне нравится форма интервью, нравится работать с большой аудиторией – в формате ток-шоу, например, и такой опыт, причем богатый, у меня имеется. Сейчас еще активная преподавательская практика – в Московском институте телевидения и радио «Останкино», где я набрал курс по специальности «Тележурналистика» и веду несколько групп по специальности «Мастерство телеведущего». Кроме того, у меня своя мастерская в моей альма-матер – на журфаке МГУ. Сплю по пять часов, но пока справляюсь.
- Какое же из профессиональных амплуа вам ближе всего?
- Если быть совсем честным перед собой - тележурналистика, это моя главная профессия, моя судьба. Это то, что я знаю, понимаю и люблю больше всего. Но в пределах этой профессии тоже есть куда развиваться и время от времени можно менять свои ипостаси. Журналистика - это литература, поэзия, режиссура и даже музыка. То есть все условия, чтобы добиться гармонии, есть. Надо просто не бояться сделать правильный шаг.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть