Когда видишь известного человека, особенно ведущего «сухой» информационной программы с многомиллионной аудиторией на ТВ, в непривычном амплуа, это становится неожиданностью. Вау, он и так может! Эрнест МАЦКЯВИЧЮС - не просто «говорящая голова»: он пишет песни, выступает на музыкальных концертах, собирает полные залы на своих творческих вечерах. Он тесно связан с театром - во многом благодаря своему отцу, знаменитому режиссеру Гедрюсу Мацкявичюсу, основателю направления пластической драмы. В интервью «АиФ» Эрнест рассказывает о разных амплуа, литовских корнях, белорусском характере и мистических совпадениях.
- Эрнест, как давно вы занимаетесь музыкой?
- С музыкой дружу с детства. Я учился игре на классической гитаре в музыкальной школе. Кстати, моим первым учителем был выдающийся гитарист Александр Фраучи, который фактически «привез» классическую гитару в страну. Наши родители дружили. Руку мне «ставил» он, а дальше я занимался уже с другими педагогами. Вообще, гитара в моей жизни была всегда. Я не занимался музыкой профессионально - в основном играл в армии, на студенческих вечеринках. Время от времени вешал гитару на гвоздик, потом снова снимал. А когда наступил кризис среднего возраста, я понял, что после себя надо оставить нечто большее, чем подводка к сюжету в выпуске новостей. Тележурналисту в этом отношении трудно: после писателя остаются книги, после художника - картины, после архитектора - дома. А после нас?.. Только эфирное облако, которое через пару месяцев растает. При этом за время работы накапливается много материала, эмоций, переживаний, страстей, которые остаются за кадром и не могут пробиться наружу, за рамки моих эфирных ипостасей, так сказать. Так появились несколько песен. А потом я сравнительно удачно выступил на конкурсе «Поют журналисты Москвы» в «Гнезде глухаря» - главной кузнице бардов России. Сыграть мне помог мой друг - тоже ученик Фраучи, гитарист-виртуоз, лауреат международных конкурсов Дима Мурин. Реакция аудитории, особенно девушек (улыбается), произвела на меня неизгладимое впечатление, и я решил, что буду писать песни дальше.
Жду сигнала
- Может быть, пора записать свой альбом?
- Хотелось бы это сделать, но все время мешают разные обстоятельства. Значит, наверное, желание пока не очень сильное. Или время не пришло. Надо мобилизоваться. Одно дело - написать песню, другое - качественно ее исполнить. Авторы - не всегда хорошие исполнители. И поэты не всегда читают свои стихи так же убедительно, как профессиональные артисты. Поэтому записывать альбом самостоятельно я не спешу, все время говорю себе: «Надо еще позаниматься». Однажды я все же записал несколько песен, перед тем как мне должны были сделать операцию и был реальный риск потери голоса. Голос не пострадал, а полупрофессиональные записи сохранились. А когда я решил записать песни уже профессионально, нашего звукорежиссера ограбили на улице - украли ноутбук с фонограммами. Пока попыток больше не предпринимаю, жду сигнала.
- Но вы «нащупали» правильный формат для встреч с публикой…
- Да, я решил не ограничиваться музыкой, а попробовать форму творческих вечеров, где можно и поговорить, и почитать стихи, и спеть песни. Практика показала, что это вполне удачный и востребованный путь к аудитории. Зрителям нравится - и в Москве, и в регионах. Мне, конечно, ближе клубный формат - люди в зале сидят непринужденно, как на собственной кухне, расслабляются и без проблем настраиваются на нужную волну. Концертный зал, филармония - конечно, более торжественно, но и более ответственно. Алкоголь, который могли бы принять зрители, уже не поможет. (Смеется.) Недавно мы вернулись из Ставрополя, где нас принимали на ура, вечер продолжался больше 4 часов - как раз в филармонии, без всякого алкоголя.
- Какое же из профессиональных амплуа вам ближе всего?
- Если быть совсем честным перед собой - тележурналистика, это моя главная профессия, моя судьба. Это то, что я знаю, понимаю и люблю больше всего. Но в пределах этой профессии тоже есть куда развиваться и время от времени можно менять свои ипостаси. Журналистика - это литература, поэзия, режиссура и даже музыка. То есть все условия, чтобы добиться гармонии, есть. Надо просто не бояться сделать правильный шаг.
Памяти отца
- Это правда, что вы восстанавливаете один из спектаклей вашего отца - известного режиссера Гедрюса Мацкявичюса? Расскажите об этом проекте. Когда состоится премьера?
- Это важный для меня проект, на который я направил все свои силы. Спектакль называется «Легенда о Хоакине». 18 мая моему отцу, который создал направление пластической драмы в театральном искусстве, исполнилось бы 70 лет. К сожалению, он рано ушел. Но сохранилась школа, остались его ученики и последователи. Я подумал, что настоящим памятником, подарком к его юбилею стало бы возрождение - если не театра, то хотя бы этого удивительного спектакля. Нужен первый широкий, уверенный шаг… У отца были несколько потрясающих постановок, силу и глубину которых я по-настоящему начал понимать уже в зрелом возрасте. Спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» стал одним из самых ярких и понятных каждому зрителю. Все гастроли в незнакомых городах начинались именно с «Хоакина». Его иногда путают с постановкой Рыбникова, которая вышла почти в то же время, но отцовский спектакль другой. В нем звучит духоподъемная национальная чилийская музыка, драматургия выстроена безупречно, смотрится на одном дыхании, почти как боевик. А поднятые темы актуальны как никогда - борьба человека за право остаться собой, любовь, свобода, достоинство. А еще этот спектакль - без слов, а значит, будет понятен в любой стране.
Связь с Литвой
- Удалось ли сохранить связи с Литвой - на эмоциональном, культурном, ментальном уровнях? Говорите ли вы по-литовски сейчас? Ваша дочь Даля понимает литовский язык?
- Традиции стараюсь хранить и передавать. Стараюсь хотя бы раз в год возить дочку в Литву. Язык я подзабыл. Все понимаю, но говорить неправильно стесняюсь. У Дали неплохая способность к языкам, она уже бегло болтает по-английски, по-литовски тоже старается. В моем музыкальном репертуаре есть несколько народных литовских песен, которые я очень люблю, - они мне очень дороги. Кстати, литовские и русские песни похожи, что неудивительно - слишком близко живут наши народы, слишком сильно переплелись культуры, да и история по сути общая. Как бы отдельные политики ни пытались доказывать обратное.
- Есть ли у вас любимое место в Литве?
- Несмотря на то что я родился в Вильнюсе, больше всего я люблю Палангу. 5 лет назад я приехал туда после очень длинного, 30-летнего перерыва. И понял, что это одно из лучших мест на Земле, куда хочется возвращаться снова и снова. В Паланге познакомились мои родители, здесь прошло мое детство. А еще… Знаете, курортный сезон здесь продолжается всего 2 месяца, каждый раз напоминая о скоротечности жизни и мимолетности счастья, о том, что есть вещи, которыми нужно дорожить, пока они с тобою происходят. Я даже песню об этом написал.
- А доводилось ли вам бывать в Беларуси?
- В Беларуси бывал проездом, летом хотел бы там отдохнуть. Я знаю белорусов как очень добрых, отзывчивых и трудолюбивых людей, с которыми легко и приятно общаться. И хотя страна не купается в роскоши, там есть порядок и стабильность, и это очень здорово. Видно, что люди, которые живут в Беларуси, это очень ценят. Белорусским характером можно гордиться.

«Вау-эффект» Эрнеста Мацкявичюса
Никита Пресняков: обо мне судят "по обложке"
«Я кайфую от жизни!» Музыкант Сергей Чиграков о творчестве и любви
Счастливый билет, или Как Игорь Корнелюк выиграл спор
Человек поющий, который очень любит жизнь
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть