8315

«В Беларусь поеду летом». Эрнест Мацкявичюс - о музыке, родине, счастье

№ 20 от 12 мая 2015 года 12/05/2015

 

Когда видишь известного человека, особенно ведущего «сухой» информационной программы с многомиллионной аудиторией на ТВ, в непривычном амплуа, это становится неожиданностью. Вау, он и так может! Эрнест МАЦКЯВИЧЮС - не просто «говорящая голова»: он пишет песни, выступает на музыкальных концертах, собирает полные залы на своих творческих вечерах. Он тесно связан с театром - во многом благодаря своему отцу, знаменитому режиссеру Гедрюсу Мацкявичюсу, основателю направления пластической драмы. В интервью «АиФ» Эрнест рассказывает о разных амплуа, литовских корнях, белорусском характере и мистических совпадениях.

- Эрнест, как давно вы занимаетесь музыкой?

- С музыкой дружу с детства. Я учился игре на классической гитаре в музыкальной школе. Кстати, моим первым учителем был выдающийся гитарист Александр Фраучи, который фактически «привез» классическую гитару в страну. Наши родители дружили. Руку мне «ставил» он, а дальше я занимался уже с другими педагогами. Вообще, гитара в моей жизни была всегда. Я не занимался музыкой профессионально - в основном играл в армии, на студенческих вечеринках. Время от времени вешал гитару на гвоздик, потом снова снимал. А когда наступил кризис среднего возраста, я понял, что после себя надо оставить нечто большее, чем подводка к сюжету в выпуске новостей. Тележурналисту в этом отношении трудно: после писателя остаются книги, после художника - картины, после архитектора - дома. А после нас?.. Только эфирное облако, которое через пару месяцев растает. При этом за время работы накапливается много материала, эмоций, переживаний, страстей, которые остаются за кадром и не могут пробиться наружу, за рамки моих эфирных ипостасей, так сказать. Так появились несколько песен. А потом я сравнительно удачно выступил на конкурсе «Поют журналисты Москвы» в «Гнезде глухаря» - главной кузнице бардов России. Сыграть мне помог мой друг - тоже ученик Фраучи, гитарист-виртуоз, лауреат международных конкурсов Дима Мурин. Реакция аудитории, особенно девушек (улыбается), произвела на меня неизгладимое впечатление, и я решил, что буду писать песни дальше.

Жду сигнала

- Может быть, пора записать свой альбом?

- Хотелось бы это сделать, но все время мешают разные обстоятельства. Значит, наверное, желание пока не очень сильное. Или время не пришло. Надо мобилизоваться. Одно дело - написать песню, другое - качественно ее исполнить. Авторы - не всегда хорошие исполнители. И поэты не всегда читают свои стихи так же убедительно, как профессиональные артисты. Поэтому записывать альбом самостоятельно я не спешу, все время говорю себе: «Надо еще позаниматься». Однажды я все же записал несколько песен, перед тем как мне должны были сделать операцию и был реальный риск потери голоса. Голос не пострадал, а полупрофессиональные записи сохранились. А когда я решил записать песни уже профессионально, нашего звукорежиссера ограбили на улице - украли ноутбук с фонограммами. Пока попыток больше не предпринимаю, жду сигнала.

- Но вы «нащупали» правильный формат для встреч с публикой…

- Да, я решил не ограничиваться музыкой, а попробовать форму творческих вечеров, где можно и поговорить, и почитать стихи, и спеть песни. Практика показала, что это вполне удачный и востребованный путь к аудитории. Зрителям нравится - и в Москве, и в регионах. Мне, конечно, ближе клубный формат - люди в зале сидят непринужденно, как на собственной кухне, расслабляются и без проблем настраиваются на нужную волну. Концертный зал, филармония - конечно, более торжественно, но и более ответственно. Алкоголь, который могли бы принять зрители, уже не поможет. (Смеется.) Недавно мы вернулись из Ставрополя, где нас принимали на ура, вечер продолжался больше 4 часов - как раз в филармонии, без всякого алкоголя.

- Какое же из профессиональных амплуа вам ближе всего?

- Если быть совсем честным перед собой - тележурналистика, это моя главная профессия, моя судьба. Это то, что я знаю, понимаю и люблю больше всего. Но в пределах этой профессии тоже есть куда развиваться и время от времени можно менять свои ипостаси. Журналистика - это литература, поэзия, режиссура и даже музыка. То есть все условия, чтобы добиться гармонии, есть. Надо просто не бояться сделать правильный шаг.

Памяти отца

- Это правда, что вы восстанавливаете один из спектаклей вашего отца - известного режиссера Гедрюса Мацкявичюса? Расскажите об этом проекте. Когда состоится премьера?

- Это важный для меня проект, на который я направил все свои силы. Спектакль называется «Легенда о Хоакине». 18 мая моему отцу, который создал направление пластической драмы в театральном искусстве, исполнилось бы 70 лет. К сожалению, он рано ушел. Но сохранилась школа, остались его ученики и последователи. Я подумал, что настоящим памятником, подарком к его юбилею стало бы возрождение - если не театра, то хотя бы этого удивительного спектакля. Нужен первый широкий, уверенный шаг… У отца были несколько потрясающих постановок, силу и глубину которых я по-настоящему начал понимать уже в зрелом возрасте. Спектакль «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» стал одним из самых ярких и понятных каждому зрителю. Все гастроли в незнакомых городах начинались именно с «Хоакина». Его иногда путают с постановкой Рыбникова, которая вышла почти в то же время, но отцовский спектакль другой. В нем звучит духоподъемная национальная чилийская музыка, драматургия выстроена безупречно, смотрится на одном дыхании, почти как боевик. А поднятые темы актуальны как никогда - борьба человека за право остаться собой, любовь, свобода, достоинство. А еще этот спектакль - без слов, а значит, будет понятен в любой стране.

Связь с Литвой

- Удалось ли сохранить связи с Литвой - на эмоциональном, культурном, ментальном уровнях? Говорите ли вы по-литовски сейчас? Ваша дочь Даля понимает литовский язык?

- Традиции стараюсь хранить и передавать. Стараюсь хотя бы раз в год возить дочку в Литву. Язык я подзабыл. Все понимаю, но говорить неправильно стесняюсь. У Дали неплохая способность к языкам, она уже бегло болтает по-английски, по-литовски тоже старается. В моем музыкальном репертуаре есть несколько народных литовских песен, которые я очень люблю, - они мне очень дороги. Кстати, литовские и русские песни похожи, что неудивительно - слишком близко живут наши народы, слишком сильно переплелись культуры, да и история по сути общая. Как бы отдельные политики ни пытались доказывать обратное.

- Есть ли у вас любимое место в Литве?

- Несмотря на то что я родился в Вильнюсе, больше всего я люблю Палангу. 5 лет назад я приехал туда после очень длинного, 30-летнего перерыва. И понял, что это одно из лучших мест на Земле, куда хочется возвращаться снова и снова. В Паланге познакомились мои родители, здесь прошло мое детство. А еще… Знаете, курортный сезон здесь продолжается всего 2 месяца, каждый раз напоминая о скоротечности жизни и мимолетности счастья, о том, что есть вещи, которыми нужно дорожить, пока они с тобою происходят. Я даже песню об этом написал.

- А доводилось ли вам бывать в Беларуси?

- В Беларуси бывал проездом, летом хотел бы там отдохнуть. Я знаю белорусов как очень добрых, отзывчивых и трудолюбивых людей, с которыми легко и приятно общаться. И хотя страна не купается в роскоши, там есть порядок и стабильность, и это очень здорово. Видно, что люди, которые живут в Беларуси, это очень ценят. Белорусским характером можно гордиться.

vaschuk-03
С Аманом Тулеевым.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно