О тонкостях письменных, устных и электронных обращений «АиФ» рассказал заместитель начальника Управления конституционного законодательства Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси Николай САВАНОВИЧ.
В обыденном понимании обращение - это любая просьба, жалоба или вопрос к кому-либо по интересующей проблеме. С юридической точки зрения понятие «обращение» гораздо уже. Под обращением понимается индивидуальное или коллективное заявление, предложение, жалоба, изложенные в письменной, электронной или устной форме.
Человек может пожаловаться на действия или бездействие конкретной организации, такой как ЖЭС, поликлиника, исполком, кафе или ресторан и др., или отдельного работника такой организации, начиная от руководителя и заканчивая рядовым сотрудником.
Обращение можно направить и индивидуальному предпринимателю. Важный момент - к ИП можно обратиться только путем внесения соответствующей записи в книгу замечаний и предложений. Иные виды обращений не рассматриваются.
Но нужно понимать, что обращение - это не только возможность на кого-нибудь пожаловаться. С помощью обращений можно получить необходимую информацию, получить разъяснение по интересующему вопросу, внести предложение по совершенствованию работы организаций и др.
Пишите письма
Традиционно самый распространенный и привычный вид обращений - письменные обращения. Требования к ним достаточно простые. Письменное обращение должно содержать:
- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- фамилия, имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы);
- изложение сути обращения;
- личную подпись гражданина (граждан).
Кроме того, предусматривается, что в обращениях должна содержаться информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением (при наличии) подтверждающих эту информацию документов.
К сожалению, несмотря на очевидную простоту и доступность, не все заявители соблюдают указанные требования, что может повлечь оставление обращения без рассмотрения по существу. Наиболее распространенные ошибки в оформлении письменного обращения – отсутствие адреса места жительства (места пребывания) и личной подписи.
Письменное или электронное обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее месяца. На практике большинство обращений требуют детального изучения и проработки.
Важно помнить, что согласно требованиям Указа президента Республики Беларусь от 15.10.2007 г. №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» обращения граждан первоначально подлежат рассмотрению в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных им организациях, расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, то есть сначала в проблеме должны разобраться местные органы власти. Если же они не помогли, следует обращаться в вышестоящие структуры.
Личный прием
Во всех организациях, независимо от формы собственности, не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы должен проводиться личный прием.
Личный прием значительно сокращает сроки рассмотрения обращений, позволяет человеку лично изложить все свои доводы. Следует, однако, учитывать, что в ходе личного приема можно решить в основном мелкие, незначительные проблемы, отмечает Николай Саванович. Большинство же вопросов требуют изучения, уточнения представленной заявителем информации, иногда выезда на место и т.д.
Поэтому эксперт советует по серьезным вопросам, требующим проработки, приходить на личный прием с уже подготовленным письменным обращением, поскольку нередко, в спешке пытаясь в письменном виде изложить суть своего обращения, можно упустить важные детали или факты.
Жалоба в Сети
Электронные обращения – новый вид обращений. Тем не менее они быстро стали набирать популярность у населения, что объясняется их простотой и доступностью. Правильному использованию данного способа поможет знакомство с рядом правил.
Первое. В отличие от иных видов обращений, электронные обращения обязаны рассматриваться лишь госорганами и организациями. Это различные министерства, исполкомы, школы, больницы, библиотеки, ЖЭСы и др. Негосударственные организации (различные хозяйственные общества (ОАО, ООО, ЗАО), частные унитарные предприятия и др.), а также индивидуальные предприниматели рассматривать электронные обращения не обязаны и могут на них не реагировать.
Второе. Чтобы высказать свои претензии с помощью Глобальной сети, необходимо отправить письмо по электронному адресу госоргана или организации либо поместить его в специальной рубрике на официальном сайте.
В связи с этим сообщения на форумах не считаются обращением, а значит, не требуют обязательного ответа.
Кстати, госорган решает сам, как ему работать с электронными обращениями: рассматривать электронные обращения, направленные обоими способами (по электронному адресу или путем размещения в специальной рубрике) либо только одним из них. Эта информация должна в обязательном порядке размещаться на сайте госоргана или организации.
И третье. Нужно правильно оформить обращение.
В электронном обращении обязательно должны быть указаны:
- наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;
- фамилия, имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина;
- адрес места жительства (места пребывания) и (или) места работы (учебы);
- изложение сути обращения;
- адрес электронной почты.
Важный момент – если человек не укажет фамилию и адрес, такое обращение считается анонимным и не будет рассмотрено.
Алло, вас слушают!
Еще один востребованный способ общения с населением - прямые и горячие телефонные линии. Проведение прямых и горячих телефонных линий регулируется постановлением Совмина РБ от 23.07.2012 г. №667 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц». Телефонные линии проводят руководители госорганов и иных организаций.
Горячая линия проводится специалистами организации в рабочее время в рабочие дни. Кстати, обращения на горячую линию не регистрируются.
Руководитель организации проводит прямую линию не реже одного раза в квартал; руководитель местного исполнительного и распорядительного органа - не реже одного раза в 2 месяца; замруководителя, руководитель структурных подразделений организации - не реже одного раза в квартал. Время и дату проведения телефонной линии граждане могут узнать из СМИ, сети Интернет.
При обращении на прямую линию необходимо представиться, сообщить данные о месте жительства и (или) работы (учебы), изложить суть проблемы. Позвонив на прямую линию, человек получает исчерпывающий ответ на свой вопрос в пределах компетенции организации. Кстати, если гражданин не смог решить проблему во время прямой линии, то в течение 15 дней со дня регистрации обращения в организации, он будет уведомлен о разрешении своего вопроса. При необходимости дополнительного изучения обращения, проведения специальной проверки или запроса срок рассмотрения может быть продлен до месяца.
О жалобщиках
В последнее время появились так называемые профессиональные жалобщики, для которых переписка с государственными органами становится самоцелью, а не способом решения реальной проблемы. Они ежедневно «терроризируют» госорганы малосодержательными, но объемными жалобами по самым различным вопросам. Особой популярностью у них пользуется книга замечаний и предложений. Таких людей немного, и, как правило, они известны поименно.
Закон предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение злоупотребления правом на обращение. Это прежде всего возможность прекратить переписку с лицом, которое, несмотря на получение ответа по существу своего вопроса, продолжает регулярно «забрасывать» госорганы все новыми и новыми обращениями.
Кроме того, следует отметить возможность взыскания расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения. Такие расходы подлежат взысканию в судебном порядке.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть